Параскаведекатриафобия

Вадим Константинов 2
                На календарь посмотрим
                Обречённо...

                Гомера вспомним...

                Как и Цицерона...

                Заворожённые тринадцатым
                Числом...

                В плену у страхов,
                Что сродни химерам...

                Но перестанет день
                Казаться серым...

                И посмеёмся
                Друг над другом
                Мы потом!..
                13.03.2020.
      

Пя;тница 13-го — так называемый «день неприятностей», распространённый благодаря многочисленным суевериям и мифам, по которым именно в этот день следует быть постоянно начеку, готовым к любым неприятностям; стараться остерегаться всяческого рода неудач. В медицине такой набор примет рассматривается как фобия, а психологи и психотерапевты называют это «параскаведекатриафобией» — боязнью пятницы 13-го. Термин предложен доктором Доналдом Доссеем, который составил его из греческих слов ;;;;;;;;; (пятница) и ;;;;;;;; (тринадцать). Доссей рассматривал сам термин как часть своего метода терапии безрассудных страхов. По его словам, если вы сможете произнести такой термин несколько раз без запинки, ваш страх перед пятницей 13-го исчезнет сам собой. Данная фобия рассматривается как частный случай трискайдекафобии — боязни числа 13.
 
Исследователи считают примету пятницы 13-го относительно недавним явлением, возникшим где-то на рубеже XIX—XX веков из слияния двух действительно древних суеверий: о неблагоприятности пятницы и числа 13 (без его обязательного отнесения к календарю). Как пишет один из специалистов: «Два указателя неудачи в конце концов слились, чтобы создать один супернеудачливый день.» (англ. «The two unlucky entities ultimately combined to make one super unlucky day.»)

Действительно, в англоязычных источниках первое упоминание пятницы и 13 в одном контексте, хотя и всё ещё по отдельности, было найдено только за 1869 год, в биографии Россини, написанной одним английским журналистом. О композиторе, умершем в пятницу 13 ноября 1868 года, там дословно сказано следующее:
[Россини] до конца своих дней был окружён любовью и сочувствием друзей. И если правда то, что он, как многие итальянцы, считал пятницу днём неудачи, а тринадцать — числом неудачи, примечательно, что умер он в пятницу, 13 ноября.
Оригинальный текст (англ.)
В то же время английский «Словарь выражений и крылатых слов» Бревера (Brewer’s Dictionary of Phrase and Fable), напечатанный в 1889 году, всё ещё не имеет какой-либо отдельной статьи о пятнице 13-го, хотя там есть отдельные статьи о пятнице и о числе 13.

Аналогичную ситуацию можно видеть и в США. В проведённом в 1907 году опросе студентов Гарварда лишь двое из 1875 упомянули пятницу и 13-е, по-прежнему разделяя в уме оба события: «Если 13-е число месяца приходится на пятницу, то больше шансов для несчастий». Однако именно на рубеже 1907—1908 что-то изменилось в языке или культуре, так как в 1908 году новостью за пятницу 13 марта New York Times публикует заметку с подзаголовком «Пятница 13-го не пугает сенатора Оуэна» (англ. «Friday the 13th holds no terror for Senator Owen»). В заметке писалось о том, что сенатор в этот день вынес в Сенат 13 законопроектов о строительстве в штате Оклахома. Лахенмайер считает крайне важным, что Friday the 13th написано без запятой, что не ошибка, а признак фразеологизации выражения. «Пятница, 13-е число» в какой-то момент стало «пятницей 13-го». Поворотное событие в распространении суеверия также было найдено исследователями. Именно в конце 1907 экстравагантный финансист и писатель Томас Лоусон публикует свой роман «Пятница, тринадцатое». И сам Лоусон, и его роман теперь забыты, но в то время произведение было весьма популярно, а заголовок подхвачен прессой. В романе описывались махинации на фондовой бирже и использование при этом страхов некоторых людей перед пятницей и числом 13.

Популярным объяснением особого отношения к пятнице 13-го, распространённым в книгах по альтернативной истории и эзотерике, является история ордена тамплиеров. Именно в пятницу 13 октября 1307 года французский король Филипп IV приказал арестовать членов ордена, включая всё его верховное руководство. В результате последовавшего процесса по обвинениям в ереси и богохульстве его членов орден был распущен, а многие арестованные во Франции тамплиеры были подвергнуты пыткам и позднее казнены. В том числе семь лет спустя в Париже на острове Сите были сожжены заживо последний Великий магистр ордена Жак де Моле и Командор Нормандии Жофруа де Шарне[en]. По преданию, перед смертью де Моле проклял наблюдавшего за казнью короля и всю династию Капетингов. Этот сюжет лёг в основу серии исторических романов французского писателя Мориса Дрюона.

Изложенная история хорошо известна из романа Дэна Брауна «Код да Винчи», хотя он был далеко не первым, изложившим её в связи с особым отношением у некоторых людей к пятнице 13-го числа. Не были первыми и авторы «Священной загадки», на которую опирался Браун. Ещё в 1981 (русский перевод в 1992) французский эзотерик и оккультист Робер Амбелен в своей книге написал:
День был выбран не случайно. … Король выбрал пятницу как день распятия Христа. Он выбрал 13-й день месяца — намёк на несчастливое число. 13 считалось плохим числом у Гомера (Илиада, V) и Цицерона (Pro Cecina). В древнееврейской Каббале было 13 Духов Зла, и 13-м в Писании был упомянут Иуда, предавший Христа. К этому же на Тайной вечере тот же Иуда был 13-м сотрапезником, День Страстей Господних пришёлся на 13-е число по лунному календарю, 13-я глава Апокалипсиса говорит об Антихристе, а 13-я глава Евангелия от Иоанна — о предательстве Иуды.