Эволюция машин, или Как спасти Терминатора

Белый Рояль
"Терминатор. Генезис", 2015 год

Трудно было предположить, что пятая часть знаменитого фильма "Терминатор", благодаря усилиям сценаристов ставшего почти сериалом, заставит меня взяться за перо критика.
Фильм 2015 года, сейчас у нас 2020-й... Позднее зажигание, конечно, но хорошо то, что все, кто хотел, уже посмотрели - никаких я кинематографических тайн не выдам. А кому не очень интересно - вряд ли станет и читать.

Итак, Дейенерис Таргариен...
Ой-ой-ой, куда меня это занесло? Сара Коннор, разумеется, снова становится объектом охоты для системы "Скайнет". Конечно, актриса Эмилия Кларк - далеко не актёр "одной роли", но  повелительница драконов очень органично превращается в победительницу роботов. Мне милее другая Сара, "та самая", которая была в двух первых частях. Но если в каждом фильме - новый Джон Коннор, почему бы один раз не поставить и другую Сару? У "новой" Сары хорошо получается ёрничать, выбираться из передряг, участвовать в погонях, совершенно не боясь никаких испытаний - такое ощущение, что она, а не явившийся к ней в мирное прошлое Кайл Рис - закалённый солдат. Но вот обаяние, тревога за будущее своего сына и целого человечества, актёрская игра "по-взрослому" - на стороне Линды Хэмилтон, и на этом поле Дейенерис её так просто не переиграть. И потом, "новой" Саре не приходится доказывать, что это она нормальна, в то время как мир сошёл с ума, а ведь это тоже потребовало от первой Сары Коннор силы духа, изобретательности и несгибаемости в борьбе с социумом. 
Роботам уже недостаточно контроля над системами вооружений и ракетными комплексами, технического превосходства, они хотят быть повсюду, и, благодаря гаджетам, планшетам, в общем, всему электронному, что нас окружает, это им почти удаётся. Как всегда, на пути у "Судного дня" опять становится хрупкая женщина.

Интересно развитие мысли создателей фильма. Если нашумевшие "Терминатор" и "Терминатор-2" со злым, и соответственно, добрым Арнольдом Шварценеггером создавались уже давненько, в эпоху "до-гаджетов" и цифровизации всего мира, то "Генезис" - свеженькое, 2015 года. Фантастика - разумеется, молодой жанр, а кинофантастика так и вовсе зародилась недавно, если смотреть в исторической перспективе "самого главного из искусств". Но и технический прогресс не остановить, и уже можно сопоставить, что предсказывали фантасты и что воплотилось из их прогнозов. Например, братья Стругацкие, и не только они, развивали идею "гиперпрыжков" через галактики, "по Киру Булычёву" мы уже должны вовсю осваивать ближайшие планеты Солнечной системы, а такую привычную всем сегодня вещь, как сотовый телефон, никто не предсказал. Правда, говорят, были ещё в 30-е мысли о том, что во время разговора по телефону собеседника можно видеть, это предвосхитило современные "скайпы" и телефоны с видеосвязью. Но в общем и целом - "будущее не предопределено", и мы это прекрасно видим. Поэтому "Терминатор. Генезис" вышел далеко за рамки системы обороны - куда-то в сторону "Матрицы", то есть тотального контроля над человечеством. Ведь свой "адрес" в цифровом мире сегодня есть практически у всех...
Кстати, мне довелось посмотреть "Генезис" на фоне реального, далёкого от фантастики выпуска новостей, где прозвучала информация о том, что из Китая в Россию поставили партию бытовой техники со встроенными чипами, некоторые имели микрофон. При включении прибора в розетку они автоматически находят работающие в радиусе 200 метров компьютеры и по вай-фай рассылают что хотят, от спама до вирусов. Такие вот "утюги-шпионы". Поэтому окружающие нас предметы комфорта, усиленно и даже навязчиво облегчающие нам жизнь, вполне могут стать кирпичиками, мостящими дорогу в какой-нибудь очередной техногенный ад.

