"Терминатор. Генезис", 2015 год
Трудно было предположить, что пятая часть знаменитого фильма "Терминатор", благодаря усилиям сценаристов ставшего почти сериалом, заставит меня взяться за перо критика.
Фильм 2015 года, сейчас у нас 2020-й... Позднее зажигание, конечно, но хорошо то, что все, кто хотел, уже посмотрели - никаких я кинематографических тайн не выдам. А кому не очень интересно - вряд ли станет и читать.
Итак, Дейенерис Таргариен...
Ой-ой-ой, куда меня это занесло? Сара Коннор, разумеется, снова становится объектом охоты для системы "Скайнет". Конечно, актриса Эмилия Кларк - далеко не актёр "одной роли", но повелительница драконов очень органично превращается в победительницу роботов. Мне милее другая Сара, "та самая", которая была в двух первых частях. Но если в каждом фильме - новый Джон Коннор, почему бы один раз не поставить и другую Сару? У "новой" Сары хорошо получается ёрничать, выбираться из передряг, участвовать в погонях, совершенно не боясь никаких испытаний - такое ощущение, что она, а не явившийся к ней в мирное прошлое Кайл Рис - закалённый солдат. Но вот обаяние, тревога за будущее своего сына и целого человечества, актёрская игра "по-взрослому" - на стороне Линды Хэмилтон, и на этом поле Дейенерис её так просто не переиграть. И потом, "новой" Саре не приходится доказывать, что это она нормальна, в то время как мир сошёл с ума, а ведь это тоже потребовало от первой Сары Коннор силы духа, изобретательности и несгибаемости в борьбе с социумом.
Роботам уже недостаточно контроля над системами вооружений и ракетными комплексами, технического превосходства, они хотят быть повсюду, и, благодаря гаджетам, планшетам, в общем, всему электронному, что нас окружает, это им почти удаётся. Как всегда, на пути у "Судного дня" опять становится хрупкая женщина.
Интересно развитие мысли создателей фильма. Если нашумевшие "Терминатор" и "Терминатор-2" со злым, и соответственно, добрым Арнольдом Шварценеггером создавались уже давненько, в эпоху "до-гаджетов" и цифровизации всего мира, то "Генезис" - свеженькое, 2015 года. Фантастика - разумеется, молодой жанр, а кинофантастика так и вовсе зародилась недавно, если смотреть в исторической перспективе "самого главного из искусств". Но и технический прогресс не остановить, и уже можно сопоставить, что предсказывали фантасты и что воплотилось из их прогнозов. Например, братья Стругацкие, и не только они, развивали идею "гиперпрыжков" через галактики, "по Киру Булычёву" мы уже должны вовсю осваивать ближайшие планеты Солнечной системы, а такую привычную всем сегодня вещь, как сотовый телефон, никто не предсказал. Правда, говорят, были ещё в 30-е мысли о том, что во время разговора по телефону собеседника можно видеть, это предвосхитило современные "скайпы" и телефоны с видеосвязью. Но в общем и целом - "будущее не предопределено", и мы это прекрасно видим. Поэтому "Терминатор. Генезис" вышел далеко за рамки системы обороны - куда-то в сторону "Матрицы", то есть тотального контроля над человечеством. Ведь свой "адрес" в цифровом мире сегодня есть практически у всех...
Кстати, мне довелось посмотреть "Генезис" на фоне реального, далёкого от фантастики выпуска новостей, где прозвучала информация о том, что из Китая в Россию поставили партию бытовой техники со встроенными чипами, некоторые имели микрофон. При включении прибора в розетку они автоматически находят работающие в радиусе 200 метров компьютеры и по вай-фай рассылают что хотят, от спама до вирусов. Такие вот "утюги-шпионы". Поэтому окружающие нас предметы комфорта, усиленно и даже навязчиво облегчающие нам жизнь, вполне могут стать кирпичиками, мостящими дорогу в какой-нибудь очередной техногенный ад.
"Ад" пятой части в какой-то степени посерьёзнее всех остальных. Там, по крайней мере, всё было достаточно логично, понятно и прямолинейно, и сами сценаристы не запутались в альтернативных витках времени и зрителей не запутали. Но ведь тут действительно растеряешься! Джон Коннор, лидер Сопротивления людей нашествию машин, громит "Скайнет", захватывает машину времени - ну, это мы знаем ещё из первой части. Отправляет в прошлое Кайла Риса - это нам тоже известно. Но каково же удивление, его и наше, когда в 1984-м его встречает не запуганная и беспомощная официантка, а боец, имеющий к тому же... личного Терминатора. Всё, что произошло раньше, мы знаем из воспоминаний Сары Коннор и её рассказов, но факт остаётся фактом - она подготовилась. "За кадром" осталось то "очеловечивание" машины, намёки на которое есть в фильме "Терминатор-2", когда маленький Джон и "железный (в буквальном смысле) Арни" вместе чинят машину. Сару из "Генезиса" робот воспитывает с 9 лет и к моменту появления Кайла Риса уже умеет улыбаться, шутить и даже обижаться, а ещё никого не убил, вопреки назначению. "Береги мою Сару" - как вам такое заявление перед лицом непобедимого врага, в минуты, которые каждый из героев считал для себя последними? Это не программа, это вполне человеческий голос.
