Неологизмы в русской поэзии. Брюсов

Петр Анатольевич Полетаев
Интересно  замечание  литературного критика, пользовавшегося большой популярностью и влиянием в 1905-1917 годах Юлия Айхенвальда (1872-1928) (724) о словотворчестве Брюсова:   

«Рок прозы тяготеет над душою Брюсова. Это, между прочим, обнаруживается и в том, что он нередко злоупотребляет не столько сложными, сколько склеенными словами ("скорбно-скромный", "кругло-алый", "длительно-сжигающий"), и они стонут, они ропщут, что посредством маленького тире их, чуждые и далекие друг другу, насильственно соединили (725)».
Приведём соответствующие примеры указанных сложносоставных новообразований – билексем в контексте стихов Брюсова:

ДЛИТЕЛЬНО-СЖИГАЮЩЕЙ
                [1373]
     И чудом правды примиряющей
     Мне в полдень пламенный дано
     Из чаши ДЛИТЕЛЬНО-СЖИГАЮЩЕЙ
     Испить священное вино…
          «В полдень» (1903, 1904)

КРУГЛО-АЛ

     Встал полный месяц, КРУГЛО-АЛ,
     И чрез глазницы мрачных туч
     Стал наводить на всё свой луч.
          «Исполненное обещание. Романтическая поэма» (1901-1907)

СКОРБНО-СКРОМНЫЙ

     Волной, как щупальцем огромным,
     Ты осязаешь землю. Ночь
     Темнеет над тобою, тёмным,
     Но ты, с лобзаньем СКОРБНО-СКРОМНЫМ,
     От смуглых скал отходишь прочь.
          «Отлив». Из цикла «Над океаном» (1908).   

В словарь неологизмов Сергей Толстой (267) из поэзии Брюсова включил только одно прилагательное стообразный:
 
     Являй смелей, являй победней
     Свою СТООБРАЗНУЮ суть,
     Но где-то, в глубине последней,
     Будь мрамором и медью будь!
          «Будь мрамором» (1920)
                [1374] 
Литературным синонимом этого окказионализма является прилагательное многообразный.


Примечание: Этот раздел из работы «О литературных нормах в русской поэзии». Автор будет признателен  читателям, которые могут внести свои замечания и предложения к этому разделу (нумерация страниц и сносок продолжается).

СНОСКИ-ССЫЛКИ К ДАННОМУ РАЗДЕЛУ

724. См. статью «Айхенвальд, Юлий Исаевич» в Википедии.
725. См.  Юлий Айхенвальд. Силуэты русских писателей. Том III: Новейшая литература. Издание четвертое, переработанное. Берлин: Книгоиздательство "Слово", 1923. С. 128-146.