Муравейник

Тамара Авраменко
Муравейник

       Женщина сидела за столом, глаза уставились в аккуратно заштопанную дырочку на скатерти. Когда-то давно заядлый курильщик супруг прожёг её окурком, брошенным в пепельницу, но упавшим рядом. Хорошо, вовремя заметил, не то пожара бы не миновать. Ей и в голову не пришло заменить скатерть. Это была их первая совместная покупка после свадьбы. Она же хранила всё, что было связано с этим радостным событием. Замуж выходила по любви. Родила сына. Занималась любимым делом. Кондитер по профессии, всю жизнь пекла тортики, пирожные, пироги. А неизменным и обязательным в дни торжеств в семье был «Муравейник».
        Она не любила ноющих, обиженных на жизнь, на всех и вся, старалась держаться от таких подальше, чтоб не подхватить заразный вирус – поплакаться в жилетку. Жила в охотку, получая удовольствие от труда, книг, которые читала запоем, радуясь уютному мирку, в котором были самые родные люди: муж и сын. Вспомнилось, как маленький, ещё не выговаривающий звук «р» сынишка просил:
- Мамуля, испеки «Мулавейник».
       Когда подрос, стал интересоваться:
- А почему торт назвали «Муравейником». Он совсем на муравьёв не похож.
- Может, потому что муравьи любят сладкое. И форму тортик имеет такую же, как их жилище – горкой, - предположила она.
       Женщина полностью отдалась приятным воспоминаниям. Так было легче, создавалась иллюзия, что прошлое когда-нибудь вернётся. Она включила проигрыватель, на диске которого уже давно стояла одна и та же пластинка. Из динамика мягкий, ставший за много лет родным голос Визбора пел:
- Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретимся с тобою?
      Так повелось, все праздники и вечеринки с друзьями устраивали в этом гостеприимном доме и каждый раз пели «Солнышко лесное».
- Куда всё ушло? Куда подевались те радостные дни? Чем теперь жить? – мучилась вопросами.
       В какой-то момент всё стало меняться, словно чья-то невидимая рука повернула калейдоскоп, и на смену радужным картинкам пришли мрачные и тягостные. Ужасная авария на трассе забрала супруга, работавшего дальнобойщиком. Теперь этот конверт, лежащий на столе, а в нём слишком правильные, казённые и страшные слова.
  …Её пригласили в военкомат, и человек в военной форме стал расспрашивать, как ей живётся, в чём нуждается. Это потом она сообразила, таким образом её готовили, тянули время. Оттого, как военком мямлил и выдавливал из себя учтивость, становилось жутко.
         Наконец он протянул этот конверт, бросив только «читайте», быстро отошёл к окну и закурил. Вот тогда страшное сочетание слов «пропал без вести» словно пуля вошли в сердце. С тех пор каждый вечер она садилась к столу и вспоминала холодный узкий кабинет, бегающие глаза военкома и конверт, хранивший известие, погасившее живой огонёк души. Вновь и вновь женщина бередила уже год не заживающую рану.
        Конечно, она понимала: не друзья её бросили, она сама отдалилась от них, став затворницей и упиваясь одиночеством. Сына в армию провожала тоже одна. Запомнились лица матерей, сбившихся в кучку на перроне, молча глядевших вслед убегающему на юг составу с новобранцами. В воздухе повисло чужое, пугающее слово «Афганистан».
       Вечерами мать сидела за столом, припоминая разговор с военкомом.
- Что же мне делать теперь? Чем помочь сыну? Где искать?
- Надо набраться терпения и ждать, ждать каждый день, каждый час, каждую минуту. Ведь не убит. Пропал без вести – скорее всего в плену.
      Слово «плен» пугало ещё больше. Успела наслушаться всякого. Выдержит ли её мальчик? Да, оставалось ждать. И она сидела за столом, представляя, что ожиданием спасает своё дитя.
       Сидела, а за окном лютовал ветер, и мороз обжигал прохожим щёки… Вот уже с крыш заиграла капель, день прибавился, а она, кутаясь в вязаную шаль, гладила конверт и смотрела в одну точку…
        Летние вечера особенно долгие, и сидеть до темна тошно, а чтоб прилечь, так не спится. Всё дума горькая на уме: где сынок, что с ним, жив ли, свидятся ли? В саду уж виноград поспел, да есть некому. Разве что отнести в детский сад ребятишкам?

     Муравьиха нервничала. И зачем она потащила недавно вылупившихся малышей в дом этой унылой женщины! Наверное, потому что дверь была распахнута, и из кухни доносились приятные запахи. Они уже взобрались на порог, потянулись дружным строем в коридорчик. И тут перед глазами Муравьихи замелькали жёсткие прутья. Она знала – это веник. Хозяйка всегда размахивает им, делая уборку. А ещё был опыт. Как-то Муравьихе досталось от веника. Хорошо вовремя сообразила уцепиться за него и подняться повыше, до ладошки хозяйки. Видно, той стало щекотно, и она небрежным движением сбросила Муравьиху на землю.
        А между тем, разозлившись, женщина несколькими резкими взмахами вымела непрошеных гостей за порог, приговаривая:
- Ах вы, негодники! Только муравьёв мне здесь не хватало!
        Бедная Муравьиха с ужасом осознала, что лишилась доброго десятка малышей. Собрав оставшихся, она поспешила к родному гнезду.
- Как она так может безжалостно уничтожать моих детей! Ведь у самой горе. Ждёт сына, а вернётся ли… Впрочем, люди глупые существа. Придумали войны, убивают себе подобных вместо того, чтобы радоваться всему вокруг. Да и отмеряно им жизни больше, чем нам, муравьям. Несправедливо! – возмущалась про себя Муравьиха и теперь старалась к дому не приближаться.

