10. Рената

Агата Кристи 4
В двадцать лет, поступив в Литературный, Мара зачастила в хипповскую квартиру к студентке философского, своей сверстнице Сусанне. Сусанна и её отец, врач Серж, недавно приняли православие и воцерковились, что не мешало им жить в чаду, выпивке, гитарах до утра - до утра и снова до ночи тусовались у Сусанны персонажи с Арбата - одно уходили, другие приходили (дверь в свою квартиру Сусанна и Серж не закрывали). Хлипкая, со скрипом отходящая дверь... Уходили, приходили; некоторые оставались жить.

На Сусанниных вечерах рассказывали истории о жизни поколения.

В частности, Сусанна рассказывала однажды Маре (приватно, не на вечере), в результате, в результате какого впечатления она впервые пришла к православию (то есть в результате тоже и этого впечатления).

-Одна... Тут жила периодически... - Прибитым полушёпотом рассказывала Сусанна. - И такая сильная сделалась... Выскочила на балкон (квартира Сусанны была на семнадцатом этаже). ногу туда на улицу уже перебрасывает... я еле её оттащила, прижала к полу, навалилась сверху... Вроде могу держать. А позвать на помощь не могу: надо же всё время держать её. Ужас такой. Не знала, что делать. "Отче наш" стала читать.

Чёрная мелко вьющаяся грива волос грузной полной Сусанны подрагивала в такт её полушёпоту, её скупой, какой-то прибитой жестикуляции.

Проживавшая периодически в квартире давняя хиппи, двадцатипятилетняя Рената набирала свою прозу на хозяйском компьютере - не автобиография в смысле событийном, но автобиографическое Ренатино ощущение от жизни. Героиня прозы, забаррикадаировавшись в тёмной комнате и расколотив о косяк свой сотовый, складывала костёр из стульев.

В другом рассказе Ренаты была военная тема. Непонятно, что это была за война, кто там с кем воевал и зачем, но солдаты короткими перебежками перемещались по простреливаемому пространству от укрытия к укрытию. Залягут за очередным естественным укрытием, созданным пресечённой местностью. Пьют спирт из фляжки. Байки травят. Потом опять бегут.

"Ну, начинается. Скачки с тараканами по форточке", - устало, полусонно вздыхала автобиографическая героиня Ренаты. Героиня была хиппи, жила в коммуне, и ей периодически звонила мать, уговаривая вернуться домой, позвонила мать тоже и этим утром. "Ну, начинается..."

Мара тогда ещё не жила у Сусанны. приходила в гости. Рената у Сусанны ночевала периодически.

Сидели в грязной, но креативной Сусанниной комнате, на кровати Сусанны. (Потом Мара, когда жить у Сусанны стала, спала в этой комнате на полу, в серых-серых, залапанных, не отстирывавшихся простынях. Там и здесь в комнате Сусанны клоками отставали обои, и розетка над кроватью была выворочена из стены, болталась на проводе. Стены до самого потолка были исписаны разноцветными фломастерами: каждому приходящему Сусанна предлагала оставить автограф.)

Мара сидела в тот вечер на кровати Сусанны надушенная, с сюрным маникюром, в дорогой брэндовой расклешённой кожаной коричневой юбке покроя "принцесс", в серой шерстяной кофте с разноцветными вставками, с широким вырезом.

Рената сидела рядом с Марой. Она была только что из душа. мокрые волосы были закручены тюрбаном полотенца. Рената была в безразмерной хозяйской длинной в пол, полупрозрачной индийской юбке - точно как занавеской линялой обвернуться. (Когда Мара однажды, одевшись в такую же юбку, заночевала дома, мама возмутилась: "Эта юбка... Ты в этой юбке... Как беременный таракан!") Кофта на Ренате была тоже плупрозрачная, дешёвая, невнятная. От Ренаты пахло бедой и месячными.

Скуластое, курносое лицо Ренаты было каменным. Рената смотрела прямо перед собой и Маре рассказывала.

-Мне тогда было девять. Мамашин хахаль избил и выгнал из дому, чуть не убил. Я брела, брела по улице. Села на бордюр рядом с церковью. Смотрю на церковь. "Ну что дальше, Господи?", спрашиваю. "Ну, что мне теперь делать?"

И тут женщина идёт, где-то я её видела, и в руках у неё букетик цветов. Даёт мне цветы. "Не плачь", говорит, "девочка". И прошла. Я захожу в церковь, смотрю на икону и понимаю, что это Богородица мне цветы подарила.

(После подобных историй Маре начинало казаться, что Рената теряет реальность, сходит с ума. Конечно, не было не женщины, ни букетика.)

-Когда у меня будет своя квартира, - делилась дальше Рената, - я её решу нестандартно. Подвешу посреди комнаты петлю, и табличку к ней приделаю: "Запасной выход".

-Я тогда работала в морге, приводила в порядок покойников перед погребением... - Делилась дальше Рената...

Рената писала, кроме прозы, прекрасные стихи немного в стиле то поздней Цветаевой, то Федерико Гарсия Лорки.

Рената закончила музыкальную школу по классу гитары.

Рената училась в Философском на одном курсе с Сусанной.

Рената много поездила по стране автостопом.

"Бог, он такой клёвый чувак", - говорила Рената. "Всегда подкинет какой-нибудь выход в последний момент".

                25-03-2020