Поморский коч, седых времён кочевник

Тара Ирия
Поморский коч, седых времён кочевник.
Авророй северной обласканы бока.
Но не расскажет о тебе учебник.
И лишь в преданиях несут тебя века.

Ты бороздил просторы Заполярья.
Фрегат голландский - черепахой позади!
Стоит на взморье ясноока Марья:
"Во байны, в отемень, Иванко - не ходи!"*

По морю Белому, под пение Стрибога
Чудь заволочская на кочах уплыла.
Но Русь кондовая на нас посмотрит строго:
Кто Быль помянет - в том и Сила ожила!

19.03.2020 (11:25)


*не ходи там, где очень темно (поморьска говОря)
(из краткого словаря древнейшего языка - поморов)

***

Прекрасная познавательная статья "Поморская говоря - самый древний русский язык" (http://ukhtoma.ru/chud11.htm)

***
Наш народ хранит память о древнем поморском судне с удивительным названием – КОЧ. А слово это пришло к поморам с новгородской земли, где «коца» или «коча» означало одежду. Название выбрано не случайно, так как суда буквально «одевались в шубу» - корпус их был защищён от натиска льдов двойной обшивкой. На таких судах поморы могли ходить за тысячи километров по северным морским просторам, занимаясь рыбным промыслом. Кочи славились своей прочностью. Деревянные конструкции, изготовленные из лучших пород дерева (лиственница, сосна, красное дерево) – крепили железными скобами, которых шло на судно от трёх до четырёх тысяч и гвоздями. В документах архиепископа Холмогорского за 1695 (!) год можно прочесть об архангельских кочах длиной 18,5 метров и шириной 5,14 метра, грузоподъёмностью 30-40 тонн, что превышает размеры некоторых современных траулеров. Поморские кочи преодолевали в сутки 150-200 километров в то время, как английские купеческие суда – около 120 километров, а голландские фрегаты – лишь до 80-90 километров. На этих уникальных судах поморы достигали таких арктических широт, которые были недоступны никаким другим судам с металлическим корпусом и механическими двигателями.


Уникальны они были не только своей защитной «шубой», но также яйцевидной формой корпуса. Днище корпуса было округлым, напоминавшим половинку ореховой скорлупы. Если льды сдавливали такое судно, его корпус не раздавливался, а выжимался наружу. Эти суда, слывшие самыми долговечными на протяжении пяти столетий, приобрели, благодаря мастерству и пытливости ума поморских мастеров, ещё одну необычную особенность: корма и нос имели практически одинаковую форму и срезаны были под углом 30 градусов, что позволяло легко вытаскивать их на берег. Народы русского Севера сохранили имена гениальных «кочевых мастеров», составлявших целые династии. Это семьи Дерябиных, Варгасовых, Вайгачевых из Холмогор, братьев Кулаковых из Архангельска, пинежских умельцев Антона Пыхунова и Ефима Тарасова. О древнем поморском коче напоминают нам некоторые географические названия Арктики. Например, Кочевая губа в устье реки Яны. Характерно то, что все мастера при строительстве кочей применяли только свой, «кочевой» инструмент: по-особому заточенные свёрла, буравчики, пилы, тёсла, топоры. Древнерусский коч "ледового класса" Таким образом, становится очевидным, что Россия в области кораблестроения шла своим, совершенно особенным, самобытным, отличным от западных традиций путём".

***
Динозавр отечественного кораблестроения – так специалисты с уважением говорят про судно, остов которого выбросило на берег Онежского озера. Это единственный в мире оригинальный корабль допетровской эпохи. На подобном судне за три моря ходил Афанасий Никитин, а Семён Дежнёв сквозь льды пробился до Камчатки. Почему этот корабль – сенсация в научном мире? Благодаря чему он так хорошо сохранился? Какие научные тайны готов поведать?

Житель вологодского городка Вытегра Валерий Пирогов с детства сколачивал лодки. Неудивительно, что свой подарок Онежское озеро преподнесло именно Валерию.


"Мы по лесу ходили и увидели остов. Один вид его чего стоил. Как-то сразу подумали, что его надо спасать. Мы шагами померяли – получилось 22 метра примерно. Впечатлило, было понятно, что такие вещи каждый день не находят".

Остов корабля похож то ли на кита, то ли на динозавра. Валерий признаётся: "Я работаю с деревом. Когда я увидел корабль, то понял: этой технологии давно не существует, передо мной очень древняя непростая конструкция". О своей находке житель Вытегры рассказал местным краеведам. Когда они пришли и увидели – не поверили своим глазам. Первые же анализы древесины подтвердили: до 2018 года судно покоилось на дне Онежского озера более 300 лет!


Сейчас учёные иначе как о чуде об этом корабле не говорят. Они определили его как коч – поморское судно, напоминающее ореховую скорлупу. Его "шили" по особой технологии: когда огромные льдины зажимали корабль со всех сторон, оно "выпрыгивало" на поверхность.

"Его борта прошиты корнями и ветвями сосны и ели. Часть взятых с него образцов относится к 1633–1634 годам, остальные – 1649 года, судно, возможно, было перестроено в 1650 году", – говорит председатель ВРО РГО Надежда Максутова.


