Преображение

Владлен Кешишев
Лететь по ветру, забыв про парус,
Сиянью ритма доверив тело,
И, оставляя иллюзий гарус,
Палитру красок творя умело,
Рождая звёзды и шепот листьев,
Макая в вечность любовно кисти,
Губами тайны орбит лаская,
В театре жизни преображаясь,
Преображая подмостки сцены,
Предвосхищая смех Мельпомены.
***
18.02.2020

Мельпомена - MELPOMENE - Семейное положение не замужем.

Пантеон Древней Эллады объёмен и, помимо богов, предлагает знакомство с другими возвышенными существами. Биографии небожителей послужили мотивами для сложения мифов и легенд, которыми знаменита древнегреческая история. Каждому направлению деятельности соответствовал покровитель, наделенный магическими способностями и силами. Среди них – Мельпомена, муза трагедии, а впоследствии театра. Она благословляла на творческую реализацию в искусстве.

Мельпомену считали богиней, но на самом деле она была одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины. Как и сестры, девушка изображалась красавицей в лавровом венке. Ее сопровождали соответствующие атрибуты: длинная театральная мантия, трагическая маска и меч, иногда заменяемый палицей. С течением времени образ персонажа модифицировался, но внешность музы не менялась. Ее биография пополнялась новыми подробностями и событиями. Культ богини формировался на протяжении продолжительного периода времени. Поэтому ее статус музы изменился на божественный.

Зевс и Мнемозина
По легенде, музы проживали на горе Парнас вблизи Кастальского ключа и на горе Геликон рядом с источниками Иппокрены. Людей, стремившихся к творчеству и вдохновению, музы сопровождали, даруя благодать. Они предлагали испить из волшебных источников, наделявших талантом. Тех же, кто пытался состязаться с божественными существами, ждала неминуемая кара. Красавицы, дарующие способность к танцу, пению, музыке и другим направлениям в искусстве, не переносили тщеславия и жестоко наказывали за него. Искусство и творчество, по их заветам, должны очищать душу, сопровождаясь благими мыслями и целями.

Первые упоминания о музах появились в литературных произведениях Гесиода и Гомера. Поначалу их имена не озвучивались, и образ представлялся в едином обличии. Затем речь шла о трех богинях, чей функционал постоянно корректировался. Сегодня известно, что древние греки поклонялись девяти музам: Терпсихоре, Талии, Эвтерпе, Эрато, Клио, Каллиопе, Урании, Полигимнии и Мельпомене. По словам Гесиода, восхитительные юные красавицы воспевали Зевса и других богов, даруя людям таланты и способности. Любопытно, что Талию противопоставляли Мельпомене, изображая с комической маской в руках.

В «Иллиаде», принадлежавшей перу Гомера, музы были подчинены Аполлону, богу искусства и гармонии. Помимо творческих мотивов, они вдохновляли на занятия наукой и несли в мир моральные ценности. Геродот назвал в честь музы Мельпомены четвертую книгу сборника «История», увековечив ее имя в своем творчестве.

Муз также связывают с Дионисом, на мероприятиях которого они появлялись. Им свойственны вдохновение и мистика, упорство на пути к своей мечте и творческий азарт. Божественные существа широко почитались и воспевались в Древней Греции. Им посвящали храмы, называвшиеся Мусейонами. Обстановку и нужную атмосферу в них поддерживали служители, жрецы. По некоторым данным, такой храм располагался в школе, основанной Пифагором. Там находились скульптуры всех девяти муз.

Греческая мифология открывает хитросплетения взаимоотношений между богами и простыми смертными. Она повествует о том, как складывались жизни возвышенных существ. Согласно легендам, Мельпомена была дочерью Зевса и Мнемосины. Восемь ее сестер, как и она, стали покровительницами науки и искусства.

Первоначально Мельпомену считали музой песен и драматических произведений, но со временем ее начали олицетворять со сценическими постановками и мероприятиями. В итоге музу ассоциируют с театром, обобщая сферу ответственности персонажа в одно направление.

На первый взгляд, облик Мельпомены вызывает мысли об агрессии, ведь в руки девушки вложен меч. Но она не являлась карательницей. При этом муза ограничивала пределы театральности, напоминая, что примерка масок должна происходить только на театральном поприще, но не в жизни.

Муза трагедии стала матерью знаменитых сирен, которые появились на свет в ее союзе с Ахелоем. По преданию, две ее дочери решили состязаться с музами в способности к пению и проиграли соревнование. За это девушки были казнены. Мельпомена вечно оплакивала своих детей, как оплакивала и людей, пошедших против воли богов.

Как и другие музы, Мельпомена была постоянной спутницей Аполлона. Ей принадлежит идея создания варвитоса – музыкального инструмента, напоминающего лиру.

Экранизации
Сегодня имя Мельпомены упоминается в качестве эпитета и в переносном смысле. Выражение «жрец Мельпомены» можно услышать в высокопарных откликах об актерах театра. Те, кто ценят многовековую историю этой области искусства, нередко вспоминают имя музы. Ее биография мало освещается в мифологии, поэтому полноценных спектаклей или фильмов богине не посвящают. Но само имя нередко фигурирует в монологах театральных постановок и в описательных моралите.

В 1987 году на советские экраны вышел телеспектакль под названием «О, Мельпомена!» режиссера Дины Луковой. Этот проект объединил в себе три чеховских сюжета, повествующих об актерах, а название стало тонкой иронией автора над представителями драматического направления в искусстве.