Легенда о Зверобое

Игорь Апрельский
Эпиграф

А вот растенье - зверобой,
Лист - продырявленный такой;
Должно быть, шить училась пчелка,
Колола жалом, как иголкой.

Голикова Т.

Предисловие

Зверобо;й (лат. Hypericum) - род растений из семейства зверобоевых (Hypericaceae); травы, кустарники или деревья; стебли большей частью четырёхгранные; листья у некоторых видов супротивные, большей частью цельнокрайние, с просвечивающими маслянистыми железками. Цветы большее частью жёлтые, собранные в конечные цимозные соцветия; 5 чашелистиков, 5 лепестков, 3 пучка тычинок, соответствующих 3 тычинкам; 3 столбика, завязь трёхгнёздая; плод - коробочка, распадающаяся на три створки. Около 160 видов, растущих большей частью в умеренном климате северного полушария и под тропиками в южных областях. В России встречается несколько видов, из них наиболее обыкновенные в Европейской России - зверобой обыкновенный, или продырявленный (Hypericum perforatum L.) и зверобой четырёхгранный (Hypericum quadrangulum L.). Оба эти растения - многолетние травы с сохраняющимися корневищами; у первого вида подземный стебель двугранный, плотный; листья с обильными просвечивающими желёзками: у второго вида стебель четырёхгранный, полый; листья с редкими просвечивающими желёзками. Цветы у обоих видов жёлтые. Оба вида считаются в народе целебными, и настойка этих растений употребляется от многих болезней. Из других видов зверобоя можно упомянуть вечнозелёные Hypericum calycinum L. (с Востока), Hypericum oblongifolium Wall - растение с розовыми ветвями и с длинными листьями (с Гималайских гор), и Hypericum androsaemum L. (из Южной Европы); эти три вида разводятся в садах как декоративные растения. В сельском и лесном отношении имеют значение виды: зверобой сучковатый (Hypericum ramosissimum Led., Hypericum inodorum, androsaemum xylosteifolium Sрасе) - мелкий, весьма ветвистый красивый кустарник, дико растущий в Закавказье, Кахетии и Эриванской губ. , в полосе 1500-4000 фт. , и рекомендуемый для разведения в садах, под деревьями; зверобой стелющийся (Hypericum humifusum L.);
зверобой обыкновенный, воронец, дюравец, кровавник, ракита (Hypericum perforatum L.) - преимущественно на сухой почве; зверобой четырёхгранный, жабина, кровавец; звириба (Hypericum quadrangulum L.) - многолетние сорные растения; зверобой древесный, зеновка, зиновет - кустарник ракитник (Cytisus biflorus). По сведениям ЭСБЕ, зверобой обыкновенный вызывает болезненные явления у животных: головокружение, расширенность зрачков и общую притупленность, но смертного исхода не замечено.
Воинственное название - Зверобой - ботаники дали этому растению не случайно. Давно было замечено, что если в солнечный день скот поедал эту траву (особенно белые овцы), то у них распухают и воспаляются лимфатические железы, образуются труднозаживающие, зудящие раны и часть скота гибнет. Из-за этого Зверобой остервенело истреблялся во многих животноводческих регионах мира (Австралия, Новая Зеландия, Северная Америка и местами Европа). Красноватые пятнышки на листьях некоторых видов зверобоя и кроваво-красный цвет, выступающий при растирании его семян и цветков, обусловили другую группу названий, связанную с кровью: Иванова кровь, заячья кровь, кровь Ис. Христа, красная травица, молодецкая кровь, кровавник.
