Монументы и скульптуры на воде

Олег Макеев 2
В мире установлены миллионы монументов и скульптур, посвящённых выдающимся событиям, а также людям, оставившим заметный след в мировой истории. Однако они установлены и крепко стоят на матушке Земле. Среди 10 самых известных памятников по версии Википедии, таких, как Иисус в Рио, двух памятникbв Будде, памятник Чингиз хану, статуя Свободы в Нью-Йорке и т. д., есть скульптура русалки в акватории Копенгагена. Ведь памятников, установленных в воде, считанные единицы. На них мы и обратим своё внимание.

Русалочку изготовили в 1913 г. по заказу Карла Якобсена, сына основателя пивоварной компании Carlsberg – ему понравится балет по сказке Андерсена. Это одна из самых многострадальных скульптур мира – что с ней только не делали: пару раз отпиливали голову и руку, дорисовывали лифчик, и даже оборачивали в паранджу. Датская «Русалочка» с торсом Элин Эриксон и головой балерины Прайс была так хороша, что её копии быстро появились на набережных Токио, Амстердама, Таллинна, Сиднея и даже крымского Мисхора. 
 
На берегу Женевского озера, в курортном городке Веве, находится один очень интересный монумент — это памятник вилке. Огромных размеров вилка просто торчит из воды. Но говорит она не о том, что пора есть, а о том, что совсем не подалёку находится музей питания. Этот музей питания в 1980 году основала всемирно известная компания Nestle и содержится на её благотворительные средства. Музей известен под названием Алиментариум (Mus;e de l’Alimentarium). Этот крупнейший в мире производитель продуктов питания имеет в Веве свою штаб квартиру. Ведь именно отсюда берёт начало дело немецкого фармацевта Анри Нестле. Кстати, именно здесь он придумал порошковую еду и сухое молоко, а Юлиус Маги — сублимированные продукты и растворимый кофе. Вкусные и удобные в употреблении продукты с маркой Нестле знают сегодня дети и взрослые всего мира.
 
 
Во время Сталинградской битвы речники совершали подвиг и тем, что участвовали в боях за город, и тем, что спасали мирных жителей, переправляя их на левый берег Волги. И в память о них установлен этот плавучий памятник. Он в середине реки и добраться до него не очень просто, но во время речных экскурсий о нем обязательно рассказывают.

 
В некоторых городах есть необычные памятники. Так в городе – герое Новороссийск недалеко от мемориального комплекса «Малая земля», прямо в водах Цемесской бухты в районе Суджукской косы 1 ноября 2010 года был установлен памятник Геше Козодоеву – герою художественного фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» – авантюристу и контрабандисту, герою артиста Андрея Миронова. 

 
Иногда памятник на воде размещают для привлечения внимания общественности к определённому вопросу. Так в Канаде по воскресеньям отправляют в плаванье по реке Don River копию известной бронзовой статуи короля Эдуарда седьмого в натуральную величину, выполненную из пенополистирола и дерева, и рассчитанную таким образом, что она не может ни утонуть, ни всплыть полностью. Цель акции – привлечь внимание к судьбе многих памятников в разных странах мира. В частности, её возникновение связано с ведущимися в США дискуссиями о судьбе памятников времён Конфедерации.
 
Но Самым известным монументом на воде является памятник затопленным кораблям. 
Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (адмирал Павел Степанович Нахимов). 
В начале Крымской войны, после неудачного для русской армии Альминского сражения, реальная угроза нависла над Севастополем. Для предотвращения прорыва неприятельского флота на внутренний рейд, по приказу главнокомандующего князя А. С. Меншикова, были затоплены устаревшие парусные суда на входе в Севастопольскую бухту. 
11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей, в ноябре — декабре дополнительно были затоплены два корабля. И наконец, в феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной бухте, появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено ещё шесть судов. 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли сделали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота. 
Не будем забывать, что целью англо-франко-турецкой коалиции был захват всего Крыма. И падение Севастополя в начале кампании делало этот план не таким уж фантастическим. 
Без преувеличения можно сказать, что заграждение фарватера существенно уменьшило возможности противника и явилось первым решающим фактором, повлиявшим на ход войны. Многократно превосходящий по силе и возможностям неприятельский флот (130 единиц) значительно утратил своё опасное преимущество без единого выстрела и практически без потерь с нашей стороны 
Через 50 лет после героической обороны в память о затоплении кораблей, на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море, в 23 м от берега возвели монумент. 
Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50 х 75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли. Тогда же родилось и первое название: "памятникъ затопленiя кораблей". Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года. 
 
