Обзор зимнего тура от Сергея Шелкового

Литературный Фестиваль Рунета
1. Сергей Непоэтов  Оrdalium
http://www.stihi.ru/2013/12/08/4089


По мотивам к/ф «Чекист»
*

Настигли тени убиенных!
Прогрызли мозг, как дырку в сыре –
то глушат воплями в сортире,
то молча мочатся на стены;
слоняются по тёмным щелям,
которых в памяти навалом.
Я не стрелок, я не был в «деле» –
я лишь грузил... и из подвала,
верёвкой  зацепив за ноги,
тела их подавал в трёхтонку.
Стреляли – «Слон» и тот, убогий,
что сыпал перец в самогонку,
чтоб нос заложенный продрало.

Я не палач. Я просто служка.
Зачем они меня избрали?
Ну воровал, ну жрал сивушку,
ну ночевал я в том подвале,
куда однажды заглянул
угрюмый «китель» с револьвером,
себя назвавший Пионером,
и щеки впалые надул.
– Ты пролетарий? Вот, отлично!
И рот закрой, а то убью!
Тебе от новой власти – лично,
на водку за день по рублю.
Здесь будет место для допроса
и исполнения суда.
Получишь тачку, пару тросов
и бочку, чтоб была вода...
Задача – поднимать наверх.
– Наверх?
– Там не твоя забота.
И пол отмыть, пока сюда
не приведут ещё кого-то.
Нам контру нужно истребить,
нам резонёрство не пристало.
Народ страдал. Народ не мало
терпел… Но время отомстить!
Да не менжуйся – мы должны
за революцию сражаться,
а в воскресенье за труды
я разрешу тебе нажраться.

Три месяца работал суд
Ревкома местного уезда.
На старой шахте много места,
туда под утро и везут.
А я, безмолвная скотина,
тела расстрелянных врагов
на крюк креплю вязанкой дров,
что в топке новой жизни сгинут.
Три месяца… Им не до сна!
И приговор всегда один.
– Ты был над нами господин?
А вы, мадам? Его жена?
Извольте снять свою одежду,
у нас порядок – без белья.
К стене! Спиной!
Готовсь! Стреляй!
Клади подряд…
А эту – между.

Вернулись тени убиенных.
Я всех их помню назубок.
Я просто служка, не стрелок.
Мне к дулу не прижать висок.
Мой выбор проще – крюк настенный,
бутылка водки,
тяжкий бред,
петля,
верёвка,
табурет…


------------------------------
Написано крайне незамысловато, в привычных традициях соцреализма, если не в псевдонекрасовской струе. Образности, поэзии как таковой, здесь нет, и, очень похоже, что она автором и не замышлялась.- Псевдоним Непоэтов об этом, собственно, прямо свидетельствует. Но есть в этих корявых строках то, чего нет в остальных сорока с лишним произведениях лонг-листа, – правдоборство, взыскание, пусть и ходульное, справедливости, сострадание к невинно убиенным, которые в контексте упомянутых событий исчисляются десятками миллионов душ… Считаю, что этого фактора достаточно, чтобы оставить опус для дальнейшего рассмотрения в шорт-листе.


8. Марина Изергиль  Осенью смотреть Иоселиани
http://www.stihi.ru/2019/10/12/4786


Осенью смотреть Иоселиани,
пить имбирный чай из кружки с оранжевыми петухами,
осенью говорить стихами,
принципиально к зиме не готовить сани,
они как-нибудь сами.

Осенью поменять местами
прежние представления о выдумке и о яви,
счесть себя на счастье внезапно вправе,
пренебречь дедлайнами и делами,
они как-нибудь сами.

Осенью окружить стенами
хрупкий мир, стоящий на зимней грани,
и пусть будут пошлости - занавесочки и герани,
но зато наплевать на темень с её бурями и снегами -
мы уж как-нибудь сами.


------------------------------
Музыкально, слышимо, ощутимо, в меру образно и лексически незатёрто. Даже рифмы, несмотря на нерифменные времена, все в наличии и отмечены точностью, хотя и дают ни одного примера свежести.
Пара строк тревожит всё же слух при прочтении – 1) неуклюжая инверсия «счесть себя на счастье внезапно вправе», 2) «и пусть будут пошлости - занавесочки и герани» - лучше было бы сказать о том же, но без неоправданной язвительности, например, «и пусть будут незатейливы(ми) занавески и герани».