По мнению некоторых исследователей, название Зверобой - происходит от казахского “джерабой”, что означает - “целитель ран”. Когда-то зверобой считался на Руси «травой от девяноста девяти болезней». В 1638 году воеводе Романовскому, управляющему тогда Сибирью, специальным царским указом было предписано присылать в Москву муку из травы зверобоя по пуду в год. Однако зря везли зверобой из Сибири, его много и в средней полосе. И народ издавна пользовался им. «Как не испечешь хлеба без муки, так и не вылечишь человека без зверобоя», - говорили в народе. И лечили им, чуть ли не от всех болезней. Зверобой, возможно, пришел из Ассирии, где его вывешивали на дверь во время религиозных праздников, рассматривая как защиту от злых духов и влияний. Расцветающий примерно во время летнего солнцестояния (21 или 22 июня) , зверобой играл важную роль в языческих религиозных ритуалах и праздниках поклонения солнцу. Римляне жгли его на праздничных кострах в день летнего солнцестояния. Греки тоже использовали его для изгнания нечистой силы, полагая, что его аромат способен отпугивать злых духов. В христианстве это растение было посвящено Иоанну Крестителю, чей день рождения, день Св. Иоанна (Иванов день), отмечается 24 июня. Средневековые священники продолжили обычай греков, используя это растение для изгнания нечистой силы, и оно было названо "бегством дьявола". Церковь продолжила и языческую традицию сбора этого растения в канун летнего солнцестояния, с тем чтобы развесить его по окнам и дверям; его надевали также детям на шею, чтобы уберечь их от болезней на целый год. Свойства этого растения действенны не только во время летнего солнцестояния: его можно собирать в любую пятницу; будучи сплетено на шее человека, оно способно развеивать меланхолию и прогонять всевозможных духов. Hypericum perforatum считалось прежде волшебным растением: оно защищало от ведьм и привидений, а фиолетовый сок, получаемый при прессовании цветочных почек, считался за чарующее средство. Зверобой в народных представлениях считается одним из тех растений, которые произошли из крови или пера и т. п. птицы (молния) , которая принесла небесный огонь на землю и была при этом ранена враждебным существом. Позднее зверобою приписано свойство прогонять нечистую силу. Зверобой продырявленный (зверобой обыкновенный, кровавик, иванова кровь). В XVII в. зверобой входил в число 12 магических растений  Розенкрейцеров. Согласно русскому народному поверью, он "помогает от порчи и вражьей силы" (Нижегородская, Костромская губернии). В Боснии считалось, что он хранит от чар и колдовства, а также от злых духов, поэтому сушеные плоды зверобоя клали в амулеты.
В Чехии зверобой издавна считался чрезвычайно сильной волшебной травой, которая главным образом обладала силой прогонять злых духов, а также насланные ими болезни. Сушеный зверобой добавляли в детские соломенные тюфяки, чтобы его запах предохранял ребенка от испуга во сне. Считалось, что чародеи убегают, когда он "звонит". Польские женщины через шесть недель после рождения ребенка расстилали зверобой по комнате, где лежал ребенок, и носили его при себе, чтобы выгнать богинок.
1.Название "Иванова кровь" связано с легендой о смерти Иоанна Крестителя.
