Философ Плотин

Игорь Шавель-Гончаров
Греческий философ Плотин,
Античный философ-идеалист,
Основатель школы неоплатонизма,
С 204-205 по 269-270 годы жил,
И 65 лет прожил,
Родился в Ликополе,
В Египте,
Умер в Минтурне,
В Италии;
Плотин в систему привел,
Идею о триаде,
В природе и космосе,
И божество определил,
Как неизъяснимую первосущность,
Стоящую выше постижения,
И порождающую собой,
Все многообразие вещей,
Путем эманации,
Или «излияния»,
Пытался синтезировать,
Античный политеизм,
Религиозное мировоззрение,
Основанное на вере,
В несколько божеств,
Обычно собранных в пантеон,
Из богинь и богов,
С идеями Единого,
Доктрину метемпсихоза признавал,
Учения о переселении душ,
Из одного тела в другое,
У человека, животного, растения,
То есть даже,
И у предмета в жизни простого,
Происходящего в момент смерти,
И зависящего от их поведения,
На которой основывал,
Нравственное о жизни учение,
Сотериологию неоплатонизма,
Разработал,
Богословского учения,
О спасении человека,
Неоплатонизм в философии,
Человеку осознать позволил,
Возвышение души над телом,
Божественную ее принадлежность,
Соединил в единые,
Идеалистические настроения,
И разные культуры,
Что оказало людям помощь,
В выработке принципов и идеалов,
Необходимых каждому,
И этим большую роль сыграл,
В развитии античной диалектики;
54 сочинения Плотин написал,
А его ученик Порфирий,
Их систематизировал и издал,
Разделив на шесть групп,
По девять сочинений в каждой,
И название «Эннеады» у них,
Или «Девятирицы»;
Родился Плотин в Ликополе,
В Нижнем Египте,
Молодые годы провел,
В Александрии,
В центре культуры и науки,
С 231-232 по 242 год,
Учился у философа Аммония Саккаса,
Учеником которого и Ориген был,
Учитель христианской церкви,
В 242 году сопровождал,
Императора Гордиана III.
В персидском походе,
В 243-244 годах,
В Рим вернулся,
Где школу основал,
И преподавать начал,
В 265 год,
Под покровительством,
Императора Галлиена,
Предпринял попытку осуществить,
Идею платоновского государства,
Основать город философов,
Платонополь,
Который явился бы центром,
Религиозного созерцания,
В 259-260 годах,
Уже в преклонном возрасте,
Собственное учение,
Стал фиксировать письменно,
И записи Плотина,
Были отредактированы,
Сгруппированы и изданы,
Его учеником Порфирием,
54 сочинения Плотин написал,
Порфирий их разделил,
На шесть групп,
По девять сочинений в каждой,
И «Эннеады» их назвал,
«Девятирицы», или «Девятки»;
Суть философии Плотина,
Диалектика трех основных,
Онтологических субстанций:
Единого, Ума и Души,
Плотин  полный,
Анализ этой триады сделал,
Она лишь фрагментально была,
Намечена у Платона,
Учение Плотина о Едином,
Как трансцендентном начале,
Характеризующим то,
Что недоступно,
Опытному познанию,
Или не основано на опыте,
Которое превышает,
Все сущее и мыслимое,
И ему предшествует,
Всякая вещь как таковая,
Прежде всего отличная,
От всего иного,
Как некое уникальное «одно»,
Поэтому Единое,
Нераздельно,
Присущее всему сущему,
И есть все сущее,
Взятое,
В нераздельном множестве,
И все сущее,
Взятое,
В абсолютной единичности,
Таким образом,
Из Единого все «изливается»,
«Произрастает,
По природе этого положения,
Без убыли породителя,
И без его сознательного,
Волеизъявления»,
«Единое не есть сущее,
Но родитель его,
И это, как бы первое рождение,
Ибо, будучи совершенным,
Так как ничего не ищет,
Ничего не имеет,
И ни в чем не нуждается,
Оно как бы перелилось через край,
И исполненное Собою,
Создало иное»,
Единое,
Выступая как первосущность,
Не является ни разумом,
Ни потенциальным предметом,
Разумного познания,
Иерархия бытия,
Распространяется от Единого,
По ступеням Его нисхождения,
До материи - низшей границы,
Процесс этого нисхождения,
И одновременно - творения всего сущего,