9. Лана Юрина Про счастье
http://www.stihi.ru/2019/11/05/8922

Черпать ладонью и пить золотистый воздух –
осень сегодня тиха и почти прозрачна.
Ты говорила:
– Не стало бы слишком поздно…
Мне же казалось всегда, что немного рано. 

Ты говорила, что яблок полны подолы –
значит, пора для любви и звенящих свадеб.
Грустно кивала, мол, бабий-то век недолог,
замуж бы надо скорей да детишек сладить.

Годы летели, играя со мною в жмурки,
сотни дорог уводили туда, где ярче.
Мам, я и в сорок осталась такой же дурой –         
некого мне до сих пор целовать и нянчить.               

Только вот снится птенец на моём запястье –               
выброшен прочь из гнезда, всем чужой, забытый.         
Ты говорила, что Бог так приводит к счастью:               
долгой тропою невидимых нам событий.               
И добавляла:
– Счастливой быть очень просто.

Осень сегодня такая… Как Божья милость.
Знаю, ты видишь: мы с птахой сажаем хосту
возле скамейки, где ты обо мне молилась.

------------------------------
Написано искренне и доверительно. - О личном, сокровенном и без лишних слов, с верно выбранной интонацией. Смущает меня единственное – практически повсюду в стихе присутствие модных ныне неточных рифм. Не исключаю, что это дело вкуса и автору по его выбору можно исходить априори из подобной, на мой взгляд небрежной и растрёпанной, пластики. Но моё название этим несозвучиям – никак не рифма. Сие -рифмоиды, полурифмоиды, недорифмы…


12. Светлана Илларионова   Верхоленье 6. К истоку...
http://www.stihi.ru/2019/11/10/483 


Вернуться б… Да кому я здесь нужна…
Здесь много лет живётся без меня.
В траве забылись тропы и дороги,
Подворья без тепла людей продрогли,
Погосты умножают имена.

На расстояньи в памяти храня
Закаты Верхоленья и восходы,
Надеяться к его вернуться водам,
Когда едва затеплится весна.

А после, получив исходный код,
Смотреть, как с каждым днём дряхлеет лёд,
И понимать, какая это малость...

Вернулась бы и навсегда осталась
Тишайшей гладью просветлённых вод.

------------------------------
Стихотворение звучит в той же по-женски песенной и исповедальной интонации, что и предыдущее «Про счастье». Находок образных или интонационных, как и у Л. Юриной, и здесь нет. Разве что довольно выразительно, хотя и очень традиционно, звучат первая строка и две финальные – «Вернулась бы и навсегда осталась Тишайшей гладью просветлённых вод».



22. Юлия Миланес рядовой товарищ
http://stihi.ru/2019/12/17/768


юноша ищет, чем же он отличается от других?
да, он кудряв, но мало ль таких кудрявых?
да, он румян, но мало ль таких румяных?
он похож на других словно патрон в обойме —
точно такие же в армии служат сержантами.

он верит в свою звезду,
а ему предназначено быть продавцом,
или промоутером Розовым кроликом —
рекламировать одноименный бутик,
где из ценного только презервативы.

он приедет в областной центр
из пропахшей стариками провинции —
он будет помнить этот запах как свой —
он приедет со своим длинноватым носом,
тонкой костью, влажными как у оленя глазами…
но его здесь не ждут, и он будет мечтать:
о столице
об Америке,
об Европе.

но только для мамы он — особенный,
да, он кудряв — в этом его особенность,
да, он румян — в этом его особенность,
а еще — маленький шрам на запястье,
где его в детстве укусила собака,
а еще — крошечная родинка под левой лопаткой,
он у мамы — один,
и, пока мама жива, он — уникален,
а потом... так, рядовой товарищ.

------------------------------
В этом верлибре привлекает довольно тонкое сохранение интонационной гармонии.  С одной стороны - вполне понятный житейский скепсис, пусть даже и в финальной строке «а потом... так, рядовой товарищ...», с другой стороны остаётся ощущение, что ненадуманное, а естественное сочувствие к герою произведения (читай – сопереживание человеческой судьбе как таковой) остаётся преобладающим фоном стихотворения.



23. Роман Смирнов 4  Белые крыши
http://www.stihi.ru/2019/12/25/3962


Смотрю в окно. Я думал выпал снег,
а там Фольксваген белый туарег,
и рядом тоже белый БМВ.
Чуть-чуть поодаль лады светлых две.

Я отвернусь. Зима в Московской обл.
велит купить пивка и пару вобл.
А впереди ещё немало зим.
Через дорогу строят магазин.