Именно на кочах Семён Дежнёв и Федот Попов в 1648 году совершили плавание от реки Колымы до реки Анадырь и первыми из европейцев пришли к северной части Тихого океана. По одной из версий, на подобном судне путешествовал Афанасий Никитин. Это одномачтовое парусно-вёсельное судно при хорошей погоде могло преодолеть до 200 километров за сутки. Длина конструкции от 20 до 25 метров, ширине до 6,5 метра. Эксперты относят шитик к первым ледокольным судам.


Многие годы эксперты всего мира спорили по поводу кораблестроения в допетровской Руси. Дескать, царь-реформатор привёз из своего европейского турне голландскую технологию и научил русских морскому делу. Противники этой версии тоже были, но предоставить живые образцы русского кораблестроения не могли – время безжалостно к деревянным судам. Теперь у историков есть веский аргумент, доказывающий: русские строили ничуть не хуже готфридов и петрусов.
(по материалам Любови Царьковой https://www.proza.ru/diary/severinapolar/2019-03-04 Благодарю!)

***


А теперь сказ:

Царь морских просторов

Однажды давным-давно унесло в бурное открытое море судно (коч) с кулойцами (жителями с. Кулой). Носило их по морю двое
суток, а на третий день наступило затишье, погода улучшилась. Кулойцы пришли в себя, огляделись - на море штиль, вода не всколыхнётся, неподалёку каменистая отмель, а посреди неё сидят три чудища - Солнце, Ветер и Мороз. Услыхали кулойцы, что спор идёт - кто из чудищ на море главный. Увидали три чудища кулойцев, подтащили их судно к отмели, причалили его и кричат:
- Говорите скорее, кто из нас самый сильный на море? Кого назовёте, тот на морских просторах царём станет.
Кулойцы посовещались и отвечают:
- Все вы трое сильные. Но самый главный среди вас Ветер. Он и
является царём морских просторов.
Тут Мороз рассердился, набросился на кулойцев, хотел их застудить, заморозить. Но Ветер говорит им:
- Не бойтесь, я дуть перестану, а мороз без ветра не очень сильно морозит.
Не стал дуть Ветер, мороз уменьшился, пощщипал-пощщипал - и оставил кулойцев в покое.
Тогда Солнце взъярилось, стало жечь и припекать кулойцев. А Ветер опять их успокаивает:
- Не бойтесь, я подую, а с ветром солнце не сильно припекает.
Поднялся ветер на море, солнце и отступило.
Тут начался прилив и судно стало относить от каменистой отмели.
Подняли кулойцы парус и с попутным ветром быстро доплыли домой. Таким образом, ветер на море действительно сильнее всех -
он над всеми власть имеет.

***
а теперь на поморьской говОре:
***

ГоломЕной цярь

ВодосЮлишны-отвЕки, вокотОры-тодавнОшнылЕты, унёслО
во пЫлко морьскО гОломё коць с кулоЯна. БИло мОрё их цЕтвёры
вОды, а на трЕтьёй-от день тихА пАла, погОдьё. ОмАлтаписсе кулоЯна, глЕнули - такО лОсо нАмори, водА крОтка, Одаль кАменна
лУда, а серЁтка лУды трОи полОхола сидЯт - шОлнцё, вЕтёр да
морОз. ЦЮют кулоЯна, котОра ИДЁТ: котОрой из полОхол большАк
нАмори?
УвидАли трОи полОхола кулоЯн-от, ко лУды кОць потташшИли,
оприкОлили,крицЯт:
- СкАзывайте скорЕ, котОрой меж нАма сАмой могУтной нАмори? Которого нарецЁте, тот из нас на голомЁно цАрьссво настАнёт.
КулоЯна недОлго меж собОю поредИли, да и отвЕт дЁржат:
- Вы фсетрОи могУтны,аболыиАк-оту васодИн -ветер. Он и
йесь голомЕной царь.
Тут морОз осердИлссе, пал на кулоЯн - хотЕл застудИть-заморОзить.
А вЕтёр говорИт им:
- Не бОйтиссё, я дуть не стАну, дак морОз без вЕтру не порАто
морОзлив.
Не стал дуть вЕтёр - морОз окротЕл, пошшипАл-пошшипАл, да
и оступИлссе от кулоЯн.
А тут шОлнцё взъерИлоссе, стАложгать дажАрить.
А вЕтёр опЕть затёшшАт:
- Не ббйтиссё, я подУю, дак с ветЕрьём-от шОлнцё не порАто
жАрит. Пал вЕтёр на лОсо мОрё - шОлнцё и оступИлоссе.
TVT вОда спОлнилассе, оттУлило коць от кАменной лУды, поднЕли
Яна На повЕтёрь пАрус, да скорЁхонько ко дОму-то и добежАли.
А вЕтёр-от и взАболь нАмори могУтне фсех - он-от над фсемА
вёрьховУдЁржжит.
***
ГолОмя - открытое море, морские просторы
ДосЮлишны -древние
ВОда - единица времени у поморов, равная половине суток
ЛОсо - штиль
ЛУда - каменная морская отмель
ПолОхола - страшилища, чудища
ПорАто - очень
ЗатёшАт - успокаивает)

***
Слава богам преСВЕТлым! Слава предкам! Слава Руси!
Быть Добру!