Называют эманацией,
Лат. emanatio - вытекание, проистечение,
Поскольку по мере этого движения,
Происходит поэтапное отделение,
И отдаление от всеблагого Единого,
Этот процесс может быть также назван,
«Деградацией» (от лат. gradus — шаг, ступень),
Космос находится,
В постоянном вращении,
И смене ступеней бытия,
В то же время Универсум,
Философский термин,
Обозначающий,
Всю объективную реальность,
Во времени и пространстве,
У Плотина остается статичным,
«Ибо единое первоначало,
Благо,
Которое над всем существует,
Неизбывно,
Это совершенное первоначало,
Сверхчувственное и сверхмыслимое,
Является неизреченным,
Абсолютным благом,
Как источник наполняет реки,
Сам ничего не теряя,
Как солнце освещает темную атмосферу,
Нисколько не потемняясь само,
Как цветок испускает свой аромат,
Не становясь от этого без запаха,
Так Единое изливает себя,
Не теряя своей полноты,
Неизменно пребывая в себе";
Вторая ипостась - Ум (нус,)
Рождается как следствие,
Этой эманации Единого,
Порожденные Умом мысли,
Идеи, образы, как и сам Ум,
Продолжают быть в общении,
И единении,
С абсолютным благом,
Плотин использует,
Неопифагорейское учение,
О «двоице»,
Первом различии и «дерзости»,
Ставшей причиной перехода,
Единого во множество,
Ум «дерзнул» отпасть от Единого,
Душа - от Ума,
А промежуточную ступень,
Между первой и второй ипостасями,
Составляет число,
Такой принцип каждой вещи,
И всего невещественного,
Неразличимое Единое,
Приходя к различению,
При помощи числа,
Достигает качественно-смыслового,
Различения в Уме,
Единое,
Переполняясь самим собой,
Требует перехода в иное,
Поскольку оно остается постоянным,
И не убывает,
Иное только «отражает» его,
И таким образом Ум,
Является умопостигаемым образом,
Непостигаемой сущности;
Третья ипостась - Мировая душа,
Псюхе,
Следствие нисхождения Ума,
Душа уже не мыслит себя,
Как принадлежность Единому,
Но лишь стремится к Нему,
Душа порождает материю,
Начало физического,
И чувственного мира,
И каждая последующая ипостась,
Все более отдаляющаяся от источника,
Несет в себе,
Все меньше активности,
И потенциальности,
Крайняя стадия «деградации»,
Материя - представляет собой,
Лишь полностью лишенную формы,
Пассивность,
По Плотину,
Существуют два вида,
Две части души:
Высшая,
И низшая,
Низшая есть,
Человеческая природа,
И обращена она к материи,
Плотности и темноте,
Высшая есть,
Божественная причастность,
И обращена она к духу,
Бесконечности и свету,
Высшая рождается от богов,
И бесплотных звездных духов,
Низшая размножается,
В царствах демонов, людей,
Животных, растений и минералов;
Чувственный космос у Плотина,
Имеет также,
Иерархическое строение,
Все возрастающее ослабление,
Воплощения эйдосов,
Обозначавших «видимое»,
«То что видно»,
Но постепенно получивший,
Более глубокий смысл,
«Конкретная явленность абстрактного»...,
И по мере движения,
От «высшего неба» к «земле»,
Характеризуется,
Тождеством самосознания,
И самодеятельности,
На всех ступенях;
А времени как становлению,
Предшествует нестановящаяся вечность,
Которая в сравнении с чистым эйдосом,
Также есть вечное становление,
Живая вечность или вечная жизнь,
Время не есть ни движение,
Ни число или мера движения,
Ни другие его атрибуты,
Время есть Бытие вечности,
Ее подвижный образ,
Или вечная энергия,
«Мировой души»;
Материю,
Плотин рассматривает,
Как лишенное всякой метафизической,
Самостоятельности многое,
Материя - только «восприемница»,
Вечных идей, эйдосов,
Она лишена качества,
Количества, массы,
И в чистом виде,
Представляет собой,
Не более чем субстрат изменений,
Бесконечную неопределенность,
Не-сущее,
В сравнении с вечно сущими эйдосами,
Материя,
Есть принцип их разрушения,
И поэтому,
Первичное неизбежное зло,
Однако, хотя в силу этого,