------------------------------
Стихи, где каждая строка – по существу и работает на создание цельного смыслового и визуального образа.  Лаконично, ёмко, интересно и метафорически и лексически.  Точно нарисованный философски-иронический пейзаж. Даже ловишь себя на мысли, что, в отличие от чтения большинства остальных произведений этого обзора, здесь возникает желание не сократить текст, а прочесть хотя бы три строфы вместо двух.


26. Дмитрий Близнюк  эхо невозможного
http://www.stihi.ru/2020/01/01/4301

фонари проспекта
с двумя головами:
одна нависает над второй, как самец гадюки над самкой,
а люди внизу проходят сквозь
прозрачные мясорубки времени мельчайшие,
не замечают, как их крошат на морщины,
на пыль и седение.
тощие скукоженные ангелы старости
наполнены слабоумием, как розовым сиянием.
это - чувство угля, который швыряют в топку,
а там кубический джин огня
брыкается сотнями ног в чугунной колбе.
"бесссссмертие" -
если произнесешь вслух сто раз подряд,
услышишь
шум далекого прибоя.
это вечность бьется о берега
несуществующего моря головой,
как рыжий веснушчатый Наполеон в дурдоме.
это - эхо невозможного. желание золотой пробки
создать нечто сложное и прекрасное.
живую рыбку.
наградить сознанием, вместилищем эмоций,
чтобы понял однажды - ты умрешь. исчезнешь. но о чудо.
слепой котенок в ведре с водой не тонет,
он научился дышать под смертью.
вот-вот откроются его глаза.
но как же выбраться из ведра
Вселенной?
и длится осознание.
беснуется штрихованный дождь за окном.
неужели. неужели. неужели.

------------------------------
Известному мастеру верлибра и интенсивного метафоризма всё же хотелось бы высказать доброе пожелание не стесняться фильтровать ассортимент своего метаметафорического супермаркета. Здесь на мой взгляд случай, когда любая из множества метафор совсем не является обязательной. Так, «без рыжего веснушчатого Наполеона в дурдоме» этот верлибр, возможно, был бы и убедительней, и здоровее. Но в целом – непропитого мастерства автору, надеюсь, хватит ещё на долгий и успешный творческий путь.

.
32. Ирина Чуднова   жёлтое на чёрном
http://www.stihi.ru/2020/01/15/4055


скажи
скажи
ты тоже видел
как отстранён
тревожен беззащитен
и жалок волглый чернозём
укрытый крапом листьев —
их жёлтое на чёрном
издалека покажется кому-то парчой
кому-то рубищем
а мне
отринутой под зиму змеиной кожей
или
скопленьем неподвижных бездомных ос
припавших напоследок
к земле
которая всё лето их кормила
 
до холодов
 
пойдём со мной гулять
следить
как солнце лижет раны морозных рос
со ржаво-бурых трав
впадающих в немую летаргию
до вешних вод
до горечи полей
до юных комаров
до чистых линий
до нежности небесной
 
до весны.

------------------------------
Привлекательное качество письма этого автора – чувство слова, точное восприятие звучания и свечения речи. Умение сохранить прочувствованный потенциал слова в конкретной строке. Тонкая и выразительная работа с образом – «жёлтое на чёрном издалека покажется кому-то парчой кому-то рубищем
а мне отринутой под зиму змеиной кожей
или скопленьем неподвижных бездомных ос
припавших напоследок к земле…»


34. Андрей Баскаков Последний день лета.
http://www.stihi.ru/2019/11/11/9839 



Это был последний
день лета.
С рассвета
волшебный туман
молочного белого цвета
упрятал по крыши дома.
Словно поползновение зла.
И под солнцем растаял бесследно.

Это был последний
день лета.
Столько света,
солнца, тепла.
И листва едва шевелилась от ветра,
и в палитре зелёной её желтизна
была... совсем незаметна.
Но уже появилась она.

Это был последний
день лета.
В пакеты
собирали мы слив урожай.
Вся земля была в них. Торжество фиолета
над примятой зелёной травой. Было жаль,
столько нам не собрать, и обилие это
здесь останется дальше лежать.

Это был последний
день лета.
Об этом
нам неведомо было с тобой.
Для нас время текло незаметно,
и был чист небосвод голубой.
Лишь футболки и шорты небрежно надеты.
Вкус и запах фруктово-конфетно-букетный.
Сколько там впереди ждёт сокровищ несметных.
И ничто не способно разрушить любовь.