С тех пор прошло больше века, и у памятника сложилась своя история, такая же удивительная и уникальная, как и сам монумент. 
 
Всемирно известный Монумент создан по проекту скульптора академика А. Г. Адамсона, архитектора В. А. Фельдмана и военного инженера Ф. О. Энберга. Он представляет собой стоящую в море, в 23 метрах от набережной искусственную гранитную скалу с выступающим из неё в сторону набережной восьмигранным пьедесталом, на вершине которого возвышается светло-серая диоритовая колонна коринфского ордера с обращённым в сторону моря бронзовым орлом на капители. 

 Поскольку фасад композиции обращён к морю, я, впрочем как и другие коренные жители Севастополя, бывая летом на пляже, расположенном на набережной рядом с памятником, видел орла только сзади и даже не подозревал, что бронзовый орел был двуглавым. 
Вот как детально описывает композицию севастопольский историк-любитель Владимир Салтанов, если глядеть на неё с моря:
 
«Двуглавый орёл, увенчанный большой императорской короной, расправив могучие крылья, держит в клювах венок с якорем (висящий на цепи морской якорь прикован к верхней части сложного венка из лавровых и дубовых листьев). На груди орла – щит с рельефным изображением Святого Георгия Победоносца…». 
База колонны, её капитель и вся скульптурная композиция, венчающая колонну, также как и орёл, выполнены из бронзы. 
На вершине скалы, с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом – изображено число "1854", на правом – "1855". 
Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. 
На подпорной стене набережной напротив Монумента установлены два якоря с затопленных кораблей. 
Провидение как бы сохраняло памятник от угроз разрушения. 
Первым удивительным фактом является сохранение атрибутов российской короны в смутные революционные годы, – пострадал только георгиевский крест на вершине. 
Второй удивительный факт: – землетрясение 8 балов 1927 года, которое Монумент выдержал. 
Третий удивительный факт: – несмотря на самое опасное расположение – бомбы падали рядом, он каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной, и в мае 1944 года встретил освободителей. 
Не следует также забывать, что памятники на воде испытывают, кроме обычных климатических воздействий со стороны матушки Природы, ещё и удары водной стихии. 

Поэтому монумент подвергался неоднократным ремонтам и реставрации как до войны, так после неё. 
До 1970 года набережная перед памятником была любимым пляжем для молодёжи, горожан и отдыхающих. Никто тогда не мог предположить, что 7 августа 1970 года пляж опустеет. И виной тому окажется холера – смертельно опасное заболевание. 
Однако, благодаря консолидированным действиям властей, учёных и медицинских работников, потенциальная опасность не переросла в широкомасштабное бедствие. Благодаря принятым административным, санитарно-гигиеническим, информационно-разъяснительным мерам распространение эпидемии в Севастополе удалось успешно локализовать. Но любимый молодёжью пляж на набережной из-за эпидемии был закрыт, и с начала семидесятых годов перенесен на мыс Хрустальный. 
 
В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ПАМЯТНИК ЗАТОПЛЕННЫМ КОРАБЛЯ В СЕВАСТОПОЛЕ, КАК САМЫЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ МОНУМЕНТ НА ВОДЕ, МОЖЕТ СМЕЛО ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ЗВАНИЕ ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНОЙ УНИКАЛЬНОЙ РЕЛИКВИИ.