Постарайся себя не терять

Виктория Пивоварцева
Полвека — довольно солидный возраст для такой крупной, исключительно активной, творческой организации, как Белорусский союз журналистов...


Дядька  Алесь

Уверен, что наши молодые журналисты не слышали и не знают, кто такой дядька Алесь. Дай-то Бог, чтобы я ошибся  в своих предположениях, однако, думаю, нет. В первую очередь виноваты мы, старшие представители белорусской печати. Так вот, с дядькой Алесем мы были друзьями на протяжении почти четверти века. В том числе десять лет подряд работали с ним в одном и том же здании — в Доме печати по бывшему Ленинскому проспекту, 77.

Дядька Алесь, так любовно и уважительно мы называли Александра Леонтьевича Матусевича, — поистине легенда белорусской журналистики. Когда в 1958 году был создан Союз журналистов СССР, его избрали ответственным секретарем республиканского правления этой творческой организации. Можно себе представить, сколько забот и проблем,  особенно организационных, свалилось на плечи дядьки Алеся, дело-то было новое. Но кому его доверять, в Беларуси знали. К тому времени дядька Алесь пользовался исключительным, вполне заслуженным авторитетом и уважением. Ведь в трудовой биографии этого удивительного человека были такие этапы и события, которые безоговорочно делали его лидером среди мастеров пера. Назову лишь некоторые, наиболее значимые.

Родился Александр Леонтьевич в 1902 г. А в 1923 году, как вспоминал сам, «оставил бедную отцовскую полоску на Логойщине и заменил плуг и косу на перо начинающего журналиста в газете «Беларуская вёска», которая выходила тогда на двух страницах 2—3 раза в неделю как приложение к «Звяздзе».

Именно в этой газете Матусевич и напечатал свой первый очерк «Диво на болоте» 19 июля 1924 г., в котором рассказывал об осушении полесских болот.

С того дня молодого, неутомимого и очень любознательного журналиста, который в редакции числился репортером, полностью захватила  тема мелиорации. Следует подчеркнуть, что она была исключительно важной в то время для Беларуси. Вспомним хотя бы знаменитую поэму Янки Купалы «Над ракой Арэсай».

Матусевич же «осваивал» болота по-своему: месяцами бродил по ним, не обращая внимания на комаров, слепней, оводов. Ботинки на плечи и, чтобы было удобнее, босиком пробирался через такую трясину, что можно было запросто утонуть. Не то что сегодня, когда мы в служебные командировки едем на самом современном транспорте, если потребуется то и вертолет предоставят. Зато его материалы в газете — как репортажи из самых «горячих», «живых» мелиоративных объектов. Именно он первым рассказал о становлении самого «болотного» в республике колхоза «Чырвоная змена» Любанского района. Впоследствии хозяйство стало широко известным во всей Беларуси и за ее пределами, а председатель его, Кузьма Шаплыко, был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Кстати, я хорошо знал Кузьму Ивановича, и когда, уже будучи собкором «Известий» по Беларуси, ездил к нему, он всегда с особой теплотой отзывался о дядьке Алесе.

«Беражыце  сваю  любоў  да  вёскi»

Война оставила в биографии Александра Матусевича героическую страницу.  С начала 1942 года он — активный участник Минского подполья. Как бороться с жестоким врагом? Конечно, в первую очередь своим профессиональным оружием — публицистическим словом. Решил создать подпольную типографию, чтобы печатать листовки. С этой целью устроился на работу в Дом печати. Все шло, как задумал. Готов набор первой листовки, да вдруг провал. С огромным риском для жизни типография была переправлена из Минска в партизанскую бригаду «Штурмовая». Через какое-то время туда прибыл и Александр Матусевич вместе с женой и малыми детьми. Так он стал партизаном и редактором подпольной газеты «Мы отомстим».

А вскоре Матусевичу поручили боевую задачу. По личному заданию гитлеровского рейхсминистра Розенберга в Минск прибыл из Берлина старый агент СД, верный слуга фашистов Фабиян Акинчиц. Матусевич вместе с молодым журналистом Григорием Страшко уничтожил гитлеровского прислужника.

… Как сейчас, вижу дядьку Алеся перед собой. Когда я работал в «Звяздзе», наши кабинеты находились рядом. Волосы на его голове белые как снег. А глаза — лучистые, в них еще так много жизненного задора. И доброты. Не потому ли так часто лицо дядьки Алеся озарялось чистой, ясной улыбкой, от которой нам, его коллегам по профессии, становилось теплее и спокойнее. Удивительно интеллигентный, обаятельный человек. Недаром в день его шестидесятилетия коллеги-журналисты в приветственном адресе написали: «Хай будзе жыццё, як харошая песня. У нашага любага дзядзькi Алеся».

…Однажды я вернулся из командировки в район и написал большой материал о колхозных буднях. Сижу в кабинете, вычитываю напечатанный на машинке текст. Заходит дядька Алесь.

— Над чым працуеце? — спрашивает. Он всех, даже самых молодых журналистов называл на «вы» и по имени-отчеству. Всегда разговаривал только по-белорусски. Отвечаю.

— Можна паглядзець?

Ну разве откажешь дядьке Алесю, хотя у  меня дрогнуло сердце: как оценит общепризнанный знаток и летописец белорусской деревни мое «творение»? Внимательно прочитал, говорит:

— Ну што ж, адчуваецца, што душа ў вас вясковая. I ног сваiх для гэтага матэрыялу не шкадавалi. Я ў свае маладыя гады таксама рабiў так. Беражыце, братка, сваю любоў да  вёскi, бо яе лёгка страцiць, асаблiва ў вялiкiм горадзе. А без нашай вёскi мы — як бяздомныя сiроты...

Те слова дядьки Алеся я тогда воспринял, как наказ на всю жизнь. Деревенской тематике не изменял никогда. И сегодня я очень признателен редакции «Рэспублiкi» за то, что имею возможность выразить искренние чувства любви к деревне в своих лирических этюдах.

Вот какой человек стоял у истоков БСЖ. Дядька Алесь оставил нас в августе 1985 года, отдав любимой журналистике 62 года своей беспокойной, но удивительно богатой и яркой жизни.