Это был последний
день лета.
С момента
когда солнце укрыл горизонт,
и багровое пламя  окрасило небо,
словно дальних ужасных пожарищ огонь,
почему-то возникли слова из куплета:
When the last rose of summer is gone.
The last rose of summer is gone.

Это был последний
день лета.
В приметы
не хочется верить подчас.
Лето здесь, оно великолепно.
Лето здесь, его пыл не угас.
И оно не приснилось во сне нам,
буйством красок играя для нас.

Это был последний
день лета.
Много света,
солнца, тепла.
И листва едва шевелилась от ветра.
Но увы, уже завтра с утра
прекратится идилия эта.
Так нелепо... внезапно... молва донесла.

Это был последний день лета.


------------------------------
Весьма лирично, музикально и живописно.
Цельно и уравновешенно. Разве что немного, процентов на 20-30 затянуто, и только бы выиграло от сокращения и уплотнения.
Плюс в строке «Вкус и запах фруктово-конфетно-букетный» два последних составляющих слова тройного эпитета явно неудачны на фоне в общем однородной и естественной лексики.
А о желательности точных рифм уже просто молчу,
Хотя, подозреваю, что и сам вольнолюбец Бродский, ворочается от нынешних псевдорифм в своём веницианском гробу.


40. Николай Лобанов "Провинциальные сны"
http://www.stihi.ru/2016/01/20/5411


Глубинка : рытвины, столбы,
К полям - лоскут небес пришпилен,
Тосклив героев здешних быт,
А местный Бог - любвеобилен,
Беспечен и неприхотлив.......
Отходит день, сутуля плечи,
И сад - горошинами слив
Кропит задумавшийся вечер.

Проточна выцветшая глушь,
Сквозная полночь - безответна
И утро лампочками груш
Перегорает незаметно.
Унынье - гонится взашей,
А жизнь и смерть - простые вещи......
Легко, как в детстве, на душе
От снов - без косточек, не вещих.

Въезжает солнце на коне
Во двор дряхлеющей соседки
И разрастаются в окне
Светила огненные ветки.
Текущих лет привычен хруст:
Уйдут одни - придут другие
И облепиховая грусть -
На здешний климат аллергия....

Закроешь сердце: города
Предназначением высоким.....
И путеводная звезда
Блуждает в зарослях осоки.....


Глубинка. Продолжение темы

Отсюда - двести лет до Мексики,
Здесь - в суете благих начал -
Ненормативны сны и лексика,
Нетранспортабельна печаль.

Здесь молчаливы руки смуглые......
И старики, не дуя в ус,
Убеждены: земля - не круглая,
А небо - горькое на вкус........................


------------------------------
Мастеровито и написано в благодатной традиции говорить одновременно обо всём и ни о чём. Чего здесь больше – первого «о» или второго, сказать не берусь.
Несколько образцов поэтической образности радуют, запоминаются своей неординарностью, к примеру,  - Текущих лет привычен хруст:
Уйдут одни - придут другие
И облепиховая грусть -
На здешний климат аллергия....  - Как говорится, автор владеет словом! Новых продолжений темы, Николай!


41.  Марго Сергеева "Палаццо"
http://www.stihi.ru/2018/04/03/10271 


 Нам бы жить в Питере,
 Окнами на Фонтанку.
 Чижик-пыжик водку пил.
 Ах, шарман, ах, шарманка,
 Ах, шарманщик...
 Я прикрываю усталые веки.
 Сколько счастья, Боже мой.
 Всё - в одном человеке.
 Ты устало сбросишь со лба
 Непослушную прядку.
 И ласкаешь колени мои торопливо
 Сколько счастья, Боже мой -
 Делать тебя счастливым!
 
 Как погода в Берлине? В Крыму?
 Мне хотелось смеяться.
 Лишь Гостиничный номер -
 Вечное наше Палаццо.
 
 На базаре счастье,
 Не для нас раздавали.
 Разменяв полушку на жалкие медяки,
 Лишь в твоих руках -
 Я звучу Скрипкою Страдивари
 И взахлёб допиваю остатки лета
 С твоей руки.

------------------------------
Интимная лирика из категории «симпатичные стихи». Живая интонация, похоже, что автор вспоминает о цветовых пятнах лично встреченных и пережитых палаццо и отелей и в Питере, и в Берлине, и в Крыму… «Я звучу Скрипкою Страдивари» - может быть, пока ещё и не совсем уж Страдивари, но «ах, шарман» ненавязчиво и певуче звучит в этих строчках и держит звук и интонацию.


