Ч. 24. Русская монашеская свеча пред Богом

Ирина Христюк
                РУССКАЯ МОНАШЕСКАЯ СВЕЧА ПРЕД БОГОМ

                "На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданная самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.
                Одно его значение – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке".
                Константин Леонтьев, русский философ XIX века


          Посетить единственное в мире монашеское государство, главой и игуменией которого считается Сама Богородица, поклониться многочисленным чудотворным афонским святыням, помолиться и исполнить подвиг послушания, получить наставления духовного исцеления от афонских старцев – всё это, как и тысячу лет назад, было и остаётся стремлением многих мужчин христианского вероисповедания.

           Дважды побывав на Афоне, я, грешный, даже и мечтать не смел совершить поездку туда в третий раз. Поэтому, когда позвонил брат Николай и сказал, что нужна моя помощь в обустройстве кельи святого Модеста, где я два раза нёс послушание, согласился, долго не раздумывая. Поверить не мог, что Господь сподобил меня в третий раз провести время в этом поистине благодатном месте…

          Молдавия, Румыния, Болгария – три страны, пересекая которые, можем очутиться в святом месте. По дороге молимся, беседуем на духовные темы, обсуждаем жизнь, современный мир, политику. Каждый из присутствующих в автомобиле понимает, куда едет. Трое из четырёх едут впервые. И вот долгожданная Греция. Оставляем машину в Урануполисе и, получив диамонитирион*, мы уже на палубе парома. Любуемся красотами святогорской природы, мчащимися вслед стаями чаек и чистыми морскими волнами. Сердце наполняется невероятно теплыми и радостными ощущениями, как будто возвращаешься к чему-то очень родному и близкому.

          На берегу Дафни по просьбе отца Меркурия нас с радостью встречает паломник Денис. Перегружаем с палубы в машину наш скарб, и через минут 30-40 мы уже на месте. Все паломники здесь должны молиться и быть готовыми понести послушание, ведь паломничество – это не прогулка, а духовный подвиг, сопряжённый с молитвой, постом и трудом, через которые только и возможны духовное обновление и совершенствование самого человека.

          Неизгладимое впечатление в этой поездке на меня произвела поездка в Россикон – так греки называют Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне.  Несмотря на то, что он находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата, и его  насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое даётся автоматически при поступлении в монастырь, в его названии легко угадать связь с Россией. И, действительно, обитель — уголок Руси на греческой земле, единственный русский монастырь на Святой горе. Неудивительно, что его очень любят паломники из России и стран бывшего Советского Союза. Каждый почитает своим долгом помолиться в кафоликоне* монастыря, поклониться мощам святого целителя Пантелеимона и побеседовать с русскими насельниками обители. Несмотря на официальное 19-е место в традиционной иерархии афонских монастырей, Свято-Пантелеимонов – старинный и крупный монастырь, некогда владевший подворьями по всей Российской империи. Расположен он на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт, прямо у береговой линии. В отличие от большинства прибрежных монастырей Афона, Свято-Пантелеимонова обитель практически не поднимается над уровнем моря, словно приглашая путешественника сойти с лодки прямо под её гостеприимные своды.

           Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленную братию, окружают более старый, расположенный в виде прямоугольной застройки центр, с главным соборным храмом святого Пантелеимона, где хранится глава святого великомученика и другие святыни.

          Неповторимая краса и величие «Русика» завораживают с первых же минут. Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 годах. По своему общему плану он схож с соборами других святогорских обителей. Стены его сложены из прямоугольных шлифованных каменных плит. На восьми куполах водружены кресты, а на главном – традиционный для России – восьмиконечный. Храмовые росписи также сделаны в позапрошлом веке. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. Согласно правилу, принятому в 1875 году, службы в этом храме совершаются на двух языках – греческом и славянском. Побывав ранее в других греческих святогорских монастырях, особенно остро прочувствовал, насколько важной и родной святыней для нас является Свято-Пантелеимонов монастырь. Древнерусские монашеские обычаи здесь гармонично сочетаются с греческими, а богослужение на понятном церковно-славянском языке позволяет во всей полноте погрузиться в афонское благочестие и традиции. Все молитвы русскими святогорцами произносятся неспешно, внятно и с особым благоговением. И даже, если не всё понятно в богослужении на греческом языке, благодать, которая присутствует здесь, питает тебя потом ещё долгое время.