Чувственный мир,
Является соответственно,
Неразумным и злым,
В то же время он,
Разумен и прекрасен,
Поскольку в чувственном образе,
Проявляет свой,
Идеальный первообраз,
Так как причастен,
К божественной сущности;
В учении о бессмертии души,
Плотин следует Платону,
О нисхождении ее,
С неба на землю,
И обратном восшествии на небо,
Об укорененности,
Всех индивидуальных душ,
В единой «мировой душе»,
О знании как воспоминании;
Концепция восхождения души,
От чувственного состояния,
К сверхумному экстазу,
Составляет основу,
Мистицизма Плотина,
Достижение истинного,
Божественного бытия,
Воссоединения с Единым,
Он целью человеческой души,
Как и Платон считал,
Методом возвращения к Единому,
И к добродетели, диалектике, любви,
Плотин добавляет свой,
Путь мистического единения,
«Выхода из себя», экстаз,
Термин «экстаз» используется им,
Для описания,
Сверхумного созерцания,
Когда душа,
Отбросив все интеллектуальное,
И чувственное,
Возвышается над областью,
Бытия-ума, нуса,
Соприкасается,
Со сверхбытийным,
Единым,
В целом «душа» для Плотина,
Есть смысловое,
Функционирование Ума,
За его пределами, «логос ума»,
Душа для Плотина есть,
Нечто единое и неделимое,
Субстанция,
Она неаффицируема,
И бестелесна,
У Плотина апатия,
Вновь приобретает,
Неэтическое значение,
Неаффицируемость умопостигаемого,
Поэтому Плотин критикует,
Пифагорейское учение о душе,
Как о гармонии тела,
Отвергает концепцию,
Аристотелевской энтелехии,
В философии Аристотеля,
Это внутренняя сила,
Заключающая в себе цель,
И окончательный результат,
Например сила,
Благодаря которой,
Из грецкого ореха,
Дерево выростает,
И натуралистического учения,
Стоицизма о пневме,
Дуновении, дыхание,
Позднее, это дух,
Душу никак нельзя,
Представлять атомистически,
Как простую множественность,
Психических состояний;
Учение об очищении,
Спасении души,
Впервые разработано Плотином,
Как не отдельная,
Полагающая часть,
Философской системы,
Возвращение души,
К Божеству совершается,
В обратном возвышении,
Ее до него;
Плотин считал,
Что по мере сгущения материи,
Божественное начало,
Все более окутывается,
Оболочками природы,
И оттесняется от Единого,
Как свет и тепло ослабевают,
По мере удаления от источника,
И исчезают в мраке и холоде,
Так эманации божественной силы,
Через ум и душу,
Постепенно ослабевают,
Пока не доходят до полного,
«Замерзания» в материи,
Лишенной истины и блага,
Являющейся необходимым злом,
По своей удаленности,
От божественного,
И мир преображается,
И возвращается к божественному,
Сознательными усилиями,
Ума и души,
Это происходит,
Во-первых эстетически,
Когда душа приобщается,
К той подлинной красоте,
Которая проникнута,
Идеальным смыслом,
Во-вторых этически,
Когда в молитвенном труде,
Аскетическом подвиге происходит,
Обожествление человека,
А благо и истинное блаженство,
Заключается в том,
Чтобы в состоянии экстаза,
Прийти к полному,
Единению с божеством,
К чему ведут аскетизм и добродетель,
Творчество и созерцание,
Подлинная любовь,
Плотин выделяет,
Такие шаги этого пути:
- Возвышение над чувственностью;
- Бесстрастное, отстраненное отношение к ней,
Как к предмету, инструменту познания,
Но не вожделения;
- Любовь и влечение, эрос,
К подлинно прекрасному;
Проникновение идей Плотина,
В европейскую культуру,
Происходит через Макробия,
И особенно Августина,
Плотин значительное влияние оказал,
На средневековую философию,
И на мыслителей Возрождения,
Знакомство с философией Плотина,
Происходит в XV веке,
Благодаря латинским переводам,
Марсилио Фичино,
Под влиянием Плотина находились,
Английские мыслители:
А. Шефтсбери, Дж. Беркли,
И немецкие:
Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель,
А также И. В. Гете,
И представители йенского романтизма.