5. Классный час

Агата Кристи 4
В старших классах у Мары был переходный период. Она чувствовала себя уже не так кошмарно уродливо, как в 11 лет, но и не совсем ещё хорошо. Всё ещё как-то тупо, заторможено.

Необходимость носить школьную форму "чёрный низ, светлый верх, юбка два пальца выше колена" Мару раздражала до ярости. Мара предпочитала удобное брючное, джинсы. В джинсах можно спокойно, не отвлекаясь на собственный внешний вид, учиться. 

На классных часах бывало с Марой. Когда классный час уже прошёл, кабинет напитался перемешавшейся энергетикой девочек, классной руководительницы; вообще так, энергетикой нескучного общения. Что-то чудесное сходило после классных часов на кабинет,  воздух немного то ли светился, то ли как-то вибрировал. Бывало ощущение, что долго, долго - конечно, дольше, чем классный час продолжался - находишься с хорошо знакомыми, любимыми  людьми. С такими людьми, с которыми можно вместе молчать долго и без неловкости; и шла для Мары негромким фоном в такие моменты песня:

Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди,
Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном,
Печалиться давайте, давайте, давайте,
Печалиться давайте об этом и о том...

Классная руководительница, читавшая девочкам вслух во время классных часов Ричарда Баха или Антуана де Сент-Экзюпери, собиралась и уходила; а девочки оставались ещё в кабинете потрепаться. Чувствовали себя без классной раскованее, покидали стулья и рассаживались на партах, - болтая ногой на высоком каблуке, истории из своей женской жизни рассказывали. Кто-нибудь открывал окно и опасно садился на подоконник, иногда ногами на улицу (кабинет был на втором этаже).

Дина - аккуратная, по форме, но притом и к лицу одетая - с гладким чёрным каре, напоминавшим Маре нечто японское - сидела на парте, чуть нагнув по диоганали составленные вместе колени, каблуками своими стоя на тут же рядом к парте придвинутом стуле. (В узкой юбке "два пальца выше колена" сидеть по-другому - не склонив ноги диагонально - было невозможно.) Сидела, куталась поверх школьной формы в широкую, длинную, крупной вязки белую шерстяную кофту. В замечательную кофту. Сидящая за партой, поленившись на парту взгромоздиться как девочки, Мара такую же кофту себе хотела. В этом нелепом школьно-офисном прикиде сидела Мара… Ну да чёрт с ним, с прикидом.

Иногда девочки приводили на такие посиделки своих внешкольных парней. Приходил парень Ланы Марид - высокой восточной красавицы с длиннейшими, чернейшими волосами, забираемыми Ланою в косы. Плотно пригнанная по фигурке школьная форма - чёрная узкая юбочка чуть короче положенного, белоснежная блуза, длинный чёрный пиджак - всё это казённое одеяние непостижимым образом Лану красило. Мелкими, осторожными шажками передвигалась лана по коридорам на сверхвозможных каблуках своих чёрных классических "лодочек".

Лана сидела на парте, составив, как это было у девочек в обычае, свои ноги на стул. Сидел за партой через ряд от Ланы Ланин парень - высокий, хиппануто прикинутый, с забранными странной хилой резинкою в хвост мелко вьющимися чёрными волосами. Лана с парнем через полкабинета перебрасывались апельсином. Лана ловила апельсин, и разглядывала его после в своей руке, поворачивая руку так и эдак. Длинные, смуглые Ланины пальцы с прозрачными как будто стеклянными ногтями очень с цветом апельсина гармонировали. Цвет апельсина был солнечно-оранжевый - но и тёмный, отдающий в терракот.

У Мары парня не было. Ей некогда было гулять с парнями. Когда она дома не сходила тихо с ума, она читала Достоевского. Вот хоть Раскольников. Ходит по улицам, вырулив из своей норы, громко разговаривает сам с собой - людей пугает. Мара узнавала в этом себя.

Волшебные эти классные часы плавно перетекали в театральные постановки. На общешкольных вечерах в актовом, посвящаемых окончанию каждой четверти, филологический класс - именно в нём обучалась Мара - ставил не обыкновенные на таких вечерах пошлые сценки с плоскими шутками относительно учителей и учащихся, а полноценные психологические мини-спектакли. Основная сюжетная канва постановок филологов была по произведениям Ричарда Баха, со вставками из изученной на уроках литературы русской классики, а тоже из произведений Экзюпери.

После каждого сыгранного накануне спектакля не расслаблялись: начинали репетировать новый спектакль.

Девочки бывали заняты своей личной жизнью, непростыми взаимоотношениями с родителями, ещё другими какими-то делами; на лекциях некоторые из них не появлялись месяцами. Это не мешало им, не появившись на лекциях, появляться в Лицее после уроков, чтобы репетировать. Репетиции проводила классная; и молчала классная на репетициях по поводу аховой посещаемости, хотя, поймав наконец у себя на уроке в основное учебное время очередную прогульщицу, устраивала этой прогульщице жуткий, безобразный разнос.

-А где Светило? - Перекидывались вопросами-ответами девочки перед началом очередного урока. светило была кличка Мариной одноклассницы Светки.

-Нет Светила. Светило сегодня со своим мужиком.

-Завтра она будет с Кларой.

Классная руководительница именовалась Клара Юрьевна.

Светило выслушивала на следующий день истошные вопли классной. Но начинался урок литературы, и забывались истошные вопли со стороны классной, каменное, без выражения лица, непробиваемое молчание Светила.

-Ну, как вы тут без меня? - по-деловому интересовалась неделю проболевшая Клара Юрьевна.

-Ой, ужас! - Искренне и непосредственно восклицала Светило. - С этой заменяющей читали Гоголя по ролям, с параллельным, был один урок на два класса. Чуть с ума не сошли.

-А что так?

-Эта их заменяющая, похоже, вообще не слышала например о том, что интерьеры у Гоголя символизируют духовный мир его персонажей. Что вообще что-то одно может символизировать что-то другое.

Светило тоже, как Мара, склонялась к миру хиппи. В Лицее (в смысле, именно в Лицее, а не на своих неформальных тусовках) она за собой не следила, ходила, в чём требовали, махнув на себя рукой; не красилась; её прямые короткие волосы бывали разбросаны как попало.

Скептическими, уже на излёте школьных нервов и истерики, вечерами собирались в кабинете литературы. Составляли парты к стене, репетировали танцевальные номера - эти номера были кордебалетом посвящаемых окончаниям четвертей спектаклей. Выбивали - Клара Юрьевна выбивала у руководства Лицея - время для репетиций в актовом. Весело перешучиваясь, тащили в актовый небольшой блестящий красный магнитофон, закреплённый за кабинетом литературы. Постоянно падал и начинал волочиться по коридору шнур. Шнур подбирали. Клара Юрьевна превращалась из классной дамы в старшую подругу.

Синё бывало за окнами. Устав репетировать, девочки постоянно сбивались с танцевального такта - но и это было хорошо. Появлялось ощущение занятости, нужности, значимости. Загруженности выше головы важной, интересной работой.

                23-03-2020