Песнь Души

Марина Фалалеева
Нельзя злорадствовать над Чувством...
Но, - и купить Любовь нельзя.

"Талант" и "Гения" Творцом даны
не для изыска наслаждений,
не для услады тщетных
говорильнь людских.

И выражение своей Любви
отнюдь не для признания слепцами.

Но для прозрения и откровений
сердец людских до срока, - когда
утрачено сие - "Талант" и "Гения"
- погребены в небытие...

Да воздаётся(!) Песнь Души в пророчестве
тончайшем-мире - Вышнем!
Куда устремлены земные маяки,
а не мерцания блуждающих огней...


24 февраля 2020

***
это стихотворение написано в ответ моим комментарием, экспромтом, после прочтения публикации Мзии ( Mzia Mzia Фейсбук )
на тему:

"ЕЁ СГУБИЛИ НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ И НЕПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН" (Джорджо Вазари).
24 февраля умерла Пропорция де Росси (1490-1530), не дожив до сорока лет.
Женщины-натурщины - да, музы - как же много их, но женщины-скульпторы встречаются очень редко. Судьба героини сегодняшнего поста не может не затронуть струны сердца любого человека своею неповторимостью и  драматичностью. Не зря она - одна из четырёх женщин, включённых историком живописи Джорджо Вазари (1511-1574) в свои "Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов".
Статью "Жизнеописание Мадонны Проперции де Росси" Д. Вазари начал со слов: "Удивительно, что во всех доблестях и во всех видах деятельности, в котором женщины когда-либо имели желание приобщиться, прилагая к тому хотя бы некоторые усилия, они неизменно достигали наивысшей степени совершенства и стяжали себе нечто большее, чем просто известность..." ("Жизнеописания прославленных живописцев, ваятелей и зодчих").
Пропорция де Росси родилась в семье богатого нотариуса в эпоху Ренессанса, но это всё ещё Средние века.
Женское творчество сводилось к вышиванию, шитью. Максимум, она могла брать уроки рисования на дому, что было очень дорого и позволить себе такую роскошь могли лишь богатые особы.
Проперция была любознательным ребёнком. Отец будучи сторонником всяческих новшеств не скупился тратить деньги на образование дочери.
Долгое время она не могла определиться, куда податься. И обратилась к скульптуре.
 Женщина, занимающаяся мужским ремеслом? Да это же угроза сильному полу! А Проперция хотела выразить своё видение мира в трёхмерном пространстве! Таким был её выбор. А что женщина в то время? Женщина да послушна будет мужу.
Женщина и тяжёлая работа резца по мрамору? Тяжёлая даже для мужчины?  Для неё мигом закрылись двери большинства домов.
Она вышла выход - обратилась к дешёвым сподручным средствам - фруктовым косточкам, на которых вырезала прекрасные скульптуры. К тому же играла на различных музыкальных инструментах, пела, писала стихи. В общем, "была способна не только к делам домашним, но и к очень многим наукам, так что завидовали ей не только женщины, но и все мужчины" (Д. Вазари).
Проперция вышла замуж. Супруг, принадлежащий к аристократическому кругу, ценил талант жены и во всём поддерживал её. Правда, был намного старше супруги.
В 1524 году Проперция де Росси выиграла право на украшение западного фасада базилики Сан-Петронио в Болонье. Несмотря на большую конкуренцию! С мужской стороны, разумеется. Что вызвало шквал недовольства. Её травили.
Прекрасный юноша Антонио Галеаццо ди Наполеоне Мальвазиа пришёл в восторг от увиденного им барельефа, установленного Проперцией. Не в силах удержать восхищение, он с чувством воскликнул: "О, Мадонна, я не видел ничего более прекрасного!"
А потом были встречи, беседы... Женатый молодой человек с прекрасными манерами, аристократ, не видел, что творилось с  женщиной-скульптором, в жизни которой не было женского счастья, но он был восхищён её работами, а не ею! Или самой  Проперцией через созданные ею работы?
А Проперция не смогла объясниться своему возлюбленному в любви. За неё это сделало искусство - она создала работу "Иосиф и жена Потифара" (жена Потифара - безымянный отрицательный персонаж Ветхого Завета (Быт. 39:1-20).
Потифар, хозяин Иосифа, находившегося в египетском рабстве, был важным вельможей при дворе. Он занимал должность начальника телохранителей фараона. За сметливый ум Потифар назначил Иосифа управляющим своего дома. Жена Потифара положила глаз на Иосифа. Тот ответил ей отказом. Зулейха ("соблазнительница") отомстила ему, обвинив Иосифа в домогательствах).
Красавец-болонец не понял послания прекрасной Мадонны, зато поняла вся Болонья. И болонцы радовались её беде!  "Ишь ты, - злобно перешёптывались, - нашлась гордячка, решила уподобиться мужчине... Так ей и надо!"
Отец умер. Супруг умер. Работы Проперции не продавались. Или за них платили ничтожно малую сумму.
Говорят, она умерла в бедности в больнице для больных... Но как же так? Богатство, которое досталось ей в наследство, не могло обречь её на безрадостное существование!
О женщине-скульптуре вспомнили, только было поздно. Проперция де Росси умерла 24 февраля в день коронации Карла V Климентом VII.
Печальный конец для единственной женщины-скульптора из, казалось бы, давней эпохи, но затронутая тема актуальна по сей день.
"Будь у неё столько же удачи и поддержки, сколько таланта, она бы не умерла в безвестности, а затмила бы лучших резчиков по мрамору" (Джорджо Вазари).
Думаю, Прекрасной Мадонне это удалось.

фото:
Жан-Луи Люси. "Пропорция де Росси заканчивает барельеф". 1822.
Музей епархии Лиможо.
Пропорция де Росси (1490-1530).
Барельеф "Иосиф и жена Потифара".