Шорт-лист

1. Сергей Непоэтов  Оrdalium
http://www.stihi.ru/2013/12/08/4089

8. Марина Изергиль  Осенью смотреть Иоселиани
http://www.stihi.ru/2019/10/12/4786

9. Лана Юрина Про счастье
http://www.stihi.ru/2019/11/05/8922

12. Светлана Илларионова   Верхоленье 6. К истоку...
http://www.stihi.ru/2019/11/10/483 

22. Юлия Миланес рядовой товарищ
http://stihi.ru/2019/12/17/768

23. Роман Смирнов 4  Белые крыши
http://www.stihi.ru/2019/12/25/3962

26. Дмитрий Близнюк  эхо невозможного
http://www.stihi.ru/2020/01/01/4301

32. Ирина Чуднова   жёлтое на чёрном
http://www.stihi.ru/2020/01/15/4055

34. Андрей Баскаков Последний день лета.
http://www.stihi.ru/2019/11/11/9839 

40. Николай Лобанов "Провинциальные сны"
http://www.stihi.ru/2016/01/20/5411

41.  Марго Сергеева "Палаццо"
http://www.stihi.ru/2018/04/03/10271 



Об эксперте:

СЕРГЕЙ ШЕЛКОВЫЙ
Сергей ШелкОвый родился в г.Львове.
Закончил инженерно-физический факультет Национального технического университета "ХПИ" и аспирантуру. Кандидат технических наук (1980), доцент, автор научных публикаций в области прикладной математики и механики.
Публикует свои произведения в печати с 1973 года. Автор более трёх десятков книг стихотворений, прозы, эссе, поэтических переводов, вышедших в свет в Москве, Киеве, Харькове, Броумове, в том числе книг "Стихии"(2004),"Певчий"(2005), "Эон"(2007), "Июнь-июль"(2008), "Небесная механика"(2009), "Кровь, молоко"(2010), "Парусник"(2011), "На улице Пушкинской"(2011), "Аве, август"(2012), "Днесь" ("Данас")(2013)- на русском и сербском языках, "Дванадесять"(2014), "Очерки о литературе"(2014), "Свет безымянный"(2015), "Апостольское число"(2015), "Вербное Воскресенье"("Palmensonntag")(2016)-на русском и немецком языках, "На родине Орфея" ("В родината на Орфей") (2016) - на русском и болгарском языках, "Дароносица" ("Monstrance") (2016) - на русском и чешском языках, "Будь и пиши" ("Traieste si scrie") (2017) - на румынском и русском языках, "У белого ангела" (2017) - поэтические переводы с немецкого, "Осенний горизонт"(Podzimni horizont)(2017) - на чешском языке, "Левова доля" (2017) - на украинском языке, "Лето в разгаре" ("Leto vrcholi") (2018) - на словацком и русском языках, "Рождество" ("Божич") (2019) - на сербском и русском языках.
Лауреат поэтических премий им. Б. Слуцкого (2000), им. Н. Ушакова (2001), международной премии им. Ю.Долгорукого (2007), премии Международного поэтического конкурса в Брюсселе (2009), премии Международного творческого фестиваля в Афинах (2017) и ряда других литературных наград.
Член Союза писателей СССР и Украины (1989) и Международной ассоциации писателей и публицистов (2006).
Стихи и проза С.Шелкового публиковались в Украине, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Грузии, Великобритании, Дании, Израиле, на Кипре, в Китае, Латвии, Молдове, Польше, России, Сербии, США, Чехии и переводились на украинский, английский, армянский, болгарский, греческий, грузинский, латышский, немецкий, польский, румынский, сербский, словацкий, татарский, французский и чешский языки. Отдельными изданиями его книги выходили на восьми языках.
В 2007 году награждён Международным орденом Святого Станислава "За вклад в литературу и культуру", в 2017 - Почетной медалью Национального Союза Писателей Украины.
Вышли в свет книги "Сергей Константинович Шелковый. Биобиблиографический указатель"(2007), (2012) и (2017) со статьями поэтов, писателей, филологов и философов ряда стран о литературном творчестве С.Шелкового.
На стихи из книг С.Шелкового написано более 70 песен, выпущены два компакт-диска с авторскими песнями: "Янгол огня. 22 песни из десяти книг"(2005) и "В родной Гиперборее"(2007).