          Стоишь на богослужении и такое чувство, что ты дома. И когда слышишь знакомый богослужебный язык, душа радуется. И слёзы – слова, которые хочет, но не может сказать душа, – наворачиваются на глаза. Неописуемое чувство! Неизгладимые впечатления!         

          В храме категорически запрещено использование электрического света, а освещение, как и тысячу лет назад, совершается при помощи зажжённых лампад и свечей из чистого святогорского воска. Парафиновые свечи здесь тоже запрещены. Непривычным для нас, паломников, привыкших к строгости родного богослужения, может показаться уставная особенность афонской службы – медленное раскачивание и раскручивание монахами по кругу в центральные моменты всеночного бдения и Литургии – полиелея и херувимской – паникадила и хорса с зажжёнными на них восковыми свечами. Выглядит это впечатляюще. Этот святогорский обычай символизирует ликование и торжество всех небесных светил и всей вселенной от радости Воскресения и победы над смертью и указывает на присутствие Святого Духа среди молящихся, наполняющего всех и всё благодатью Божьей. Совершаемое действо создает удивительную игру света, которая придаёт торжественности богослужению, особенно в ночном полумраке.

          В соответствии с Уставом, по древней традиции, богослужения здесь продолжаются всю ночь. И совершаются они с особенной торжественностью, благоговением и византийским великолепием.

          А призывают на богослужение в афонских монастырях при помощи деревянного, так называемого «била». Это небольшая деревянная доска, в которую стучат деревянным молотком.

          Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке. Сохранилось письменное упоминание о нём, как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. Первоначальный монастырь назывался Фессалоникийским, хотя и был освящен во имя святого Пантелеимона. Но первая русская община появилась в этой области еще раньше, в 10 веке. Насельники обитали тогда в Богородичном ските, и лишь в 12 столетии переехали в тогдашний Фессалоникийский монастырь, который с тех пор стал называться Свято-Пантелеимоновым. Во времена турецкого владычества обитель испытывала трудности с финансированием, и количество русских монахов уменьшилось. В XVII веке монастырь перешёл в руки греков. К концу XVIII столетия он пришёл в запустение. В 18-19 веках под руководством преподобного Герасима монастырь вновь переживает расцвет. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIХ-начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии.

          Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей. Сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России. Только трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 году) и храм великомученика Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов*, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает около двух тысяч человек), великомученика Димитрия, преподобного Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, святого Митрофана Воронежского, апостолов Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, святого Еввулы, матери великомученика Пантелеимона и Преображения Господня.

           К 1913 году здесь насчитывалось более двух тысяч монахов. После революции, вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы, численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов.

          Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим – учитель Святейшего Патриарха Кирилла. Вместе они посетили Афон в начале 1970-х годов.

          В марте 1987 года в монастырь святого Великомученика Пантелеймона прибыли семь монахов, в числе которых был нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион. За этой группой последовали другие, и ко времени визита на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992 года) братия насчитывала сорок человек.

          На настоящий момент здесь вместе с послушниками проживает более ста человек братии.

          Мы должны быть благодарны каждому, чьей заботой преобразился русский монастырь на Святой Горе. Большой поддержкой в восстановлении и сохранении духовного и культурного наследия Пантелеимонова монастыря, как здесь отмечают, было и участие Российского государства.         

          В 2011 году тогдашний президент Российской Федерации Дмитрий Медведев инициировал создание Попечительского совета Свято-Пантелеимонова монастыря и предложил основать международный фонд по поддержке обители. В состав Попечительского совета вошли представители российской власти и Церкви.

          28 мая 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин прибыл на Святую Гору Афон. Визит главы Российского государства был приурочен к празднованию тысячелетия присутствия на Святой Горе русского монашества.

          Президент посетил и Русский монастырь. По окончании молебна, на котором также присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава государства поблагодарил игумена Иеремию и братию монастыря за гостеприимство и радушие, которые встречают здесь соотечественники. Он отметил, что важно и впредь делать всё необходимое, чтобы этот русский уголок на Афоне продолжал укреплять духовные силы всех православных верующих.