"Ад" пятой части в какой-то степени посерьёзнее всех остальных. Там, по крайней мере, всё было достаточно логично, понятно и прямолинейно, и сами сценаристы не запутались в альтернативных витках времени и зрителей не запутали. Но ведь тут действительно растеряешься! Джон Коннор, лидер Сопротивления людей нашествию машин, громит "Скайнет", захватывает машину времени - ну, это мы знаем ещё из первой части. Отправляет в прошлое Кайла Риса - это нам тоже известно. Но каково же удивление, его и наше, когда в 1984-м его встречает не запуганная и беспомощная официантка, а боец, имеющий к тому же... личного Терминатора. Всё, что произошло раньше, мы знаем из воспоминаний Сары Коннор и её рассказов, но факт остаётся фактом - она подготовилась. "За кадром" осталось то "очеловечивание" машины, намёки на которое есть в фильме "Терминатор-2", когда маленький Джон и "железный (в буквальном смысле) Арни" вместе чинят машину. Сару из "Генезиса" робот воспитывает с 9 лет и к моменту появления Кайла Риса уже умеет улыбаться, шутить и даже обижаться, а ещё никого не убил, вопреки назначению. "Береги мою Сару" - как вам такое заявление перед лицом непобедимого врага, в минуты, которые каждый из героев считал для себя последними? Это не программа, это вполне человеческий голос.
Кто его послал в детство Сары, неизвестно. За прошедшие годы он научился "мимикрировать", стараясь не выделяться в толпе, в общем, почти социализовался. А тут - смешались в кучу люди, роботы... В одном времени, месте, на одном пятачке земли оказались почти все "Терминаторы" из всех предыдущих частей, исключая разве что робота-женщину. Но даже грозный Т-1000 здесь эпизодичен - с ним уже научилась "справляться". Много прямых цитат как из предыдущих "Терминаторов", так и из других фильмов - например, кто смотрел "Скорость", тот вспомнит "гонки на автобусах" в потоке машин, когда остановиться невозможно. Избыток "дежа вю" на один квадратный метр, и при этом совершенно ошарашивающий "главный враг": так и вспоминаются слова товарища Саахова о том, что "тот, кто нам мешает, нам и поможет".
Не в силах победить Джона Коннора, "Скайнет" решила сделать его... своим лучшим и эффективнейшим оружием. Недаром же наконец-то встретившиеся Сара и Кайл в течение всего фильма ни разу даже не поцеловались - очевидно, боясь "запрограммировать" такое чадо... Но и "чаду" их смерть не нужна, ему нужна победа, теперь уже - машин над людьми. И задача любимой мамы - помешать ему...
В общем, бронебойная идея с лихвой компенсирует все остальные реплики и повторы самих себя. Смущает только одно. В конечном итоге, разумеется, "победили наши". Опять хрупкий мир, опять цветут деревья и играют дети, до очередной каверзы со стороны роботов. А каверза воспоследует - казалось бы, в каждой из предыдущих частей техническое "зло" было побеждено, и в каждом случае - начисто и окончательно, и вот уже пятый раз сценаристы доказывают - лазейка есть. И вот среди победителей оказывается тот самый "железный Арни"... Приключение пошло ему только на пользу, он даже "обновился" на заводе машин "Скайнета", и уже обновлённым и посвежевшим, добавив "жидкого металла" в свои устаревшие конструкции, пришёл в финале к героям. А как же, простите... чип, который стоит у него в голове и который непременно нужно уничтожить? Робот - друг семьи... Почти что робот Вертер, не побоюсь этого сравнения, при отсутствии внешних угроз и необходимости стрелять на поражение. Как случилось так, что вместе собрались не только все роботы, но и все ниточки альтернативных историй? И как вышло, что устаревший по конструкции робот, не всегда успевающий на места происшествий и иногда с трудом "догоняющий" своего более модифицированного коллегу и по совместительству врага, переиграл целый "Скайнет"? Разумеется, в тандеме с людьми, которые не против делить мир с компьютерным разумом, но на своих условиях. И тем не менее... Действительно, он оказывается более чем полезным, о чём и говорит ещё в начале фильма.
А может быть - сценаристы-то ведь тоже люди, а не машины - они просто решили не убивать симпатичного робота, как делали это во всех предыдущих частях, завершить, так сказать, "на мажорной ноте". И придумали очередное техническое чудо, чтобы не огорчать зрителей.   

"Генезис" - это программа, которая должна запуститься в определенный час, причем этот час создатели всё время переносят: в финальных сценах только что было "13 часов до запуска", как уже "8 часов", а потом счёт пошёл и вовсе на минуты. Вопрос: если компьютер "Скайнета" уже достиг такого могущества, то почему он так долго возился с двумя людишками и одним роботом, а не включился сразу же? Какая-то странная игра в поддавки, когда на кону - владычество над миром... Однако, чтобы завоевать будущий мир, главные герои снова пришли убить - убить машину, в прямом и переносном смысле слова - своё детище, порождение технического гения человека. "Вы всё время убиваете" - говорит виртуальный киндер, голограмма, которая вещает от имени программы. И в этом случае к искусственному интеллекту нельзя не прислушаться... Но надежда есть - чему свидетелем является всё тот же Терминатор: ведь кто-то, оставшийся неизвестным, отправил его когда-то к Саре Коннор за девять лет до событий "Терминатора-1"...

Однако, ночь, пойду проверю, хорошо ли заперты двери - и спать. Хотя в случае нашествия, восстания и иной активности машин они, конечно, не спасут...