Вера Потаповна. Океан в стакане воды

Ева Шакед
    В каждом жителе Байловки есть что-то интересное. Просто удивительно, как столько ярких и интересных людей собралось в одном месте в одно и то же время. О каждом есть что рассказать, каждый запоминается. По крайней мере, те, кого знает Ева, все годятся для книжки или небольшого рассказа.
    Вот подруга бабушки - Вера Потаповна. Еве она очень нравится. Вся. Начиная с имени-отчества. Звучит-то как! Вера Потаповна. Она хорошего роста, статная смуглая женщина с тёмно-каштановыми волосами, всегда аккуратно, красиво и просто убранными в большой узел на затылке. Тёмно-карие глаза Веры Потаповны заглядывают собеседнику, кажется, в самую душу. Не ласковые, таинственные, обдают тёплой волной, в которой чувствуется какой-то подвох. В хорошем смысле. Она любит подшутить, остра на язык, хотя и не слишком разговорчива.
    Вера Потаповна одевается по-городскому. Платка не носит. Зимой надевает к каракулевому пальто меховую шляпку-таблетку. Платья у неё приталенные, классического кроя. Обувь носит по погоде, иначе в селе нельзя. Но предпочитает туфли-лодочки на невысоком каблуке. Вера Потаповна была фельдшером в байловской больнице, а сейчас на пенсии. Бабушка работала в той же больнице санитаркой. Покрывает волосы платком, одевается красиво, но вполне по-деревенски. О том, что объединяет таких разных женщин, Ева не задумывается. Принимает, как должное.
    Ева и Лана любят ходить вместе с бабушкой в гости к Вере Потаповне. Такое случается не каждый день, и это почти единственная возможность увидеть Веру Потаповну и услышать её низковатый, красивый голос. Вообще, компания бабушки собирается каждый вечер у кого-нибудь в терраске или на крыльце бабы Мани Генераловой. Разговаривают, грызут семечки, играют в дурака. Но Вера Потаповна никогда время так не проводит.
    "Гордая!" - как-то услышала Ева от бабы Дуни. Ева не разобрала, чего в этом слове прозвучало больше - восхищения или неодобрения. Это придаёт Вере Потаповне особую загадочность и притягательность. И вот Ева сидит в гостях у Веры Потаповны. Пьёт чай с вареньем. Стол у Веры Потаповны покрыт красивой белой скатертью с ажурными прошвами. Чашки из тонкого фарфора, с блюдцами. Варенье разложено в стеклянные вазочки-розетки с резным узором. Вот ведь, думает Ева, какая же это розетка, если розетка на стене? В неё варенье не наложишь, там ток!
    На стене над диваном у Веры Потаповны висят два портрета - девочка и мальчик. Очень красивые. Светленькие, голубоглазые, с пшеничными кудрявыми волосами. На Веру Потаповну не похожи, думает Ева, наверно, муж Веры Потаповны красивый, но с голубыми глазами. И дочка или сын пошли в него. Она знает фамилию этих детей - Трофейные. И не удивлена. У неё ведь тоже фамилия не как у бабушки.   
    После чая Вера Потаповна пускает девчонок в свой сад. Сад у неё, по мнению Евы, странный. У бабушки не так. Без особого порядка там растёт несколько яблонь, лук, помидоры, огурцы, малина и много высокой травы. Всего этого добра в каждом байловском саду хватает, только количество травы разное. Но Еве нравится пробираться по зарослям к малиннику. Ягода крупная, встречается и жёлтая, не как у всех. Вот и Вера Потаповна, как жёлтая малина, думает Ева, не такая, как все.
    На прощанье Вера Потаповна даёт гостинец - конфеты и банку яблочного варенья. Всё это есть у бабушки дома, но так уж заведено. По дороге домой Ева задаёт бабушке вопрос, который давно уже крутится у неё в голове.
- А где внуки Веры Потаповны, и как их зовут?
Бабушка вздыхает.
- Нету у неё внуков... Нету... В войну она служила в медсанбате, на фронте. Сколько раненых спасла - о-о-ой! Ухаживал за Верой офицер красивый, да не сложилось после войны-то. А тут, у нас, мужиков-то и не осталося почти. Война забрала. За такой красавицей ухаживали всё равно. Но она гордая. За кажного не пошла.
    Бабушка опять вздыхает. И к слову "гордая" в понимании Евы добавляется ещё два оттенка - уважительный и грустный.