          За посильную помощь и личное участие в возрождении Пантелеимонова монастыря Президент Российской Федерации и Святейший Патриарх Кирилл были удостоены орденов I степени святого Великомученика и целителя Пантелеимона.

          Сегодня русская молитва на Афоне вновь окрепла, и это очень много значит, как для русских людей, так и для всего православного мира. Церковь во все времена благоговела перед афонской святыней. И в наши дни церковные и малоцерковные люди имеют возможность бывать на Святой Горе. Кто приезжает на несколько дней, паломничает по монастырям, прикладывается к святыням, питается этим воздухом, на какие-то часы отрешаясь от своих суетных забот. Кто-то остаётся здесь подольше. Но Божия благодать питает и врачует нас всех.

          Гора Афон – место регулярного паломничества и Президента Молдовы Игоря Николаевича Додона. С августа 2017 года до октября 2018 года он трижды побывал на Афоне. В марте 2018 года Президент учредил там международную организацию «Друзья православия» для борьбы с «вирусом мирового атеизма и материализма» и выразил
намерение открыть на Афоне памятник Штефану чел Маре.

          По благословению патриарха Кирилла в марте 2019 года Игорь Додон причастился в Русском Свято-Пантелеймоновом монастыре. В русской святогорской обители издавна подвизается немало братии из Молдовы, а сам монастырь в прошлом имел тесные связи с Молдовой и молдавскими господарями, нередко выступавшими ктиторами святой обители. Одним из таких ктиторов был молдавский господарь князь Скарлат Каллимах, казненный турками в 1821 году именно за поддержку русского монастыря на Афоне.

          Это была первая поездка Игоря Додона на Афон с октября 2018 года, когда Русская православная церковь разорвала отношения с Константинопольским патриархатом в ответ на решение Константинополя предоставить автокефалию украинской церкви и снять анафему с киевского патриарха Филарета.

          Здесь хранятся честная глава великого святого, составляющая утешение и бесценное украшение и сокровище как храма русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от честной главы святого великомученика Пантелеимона Целителя. Кроме того, в этом храме хранятся и другие святыни – части Древа Креста Господня и святых мощей: частица святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, голова святого преподобномученика Стефана Нового, голова святой преподобномученицы Параскевы, ребро святой великомученицы Марины, святого Иосифа Обручника, святого Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника, святых мучеников Георгия Победоносца и Димитрия Мироточивого, Иоакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мучеников в Никодимии сожжённых. Тут же есть значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник.

           Во втором соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы, расположенном на верхнем этаже большого братского корпуса, хранятся мощи преподобного Силуана Афонского. Здесь же находится чудотворные списки с икон Божией Матери «Казанской» и «Иерусалимской», образ Иоанна Предтечи, древняя икона святого великомученика Пантелеимона, икона священномученика Харалампия. и мозаичная икона святого Александра Невского. В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранится ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Руссику великим князем Константином Николаевичем в 1845 году.

          Третий храм освящён в честь святителя Митрофана Воронежского. В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм в честь святых великих князей равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского.

           Кроме этих храмов, есть еще несколько часовен (параклисов). В одной из них, между Пантелеимоновским и Покровским соборами, хранятся мощи святых: Предтечи и Крестителя Иоанна, апостолов Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомучеников. Архидиакона Стефана, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, святого Кирилла Иерусалимского, священномученика Дионисия Ареопагита, преподобномученика Стефана Нового, великомученицы Марины, мучеников Трифона и Параскевы, святых бессребреников Космы и Дамиана, преподобных Исаакия Далматского, праведника Иосифа Обручника и других святых.

          Близ монастыря находится, так называемая, костница ; усыпальница с церковью святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Согласно древней восточной традиции, кости почивших иноков на Святой Горе по прошествии нескольких лет извлекаются из земли, омываются и складываются в костохранительнице. Костницы на Афоне обычно делаются в виде погребального грота с низкими сводами, напоминающего пещеру. Над гробницей, как правило, устраивается храм. Особенностью всех Русских обителей на Афоне (Пантелеимонова монастыря, Андреевского и Ильинского скитов, других Русских скитов и келлий) является исключительное внимание к останкам почивших братий: они омываются, подписываются с указанием имени, сана инока, его послушания и даты смерти, а также некоторых добродетелей. Нередко на черепе записывается краткий некролог и пожелание вечного спасения, или же некое наставление, как бы от лица почившего, к братии. По субботам здесь совершается панихида по почившим насельникам обители.

