Варяги

Дмитрий Муравкин
Объяснение происхождения названия «варяг» можно найти во всех этимологических словарях. Хотя лингвисты высказывали разные гипотезы на этот счет, предпочтительной считается версия, что слово восходит к латинскому varangus – «наемный воин византийских императоров». Согласно другим объяснениям, произведено от древнескандинавского var – «обет, присяга». Крылов пишет, что развитие значений могло идти следующим образом: «воин, давший клятву, защитник > наемник > скандинав». Слово известно на Руси с IX века, им обозначали выходцев из Скандинавии.

Однако Татищев в XVIII веке имел другую точку зрения, которая сегодня учеными не рассматривается, но, пожалуй, заслуживает внимания. Во-первых, Татищев подтверждает, что варягами называли именно скандинавов. «Нестор, первый русский писатель, ясно показует, тако варяги суть Свие, Урмане, Ингляне и Гути. Из сего ясно можно видеть, где Свия и Гути, а Урмане разумеет Финляндию и Лапландию», – пишет Татищев. Во-вторых, он сообщает, что шведы (Свие) сами утверждают, что варгами или варгионами их называют от готического слова (готский язык), обозначающего волка или образно – разбойника. Дело в том, что в те времена шведы были на море главными пиратами (морскими волками), о чем, по утверждению Татищева, имеются исторические свидетельства, причем, разных народов.

В третьих, он пишет, что так же татары (на своем языке) назвали башкир, а турки – курдов. «Башкурт» по-татарски – «главный волк, вор, разбойник». Аналогично и слово «вандал» имело значение «волк», правда, Татищев не совсем ясно выражает мысль, из какого языка происходит последнее.

Думается, что современная версия, зафиксированная в этимологических словарях, продиктована, прежде всего, политкорректностью, поскольку от варяга Рурика (Рюрика) происходят многие поколения русских царей.
 
Интересно, что готский язык оставил в русском языке след, который просматривается и сегодня, причем часто не в тех местах, на которые указывают лингвисты. Вообще, готский – единственный язык восточногерманской группы, представленный письменными памятниками; от других языков этой группы до нас дошли лишь отдельные слова, известные в основном из сочинений древних авторов. Нестор называет готов «Гути» неслучайно. Самоназвание *gut- восстанавливается по засвидетельствованному в готском церковном календаре слову gutthiuda «страна готов». У античных авторов данный этноним передается как с огласовкой [u] (Gutones у Плиния Старшего, у Птолемея), так и с огласовкой [o] (Gothones у Тацита). В более поздних источниках принята форма Gothi, к которой и восходит название языка.