Кто его послал в детство Сары, неизвестно. За прошедшие годы он научился "мимикрировать", стараясь не выделяться в толпе, в общем, почти социализовался. А тут - смешались в кучу люди, роботы... В одном времени, месте, на одном пятачке земли оказались почти все "Терминаторы" из всех предыдущих частей, исключая разве что робота-женщину. Но даже грозный Т-1000 здесь эпизодичен - с ним уже научилась "справляться". Много прямых цитат как из предыдущих "Терминаторов", так и из других фильмов - например, кто смотрел "Скорость", тот вспомнит "гонки на автобусах" в потоке машин, когда остановиться невозможно. Избыток "дежа вю" на один квадратный метр, и при этом совершенно ошарашивающий "главный враг": так и вспоминаются слова товарища Саахова о том, что "тот, кто нам мешает, нам и поможет".
Не в силах победить Джона Коннора, "Скайнет" решила сделать его... своим лучшим и эффективнейшим оружием. Недаром же наконец-то встретившиеся Сара и Кайл в течение всего фильма ни разу даже не поцеловались - очевидно, боясь "запрограммировать" такое чадо... Но и "чаду" их смерть не нужна, ему нужна победа, теперь уже - машин над людьми. И задача любимой мамы - помешать ему...
В общем, бронебойная идея с лихвой компенсирует все остальные реплики и повторы самих себя. Смущает только одно. В конечном итоге, разумеется, "победили наши". Опять хрупкий мир, опять цветут деревья и играют дети, до очередной каверзы со стороны роботов. А каверза воспоследует - казалось бы, в каждой из предыдущих частей техническое "зло" было побеждено, и в каждом случае - начисто и окончательно, и вот уже пятый раз сценаристы доказывают - лазейка есть. И вот среди победителей оказывается тот самый "железный Арни"... Приключение пошло ему только на пользу, он даже "обновился" на заводе машин "Скайнета", и уже обновлённым и посвежевшим, добавив "жидкого металла" в свои устаревшие конструкции, пришёл в финале к героям. А как же, простите... чип, который стоит у него в голове и который непременно нужно уничтожить? Робот - друг семьи... Почти что робот Вертер, не побоюсь этого сравнения, при отсутствии внешних угроз и необходимости стрелять на поражение. Как случилось так, что вместе собрались не только все роботы, но и все ниточки альтернативных историй? И как вышло, что устаревший по конструкции робот, не всегда успевающий на места происшествий и иногда с трудом "догоняющий" своего более модифицированного коллегу и по совместительству врага, переиграл целый "Скайнет"? Разумеется, в тандеме с людьми, которые не против делить мир с компьютерным разумом, но на своих условиях. И тем не менее... Действительно, он оказывается более чем полезным, о чём и говорит ещё в начале фильма.
А может быть - сценаристы-то ведь тоже люди, а не машины - они просто решили не убивать симпатичного робота, как делали это во всех предыдущих частях, завершить, так сказать, "на мажорной ноте". И придумали очередное техническое чудо, чтобы не огорчать зрителей.
"Генезис" - это программа, которая должна запуститься в определенный час, причем этот час создатели всё время переносят: в финальных сценах только что было "13 часов до запуска", как уже "8 часов", а потом счёт пошёл и вовсе на минуты. Вопрос: если компьютер "Скайнета" уже достиг такого могущества, то почему он так долго возился с двумя людишками и одним роботом, а не включился сразу же? Какая-то странная игра в поддавки, когда на кону - владычество над миром... Однако, чтобы завоевать будущий мир, главные герои снова пришли убить - убить машину, в прямом и переносном смысле слова - своё детище, порождение технического гения человека. "Вы всё время убиваете" - говорит виртуальный киндер, голограмма, которая вещает от имени программы. И в этом случае к искусственному интеллекту нельзя не прислушаться... Но надежда есть - чему свидетелем является всё тот же Терминатор: ведь кто-то, оставшийся неизвестным, отправил его когда-то к Саре Коннор за девять лет до событий "Терминатора-1"...
Однако, ночь, пойду проверю, хорошо ли заперты двери - и спать. Хотя в случае нашествия, восстания и иной активности машин они, конечно, не спасут...