Тайное общество

Надежда Коган
              В тайном обществе состояли Светка Романюк и я, две студентки третьего курса Московского станкоинструментального института. Так получилось. Обсуждали очередной раз внутреннюю политику родимого ЦК КПСС и пришли к выводу, что все плохо. Производство буксует, научные разработки кладутся под сукно, дефицит и коррупция, как злокачественная опухоль, разъедают государство….  Что-то надо делать! Мы же не хуже славных предшественников, принесших свое благополучие на алтарь преобразования мира. Вот и появился еще один очаг инакомыслия – в начале семидесятых в составе двух решительных барышень.
             По методике классиков начали с критики существующего строя. Мы не знали о Новороссийске, да и просто многого не знали. Хотя о ГУЛАГе, об атмосфере всеобщего доносительства и о миллионах людей, погибших в советских лагерях, я с детских лет слышала от отца, чудом выжившего на Колыме. Так что критический анализ, даже с нашей куцей информацией, получился ярким и убедительным.
             Далее надо было переходить к планированию действий. Светка предложила пропаганду, прокламации, акты саботажа.  Я задумалась.
- Слушай, но ведь для всего этого надо создать конструктивную программу… Что все плохо, понятно. А как сделать, чтобы стало хорошо? Вот Маркс предложил общественную собственность на средства производства. А мы?
- Давай предложим частную, - азартно заявила Светка.
- Частную тебе… А помнишь «Король Уголь» Эптона Синклера – о шахтерах, к которым относились хуже, чем к скоту? Ведь сама посуди, почему Запад сейчас живет сытнее и богаче нас? Да потому что тамошние бизнесмены до икоты испугались ожившего призрака коммунизма. Решили, что лучше поделиться прибылями, чем ЭТО… И производство у них рвануло из-за того, что мы есть. Единство и борьба противоположней. Диалектика’с…
- А какую же тогда? – растерялась соратница.
- Давай думать. Исторический материализм никто не отменял? Развитие по спирали тоже. Сначала у нас что было?
- Первобытное общество. – припомнила Светлана. – Личная собственность на средства производства.
- Ага. Дубина, осколки кремния, соха…
- А потом частная, общественная… И что – опять личная? Ну, ты даешь! С дубиной и сохой нас оппоненты по асфальту размажут…
- Но по спирали же! Не надо электростанций. И нефтяных скважин не надо. Личный преобразователь солнечной энергии. Не надо фабрик и заводов. Квантовый синтезатор.
- А эти, преобразователи и синтезаторы, кто будет делать?
- Сами и будем. Человек – главная производительная сила. Давай отставим акты саботажа. Учиться надо…
Так и развалилось наше тайное общество, не просуществовав и недели.
Только вот преобразователей энергии и квантовых синтезаторов мы так и не изобрели. Но у человечества все впереди…