Царь Галилеи Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу за то, что Иоанн обличил Ирода в прелюбодеянии и сказал, что он не должен был жениться на Иродиаде - жене своего брата. Иродиада возненавидела Крестителя и, втайне желая его погубить, всячески настраивала Ирода против пророка. Ирод же боялся Иоанна, считая его святым и прислушиваясь к его проповедям, но в то же время страшился народного гнева, если с Иоанном случится что-то недоброе. Однако, Иродиада сумела выждать момент. По случаю своего дня рождения Ирод давал пир приближенным. Коронным номером программы была пляска дочери Иродиады - красавицы Саломеи. Растроганный и восхищенный царь Ирод сказал девице, что исполнит любое ее желание. Саломея, посоветовавшись с матерью, попросила голову Иоанна Крестителя. Царю не понравилась эта просьба, но слово было дано при таком количестве свидетелей, что отступить было невозможно. И вынужден был царь Ирод послать оруженосца с приказанием принести голову Крестителя на блюде, что и было исполнено. Но пока палач нес на блюде голову пророка во дворец, на землю упало несколько капель крови, и на том месте выросла трава, впитавшая кровь Иоанна. Это трава Зверобоя. Листья и лепестки венчика зверобоя содержат ярко-красный пигмент, похожий на кровь.
2.Есть и такая легенда о происхождении зверобоя: это растение выросло под крестом, на котором распяли Христа, и именно поэтому оно получило целебную силу от его крови.
3.В окрестностях Ниша бытовал иной этиологический рассказ о появлении пятен на листьях зверобоя, связанный с именем Богородицы: замесив хлеб, она вымыла руки, и от капель, которые упали на это растение, листья и получили свои пятна. Возможно, этот рассказ объясняет и сербское название зверобоя пљускавица (от пљускати - 'плескать, брызгать').
4.На одной волшебной Звезде жил знаменитый охотник Зверобой. Он славился своим умением выслеживать и убивать диких зверей, со всех поединков с самыми свирепыми и ловкими обитателями леса он всегда выходил с добычей. Однажды случилось так, что он смертельно поранил пятнистого барса, но он каким то чудом скрылся и Зверобой не смог его найти. Последующие дни Зверобой искал раненого барса , потому что считал, что он не мог выжить после нанесенных ему глубоких ран. И какое же было удивление, когда через некоторое время Зверобой опять увидел знакомого барса живым... Зверобой задумался, что помогло выжить зверю, и стал наблюдать за жизнью диких зверей и заметил, что они едят траву, когда ранены или слабы. И Зверобой стал срывать эти травы и употреблять в пищу и вскоре заметил, что стал сильнее, выносливее , появилась невероятная ловкость в движениях. Люди стали замечать то же за ним и просили поделиться секретами и постепенно Зверобоя стали называть лекарем, врачевателем, а потом произошел еще одно невероятное исцеление Зверобоем молодой девушки...! Душка- красавица- девушка заболела и чахла на глазах у родителей. Они прибежали к Зверобою? «Помоги, Зверобой, исцели дочечку любимую! «Зверобой стал наблюдать и лечить Красавицу. Поил травами, говорил речи нежные, уж очень девушка ему приглянулась. Поначалу Красавица не реагировала ни на травы, ни на речи лекаря... Но с каждым днем слова становились нежнее, взгляды Зверобоя теплее и заискрились глаза девушки и попросила она покушать..И как, же порадовались и родители девушки и сам Зверобой.. И выздоровела милая Красавица, а потом и поженились они со Зверобоем. И понял лекарь, что не только травы лечат. Лечит Любовь, да добрая Ласка. А на Земле появилось со звездочками желтых цветочков растение, и назвали люди его Зверобоем, и лечит он от 99 недугов и еще шепчет под ветерок, качаясь: «Любите, Люди! Друг дружку и будьте всегда Здоровы и Счастливы!»

