СУд Всевышнего к благу

Сара Това Кунин 3
САйт Еврей .ком
17.02.05

В Талмуде (трактат Рош а-Шана, лист 16) говорится о том, что Всевышний судит нас не только в день еврейского Нового года, но - ежедневно. А в Рош а-Шана наши проступки, совершенные за год, как бы «суммируются», определяя судьбы людей на следующий год.

И вот что интересно: мы относимся к Рош а-Шана как к празднику, хотя это, по существу - День Суда. Возникает закономерный вопрос: что же мы празднуем? Разве обвиняемые празднуют день своего суда? Скорее, они проводят этот день в страхе. И еще: что мы отмечаем в день бар мицвы или бат мицвы? Почему день, когда наши сыновья достигают 13-летнего, а дочери - 12-летнего, возраста становится днем особой радости?

Ответы на эти вопросы находим в фундаментальной концепции наших отношений с Творцом.

Почему Всевышний судит нас? Ведь Он по определению - совершенен. Он - Источник Добра и Милосердия. И, значит, в Его системе управления миром нет места «мщению за непослушание». Быть может, Он судит нас нам во благо?..

На первый взгляд, эта мысль (суд - во благо) кому-то, пожалуй, покажется парадоксальной. Но правда в том, что Всевышний, осуществляя Свой суд, демонстрирует нам, что Его волнует все, что мы делаем, что мы настолько дороги Ему, что Он постоянно наблюдает за нами. Для Него значимо каждое движение нашей души и каждое наше действие. Ведь мы, люди, наделены свободной волей и, как результат этого - возможностью менять мир и его предназначение. Всевышний, верша суд над нами, как будто бы говорит нам, что любое наше решение в этом мире имеет смысл и что-то меняет в нем - в ту или иную сторону. Он дает нам понять, что мы важны для Него и несем за этот мир - определенную ответственность. А реализованная ответственность - достойная причина для празднования.

Нередко говорят, что нашему поколению не хватает самоуважения и чувства собственного достоинства, ощущения собственной ценности. И это порой приводит к депрессиям и даже - к возникновению психических заболеваний. Причина психологической «ущербности» - в незнании основ еврейской традиции, когда человек не в состоянии осознать, какая важная роль отведена ему в этом мире. Если бы все понимали, что Всевышнего заботят даже самые мелкие, самые незначительные, на наш взгляд, события повседневности, что Ему небезразлично, что происходит в нашем мире и в душе каждого из нас, мы не страдали бы от недостатка самоуважения? Наша мораль и продиктованное ею поведение может вносить «поломки» в наш мир. Но может - и выстраивать его, восстанавливая смысл и подчиняя все вокруг нас единой цели существования Творения. Разве это - не повод для праздничной радости?

Вот почему мы празднуем Рош а-Шана, День Суда. Мы счастливы, ощущая заботу и внимание Творца, счастливы при мысли о том, что наши жизни полны смысла и значения.

По той же причине мы радуемся, когда наши сыновья достигают возраста 13-ти лет, а дочери - 12-ти (по еврейской традиции, начиная с этого возраста, на подростков ложится обязанность выполнять заповеди Торы). Потому что каждая бар мицва или бат мицва - обретение человеком истинного жизненного смысла. И мы празднуем рубеж, перейдя который наши дети берут на себя ответственность за состояние нашего мира.

Суд Всевышнего демонстрирует Его заботу и любовь к нам.

Самое унизительное в отношениях между людьми - равнодушие. Психологи, оказывающие помощь семейным парам, единодушно утверждают: пока супруги продолжают бороться за сохранение своего брака, пытаясь что-то изменить, брак еще можно спасти. Но если они настолько разочарованы друг в друге, что уже не испытывают по отношению друг к другу никаких чувств, кроме равнодушия, развод - неизбежен. То же самое происходит и в наших отношениях с Творцом. Сам факт, что мы для Него - важны, доказывает Его любовь к нам. В этом и состоит глубинная суть Его Суда. Поэтому столь существенная «знаковая» роль отводится в элементах одежды главного коэна нашим ошибкам и недостаткам. Всевышний сосредотачивает свое внимание на них, потому что любит нас и хочет, чтобы мы их исправили.

Давайте же и мы постараемся сердцем, разумом и душой во всей полноте осознать ответственность за судьбу вселенной, возложенную на нас Творцом…

 Автор Зеев Лефф