       В то обычное утро постучали в окно.
- Вам телеграмма!
       Машинально расписалась в квитанции, машинально развернула бланк и прочитала:
- Мама буду завтра тчк Поезд № …
Дальше читать не могла, всё расплылось в тумане. В голове стучало маятником одно: мама, мама, мама…
      Так назвать её мог только один человек.
- Живой, живой, - шептали дрожащие губы.
       Наконец, опомнившись, женщина сбегала в магазин, накупила продуктов и принялась готовить. Начала с «Муравейника». Как же без него! Ведь сынок так любит! Небось и вкус позабыл. «Фрукты!» - всполошилась она.
      Прихватив большую миску, направилась к винограднику. Срезала самые красивые, самые спелые грозди.

       Муравьиха всполошилась. Пересчитав детёнышей, обнаружила, исчез Мур. Мальчишка не отличался дисциплиной, совал свой нос, куда надо и не надо. Сначала всё шло хорошо. Они раздобыли подгнившую грушу, упавшую в траву, и вдоволь полакомились. Затем потянулись к винограднику. Здесь было столько соблазнов, что Муравьиха потеряла бдительность, и Мур исчез.
       Она заметила его слишком поздно. Хозяйка наполнила миску срезанными гроздями и направилась к дому. Муравьиха с ужасом проводила взглядом сидевшего на огромной виноградине, как ни в чём не бывало, Мура. Иссиня-чёрный, он потерялся на фиолетовой ягоде и остался незамеченным.
       Надо было действовать быстро. Отведя детёнышей домой и оставив на попечение рабочих муравьёв, рывших очередной подземный ход, Муравьиха вернулась к дому. Как попасть внутрь? И где искать? Ведь комната большая. Главное попасть туда, а там уж она разберётся. Чего не сделаешь ради любимого сыночка! Что ни говори, любит она его больше остальных послушных ребятишек. Глядя на Мура, вспоминала своего неотразимого Мураша. Сын весь в отца! Мураш тоже всегда искал приключения. И однажды нашёл. Больше домой не вернулся.
       Муравьихе повезло: форточка оказалась открытой, и она отважилась. Спустившись на подоконник, огляделась. Где искать? И чтобы не выдать себя, взобралась на лежавший рядом недовязанный шарф. Пряжа тёмная, и её трудно будет заметить.
       Хозяйка тем временем принесла кувшин с водой, ещё одну миску и принялась мыть виноград. Муравьиха видела, как Мура смыло, и он плюхнулся в воду.
- Плыви, сынок, плыви! – не сдержалась Муравьиха.
     Муравьишка отчаянно боролся за свою жизнь. Бедная мать поспешила на помощь. Она спрыгнула с подоконника и побежала к столу, готовая пожертвовать собой ради спасения Мура. А шустрый мальчишка тем временем выбрался из воды и снова забрался на уже помытую виноградину. Хозяйка взяла помытый виноград и понесла в холодильник. Дверца хлопнула, и Мур оказался в западне.
- Бедный малыш! Как он перенесёт холод! – страдала Муравьиха.
      По боковой стенке холодильника она взобралась наверх и решила караулить, когда откроют дверцу.   

     Сегодня женщина не сидела за столом в немом оцепенении. Она готовилась к долгожданной встрече: все перемыла, перестирала, перегладила. Налепила пельменей, сварила зелёный щавельный борщ. А перед сном долго молилась перед иконой. Муравьиха слышала, как мать благодарила Господа за спасение сына, и невольно подумала: «А мне кого просить за Мура?»
      Заснули обе матери почти в одно время и также проснулись. Женщина уже хлопотала на кухне. Муравьиха чувствовала, вот-вот хозяйке понадобится что-то в холодильнике. Пусть только распахнёт дверцу, она не станет прятаться: живого или замёрзшего, ей необходимо увидеть Мура. А если понадобится, оплакать и проститься.
       Хозяйка принарядилась, включила телевизор и стала накрывать на стол. Вот она шагнула к холодильнику. Муравьиха живо спустилась по боковой стенке и приготовилась нырнуть внутрь. Как только дверца распахнулась, оттуда с сумасшедшей скоростью выбежал Мур и свернув на боковую стенку, понёсся вниз. Бедная Муравьиха едва поспевала за ним. От радости, что сын живой, она забыла об опасности. С размаху оба вскочили в подставленную женщиной ладонь, которая тут же плотно сжалась. Не выпрыгнуть! Мать и
сын замерли в ожидании своей участи. «Сейчас прихлопнет нас, никчемных мурашек, и всё», - подумала Муравьиха. Мур прижался к тёплому телу матери и закрыл глаза. Он понимал, что стал виновником ситуации. И теперь они погибнут из-за него.
       Хозяйка подошла к винограднику, раскрыла ладошку и осторожно, чтобы не придавить мурашек, пересадила на широкий лист. Муравьиха отметила: мрачную затворницу словно подменили, глаза сияли от радости. Взгляды двух матерей встретились.
- Бегите, ищите свой муравейник. Никто не имеет права посягать на чью-то жизнь. Всё живое должно жить, - сказала женщина и поспешила к калитке, в которую входил молодой красивый солдат с подвёрнутым до локтя пустым левым рукавом.
                23.02.2020