В Эдеме тишь и благодать,
Здесь нет ни грусти, нет печали.
Господь создал его под стать,
Чтоб жили все здесь без страданий.

Чудесен сад, зверь не пуглив,
Тут всё подвержено морали.
Адам и Ева, не вкусив
плода запретного гуляли.

Среди диковин и аллей
Их умилённый взгляд всклень тонет:
Вот лев – привычный царь зверей,
На ухо шепчет антилопе.

Волк зайцу манго предложил,
Лиса над курами хлопочет.
Как хороша в Эдеме жизнь,
Так жить любой из нас захочет.

Гармония не напоказ,
А для души, для восхищенья.
Вдруг слышим мы обрывки фраз,
То разговор ведут растенья.

«Я – королева всех цветов,
Лишь я достойна восхищенья!», -
Была то Роза, дева снов,
Мечта юнцов – цветов, забвенья.
«Шёлк кожи – лепестков пьянит,
А запах, он волшебный всё же,
Создал меня лишь для Любви,
Однажды на погибель Боже!»

«Ты – несомненна хороша!», -
Красавец молвил Гладиолус,
«А я же – мужество, душа,
Несу усладу с негой, вторясь».

«Покой и отдых излучу!», -
Душа Лаванды нараспашку.
«А я от недугов излечу!», -
Кричит сквозь строй цветов Ромашка.

«А я! А я! Нет, только Я!», –
Цветы шумели словно волны.
Со всех сторон неслось звеня,
Раскатистым накатом полным…

Наперебой хваля себя,
В Эдеме шум от монологов.
Но на закате того дня,
Все успокоились немного.

Все высказались, уж темно,
Наговорились без стесненья.
Молчало только лишь одно,
Простое скромное растенье.

Цветок чуть жёлтый, дырок пять,
Листок закрученный, чубастый.
Наверно нечего сказать,
Ему и нечем было хвастать.

Непримечательный, простой,
Средь трав лик прячет меж чужими.
Зовётся громко – ЗВЕРОБОЙ!
Таким рождён, Господь дал имя.

Ни разу Ева не взяла
цветок его, чтобы украсить
венок, рука не сорвала,
Как будто в чём-то он опасен…

«Наверно, просто я – урод,
В семье цветов, растений, злаков!
Никто меня уж не сорвёт!», -
И горько ЗВЕРОБОЙ заплакал.

Увидев слёзы на цветке,
Толкнув Адама, Ева ёжит:
«Смотри, он плачет, на листке
Слеза обиды сердце гложет».

«Уверен точно, без прикрас»,-
Адам воскликнул вдохновенно,
«Сад создан в радости для нас,
Нет места слёзам, несомненно!
Всё гармонично, всё в учёт,
Все вместе здесь растут с рождения.
Пусть Ангел прежде разберёт,
Ведь дружно жить должны растенья!»

«С тобой согласна я, мой друг,
Не может он быть бесполезным
В том мире пусть замнётся круг!», - 
Сказала Ева мило, лестно.

«Что Вас тревожит так с утра,
О чём беседуете сами?», -
Глядят, сложивши два крыла.
Стоит тут Ангел за плечами.

Адам наш начал разговор.
«Есть дело, Ангел, дорогуша!»,-
Цветов беседу, ведших спор,
Поведал он, как то подслушал.

Но всё ж несведущ был в цветах.
Другой был Ангел, власть в нём рдела,
Обязан был развеять страх.
А вот конфликт – другое дело.

«Нет оснований дать ответ!», -
Он начал так: «Вопрос твой хлипкий,
Уродства тоже вообщем нет!
Я убеждён – здесь нет ошибки.
Раз разрешил цвести ему,
Во всём есть смысл и прав наш Боже»,
И улетел в ночную тьму,
О чём узнаем позже, всё же.

Уж погрузилось в сладкий сон.
Спустилась ночь, спит всё живое,
К нему был голос обращён
И слышит ЗВЕРОБОЙ в такое.
 
То Ангел сам пред ним стоит.
Глаза отрыв он видит чудо -
«Ты – несомненный фаворит!»
Я дам ответ: кто ты? откуда?»

«Никчемный я земли росток!
Прости», - и он ретировался,
Сказал взволнованный цветок.
«Уж лучше б я не появлялся?!»

«Попробуй сам в себя влюбить,
Ты создан исцелять, быть другом.
Так многих сможешь излечить,
Не счесть на свете тех недугов».

«Смотри, все счастливы кругом!
Позволь, но это им не нужно…»

«Никто не ведает о том?!
Это сейчас, но завтра вьюжно».

«Печаль пройдёт средь летних дней.
Твой час настанет, в день премьеры
Ты станешь нужным для людей!
Поверь в себя, побольше веры».

С тех пор и в роще, на лугах,
В Эдеме, сказочной опушке
Стоит высокий стебель – стан
С пучком на жёлтенькой макушке.

Он рос в глазах, хоть был и мал,
Играет с солнцем и резвится.
Так ЗВЕРОБОЙ наш князем стал!
А лекарям ночами снится.