Старая мельница Поленова

Вадим Константинов 2
                Печать чего-то
                Неизменного...

                Но в тоже время,
                И живого...

                В полотнах дивного
                Поленова
                Мы распознать сумеем
                Снова!..

                Поленова...

                Что, как
                Ни горько
                Теперь звучат
                Мои слова -
                Пожалуй, лишь
                "Московским Двориком"
                Пока знаком
                Для большинства!..
                12.2004.


                Здесь иллюзия
                Присутствия
                Нами завладеть
                Готова...

                И мистическое
                Нечто
                В воздухе растворено...

                И невольно ждёшь
                Под вечер
                Появленья водяного...

                И у мельницы забытой
                Ты русалок видишь
                Снова...

                И внезапно оживает
                Пред тобою
                Полотно!..
                16.02.2020.



   Пейзажный жанр в творчестве Василия Поленова занимает особое место, и в этом есть большая ирония. Мечтавший ещё во времена обучения почивать на лаврах мастера исторической живописи, Поленов вошёл в историю искусства именно как выдающийся пейзажист. Он создал множество «поджанров» - поэтический пейзаж, повествовательный пейзаж, пейзаж настроения и др., оставив лирические описания любых местечек.

   «Старая мельница» - картина необычайно реалистичная и глубокая. Это полотно с внутренней историей. Центральное место здесь занимает, собственно, мельница. Её тяжёлые колёса потемнели от времени, деревянный каркас обветшал, а крыша представляет собой неровные островки соломы. Но глядя на почти стоячую воду этого озерца, опустелую мельницу, так ярко представляешь себе, как раньше здесь кипела жизнь – ровно крутились большие колёса, приводимые в движение шустрым потоком воды, важно прогуливался мельник, а к мельнице тянулись повозки с зерном.

   Теперь это место безлюдно и эту заброшенность, одиночество как нельзя лучше подчёркивает фон – пасмурный день и тяжёлый туман, из которого едва выглядывают редкие деревья. Лишь мальчишка на берегу реки привносит в картину движение, несмотря на его статичную позу – он ловит рыбу и сам будто притих, боясь разбудить это тихое покинутое место от заслуженного сна.