Погружение в классику... или о 4 симфонии Брамса

Константин Челлини
Почувствовать весь космизм и вселенский размах человеческой трагедии, которую описал великий Брамс в своей последней Четвертой симфонии ми минор (1885) вчера в Большом зале московской консерватории удалось благодаря Владимиру Спивакову и его потрясающему Национальному филармоническому оркестру. Они подошли к этой задаче с поистине бетховенским размахом и темпераментом, раскрыв удивительные глубины и впечатляющую мудрость этой бессмертной музыки.....

Первая часть отличается особой насыщенностью и глубиной. В ней намечается трагический сюжет. Часть открывается немного романсовой темой, этот эффект передается благодаря чувственному чередованию секст и терций. Но и эта особенность не скрывает трагического посыла произведения, который обретает воплощение в финале. На протяжении всей первой части звучат периодически фанфары, оттеняющие песенные мотивы побочной партии, которая великолепна в своей искренней чистоте и изысканной простоте.

В лиричном и немного созерцательном Andante второй части слушатель как бы получает небольшую передышку, растворяясь в великолепной и чувственной кантилене балладного жанра, которую открывают соло на валторнах...

В третьей части прозвучало скерцо, шумное, бурное, построенное на контрастах, местами немного колючее и острое, местами чувственно лирическое, но оно в целом оставляет щемящие и глубокие впечатления...

В четвертой части Брамс делает реверанс Иоганну Себастьяну Баху в теме духовых, которая напоминает кантату № 150 «Тебя алкаю я, Господь, несколько усложняя гармонию и вводя хроматические обороты. В полифонических сплетениях представлено разнообразие насыщенных и интересных мелодий и вариаций, которые насчитывают до 30. Это своеобразное переосмысление сонатной формы рондо. Именно в финале трагедия обретает реальное воплощение и проникается философским содержанием благодаря яростным всплескам медных и медных духовых, поддержанных струнными.

Спиваков в роли дирижера напоминал Зевса громовержца, строго но вместе с тем вдохновенно дирижирующего оркестром и передающего через взмахи дирижерской палочки все нюансы, которые необходимо воссоздать оркестрантам. Нюансы, наполняющие содержанием все грани этой мощнейшей симфонии...

О первом отделении концерта, в котором прозвучал концерт для фортепиано с оркестром Людвига вана Бетховена с солистом Иваном Бессоновым я постараюсь написать отдельно в другом посте своем.