          В границах монастыря располагаются пятнадцать церквей – рекордное число для Афона. Здесь хранятся особо почитаемые реликвии, в числе которых чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи многочисленных апостолов, святых и мучеников: ступня Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Крестителя и другие святыни.

          К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица.

         В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 томов печатных книг.

          Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 году и расписанная в 1897 году. Она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону, а напротив колокольни, слева от входа, – водосвятная чаша.

         Колокольный ансамбль, составленный из подаренных обители русскими царями колоколов, – особенность Свято-Пантелеимонова монастыря. На высокой и мощной колокольне установлен крупнейший из них – весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн и в диаметре 2,7 метров. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол, – звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.

         В Святом граде Иерусалиме есть колокольня, которая называется Русская свеча. А Пантелеимонов монастырь на Афоне – это русская монашеская свеча пред Богом. У нас, паломников, есть здесь свой уголок, здесь мы можем услышать молитву на родном языке, увидеть людей, которые, подобно нам, когда-то тоже приехали из России и стран бывшего Советского Союза и посвятили свою жизнь Христу. Никто не оспаривает первенства греков. Но для нас важно, что когда-то на Афоне было до пяти тысяч русских насельников. В прошлом веке многие опасались, что русская лампада здесь угаснет. Наших соотечественников оставалось на Святой Горе совсем мало. Но этого, слава Богу, не произошло.

          Духовную красоту Афона дополняет необыкновенная красота морских пейзажей и самих монастырей. Каждая обитель украшена цветами, которые, по словам святых отцов, вместе с красотой пения, остались отголосками благолепия и гармонии утраченного Рая. Красоту Сада Пресвятой Богородицы венчает высокое голубое небо, символически напоминая святогорцам и всем нам о покрове Великой Игумении и её неотступном попечении о своём уделе и всём человечестве…

          Послушание наше подошло к концу. Как ни грустно было расставаться с Уделом Божией Матери, но всему приходит свой конец. Завершилось и наше пребывание на Святой горе.

          Посетив духовную твердыню в Уделе Божией Матери на Святой Афонской горе, телесно покидаем её, но на душе спокойно и радостно. И ощущение её присутствия ещё долго пребудет с нами. Это что-то непостижимое и неосязаемое, мерцающее внутри меня волшебным светом. Афон – это тот отеческий очаг, от благодатного тепла которого тысячу лет назад зародилась Святая Русь. И это не может оставить равнодушным ни одно православное сердце.

          На свете есть несколько мест, посетив которые, задумываешься по-настоящему о бытии, мире, человеке, о своих грехах, святости и Боге. Одним из таких мест было, есть и будет вечно, пока существует человечество, – Святая Гора Афон, где всегда ясно: ты со Христом или без.

          Конечно, всех впечатлений от встречи со святостью Горы передать, пожалуй, невозможно. Они, скорее, остаются глубоко внутренними переживаниями, питающими душу духовной пищей, а ум – сильнейшим импульсом для переосмысления собственной жизни. Важно понять и осознать, что есть люди, такие же, как и мы, наши современники, которые живут истинной подвижнической жизнью на Святой Горе, сохранившей жемчужину русской православной веры, где слово Божье звучало, звучит и будет звучать вечно.

 *  *  *
*Диамонитирион — специальное письменное разрешение на посещение Святой Горы Афон, обязательное для всех гостей. Получить диамонитирион может только совершеннолетний мужчина христианского вероисповедания. Для этого необходимо заранее обратиться с просьбой о посещении Афона в Бюро паломников министерства Македонии и Фракии в Салониках либо в один из афонских монастырей и получить положительный ответ. Сам документ выдаётся в специальном офисе паломнической службы в Урануполисе.

*Кафоликон — главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существуют несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон.
Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря.

*Параклис — небольшая часовня или особый придел храма.

26 января – 9 февраля 2020 года.

Начало:
http://www.proza.ru/2018/06/21/33