Муслим Магомаев

Мария Пахорукова
Первые мои воспоминания о песнях,  связаных с их прослушиваниями по радио-репродуктору, или как говорили в начале шестидесятых XX века, из «тарелки». Когда звучали первые сурово-грозные аккорды «Люди мира, на минуту встаньте!...», я с замиранием своего детского сердечка  от бархатистого баритона, с трепетом перед текстом песни представляла певца очень солидного возраста прошедшего все ужасы концлагеря нашей войны. Не смотря на то, что пелось о Бухенвальде, мне так верилось, что мой дедушка — Иван Герасимович, погибший в застенках Майданека — встречался с певцом в концлагере, и «Бухенвальдский набат» о нём. 
Потом звучали «Загадай желание», «Куба — любовь моя», «Белла, чао!», «Лучший город земли». И вновь — этот волшебный голос.
А когда во второй половине шестидесятых появились в продаже пластинки в конвертах с изображением певца — поняла, что этот человек слишком молод для солдата второй мировой. От этого моё восхищение им только усилилось.
Мы, ровесники того времени, ловили каждое его исполнение, каждую новую песню. Запоминали их, переписывали в свои тетради-песенники, которые трепетно хранили годами. А у некоторых бабушек они и по сей день — главная ценность детства —  на удивление внуков.
Поражали не только его голос, но и глубокое содержание, смысл песен.
При всей неотразимой южной красоте, сплетнях, которые клубком вились и сопровождали Муслима, чувствовалась его врождённая порядочность и даже застенчивость. В этом я убедилась на его концерте в 1973 году в Усть-Каменогорске.  Состоялось это зрелище во дворце спорта, типовом сооружении семидесятых, которые и по сей день во всех областных центрах служат верой и правдой. На льду установили партер, а трибуны — зрительный зал. Общая вместимость более 5000 мест. Отработал певец на совесть. В первой половине выступления произошёл казус с техникой, как часто у нас случается. Но Магомаев продолжал петь в отсутствии музыки и отключенном микрофоне. Сначала зал замер, потом подхватил вместе с любимцем публики «Не спеши, когда весь мир в тиши, не спеши, не спеши!» И пока механики ползали по сцене, отыскивая и исправляя неполадки, мы вместе с певцом допели песню.  Муслим потом пошутил по поводу работы электромехаников под эти слова «Не спеши, не спеши». Отработал без разогрева, подтанцовок и прочих бэк вокалов. На сцене только он и музыка. Без «минусовок», «плюсовок»  — вживую, голосом.
Можно бесконечное количество раз переслушивать «Море вернулось говором чаек, песней прибоя рассвет пробудив...», «А что случилось? Ничего не случилось... Были мы влюблены, а любовь не получилась. Извини — не получилась...», «И сама не знаешь ты, что красотой затмишь любую королеву красоты», «Если вспомнишь вдруг о любви, позови меня, хоть когда-нибудь позови», «На земле на чужой умирал солдат. Но звучал над планетою гимн весны, Как последний аккорд той войны», «Хоть случайно хоть однажды вспомни обо мне, долгая любовь моя. А между мною и тобой века, мгновенья и года, сны и облака».
А «Сердце на снегу», а «Чёртово колесо», а «Свадьба», так набившая оскомину, и прежде всего — певцу, а «Колыбельная», «Нам не жить друг без друга», «Мелодия» и многое, многое другое, что сопровождало моё поколение.
Сколько ещё шлягеров, перешедших в классику подарил нам певец. И сейчас, когда объявляют по телевизору в «Обыкновенном концерте» его исполнение, сердце замирает в ожидании волшебного бархатистого баритона Муслима Магомедовича. Вечная память и хвала, радость и наслаждение, гордость к сопричастности во времени и вечная любовь...
P.S. Моя последняя встреча с Магомаевым певцом, гостем на празднике металлургов состоялась в 1996 году в Темиртау. Я и сейчас испытываю чувство неловкости и стыд за отношение нас, зрителей к нему. Поёт он на стадионе, на импровизированной сцене свою знаменитую «Свадьбу», а в это время на стадион въезжает кортеж с семейством Пугачёвой. Все сорок тысяч присутствующих в едином порыве с криками восторга вскочили с мест, заглушив Магомаева. Закончив исполнение он покинул сцену под вялые аплодисменты. Предполагаю, что после таких, неудачно, а может быть преднамеренно, смонтированных выступлений, Муслим Магомедович решил покинуть сцену.. Тихо, без пафоса. Не в пример одному из  наших, о котором  в народе говорили, что «он больше петь не стал, но и меньше — тоже».
- Лучше достойно уйти, когда тебя помнят поющим. А зачем опять возвращаться, как делают некоторые мои коллеги? – говорил Магомаев в одном из интервью. - Петь, Слава Богу, могу. Но на сцену выходить больше не желаю. Пусть меня запомнят таким, каким я был поющим…

P.S. А сериал «Магомаев» получился очень слабым, последняя серия – полное фиаско.

16 марта 2020