О необходимой связи времени с вечностью

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Из новогодней проповеди отца Александра Шаргунова.
...живёт какое-то воспоминание о счастьи, и они чувствуют себя как бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, которое находит человек в воскресный или праздничный день, может оказаться опасным.
У Святых Отцов есть одно интересное рассуждение, объясняющее тайну пустоты и скуки человеческой жизни. Эта тайна заключается в том, что время, в котором живёт человечество, лишено связи с вечностью и дни не имеют благословения Божия. Это происходит не только с людьми, которые не знают Бога, но и с теми, кто когда-то прикоснулся к тайне радости, но она не заполнила всё их существование, не вытеснила тот обман и смерть, которые есть в каждом человеке, порождая страшную скуку его жизни.
Вначале Адам, который имел всё, но считал, что ему чего-то не хватает в полноте, скучал один. Потом Адам и Ева скучали вместе. Затем Адам, Ева, Авель и Каин скучали в семье. А когда людей на земле стало много, скука только увеличилась. Что произошло в результате этой скуки? Вначале было грехопадение человека, затем падение человечества - Вавилонское Столпотворение. Падение произошло оттого, что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет. Но ясно осознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в нём присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так значителен, что может быть заполненным только Самим Богом и тою жизнью, которую даёт ему Господь.
Отчего укоренилось в народе пьянство? Отчего человек ищет такой греховной сладости, что растление начинает уже торжествовать во всём мире? По причине обмана диавола, который клевещет на жизнь, опустошая её и лишая красоты и смысла, исходящих от Подателя Жизни. Человек пытается заполнить эту пустоту алкоголем, наркотиками или каким-то другим грехом, даже самым мерзким. Но чем больше он её заполняет, тем страшнее она разверзается в его сознании, так что человек может дойти даже до состояния безумия.
Недавно один священник рассказывал о человеке, который покончил с собой, дойдя до сумасшествия, только потому, что ему стало невыносимо каждый день снова и снова делать то же самое, что он делал вчера и что ему надлежало делать завтра. Снова вставать, снова умываться, снова одеваться... Это та самая плоскость жизни, которая может довести человека до отчаяния, когда последняя нить, связующая время с вечностью, прерывается.
Сегодня Святая Церковь творит память святых мучеников Вонифатия и мученицы Аглаиды. Это были христиане, которых ложная сладость греха соблазняла до тех пор, пока Господь не открыл им такое сокровище жизни, в котором высшая радость для человека: отдать себя и всё своё земное время, всю жизнь, принять любые страдания ради Христа, то есть ради жизни вечной. Как поётся в церковной стихире, мы призваны растленное грехом естество наше привести к таким глубинам покаяния, чтобы сподобиться быть причастными тайне Христовой смерти. <Покаяться настолько, чтобы прервалась вся твоя старая жизнь, всё твоё старое бытие, чтобы всё остановилось, как прервалась на кресте жизнь Христа, пошедшего на смерть добровольно, чтобы взять весь грех человека на Себя. Человек переложил свой грех на Христа, распяв Его. Он же, Своею Божественною силою, искупил этот грех, уничтожив его, погрузившись в самую его бездну, во ад, и воскреснув в славе, разрушив ад. В покаянии ты умираешь вместе со Христом, заодно с ним, полностью разделяя Его отношение ко греху и к этому падшему бытию, полностью признавая Его правоту, соглашаясь на смерть вместе с Ним. Христос, высшая Божественная Правда, прийдя ко мне в этот мир, умер от того греха, в котором я здесь живу. И я умру вместе с Ним. Я, как и Он, не могу оставаться живым в этом грехе. Я умираю и погружаюсь во ад. Каждый христианин знает, что это такое. Но умерев со Христом, я вместе с Ним этот ад и разрушу, Он во мне разрушит этот ад, и я с Ним воскресну. Так, Господи?
“Держи ум свой во аде и не отчаивайся”, - так сказал Он Силуану Афонскому. - Э.В.> Именно это ставит предел всяческому обессмысливанию времени <ибо в это время, когда ты в аду, Господь таинственно в тебе этот ад сокрушает, действует тайна твоего спасения - Э.В.>, наполняя его той вечностью, когда жизнь уже расцветает в Воскресении Христовом. <Вечность начинает просачиваться в твою жизнь, и будет воскресение твоей жизни во Христе. Ты станешь Христом, как член Его Тела. Ты станешь Им. - Э.В.> И пока у нас не будет этого дара покаяния, мы останемся жить в мёртвом времени, будем не в состоянии благодарить Бога за то, что Он нам даёт, предлагая путь в Жизнь Вечную. <Жизнь начинает действовать тогда, когда ты отвращаешься от внешнего и обращаешься внутрь, ко Христу, беря на себя крест внешности. - Э.В.>
Дай Бог, чтобы молитвы, которые мы сегодня приносим, были благодарением за всё, что даёт нам Господь - и за сладкое, и за горькое. С изумлением, как мы говорим в молитве, благодаря за те благодеяния, которыми Господь удивил нас в мимошедшем лете.
Но самое главное благодеяние в том, что несмотря на наши грехи, Он сподобил нас снова прикоснуться к вечной жизни, даровав узнать нам за Божественной литургией или в каком-нибудь церковном празднике нашу истинную жизнь, для которой мы созданы, чтобы это было подлинным измерением всего, что сегодня совершается с нами. Дай Бог нам такое покаяние, чтобы видеть в свете Христовом, что нам есть в чём каяться, и понимать, что покаяние на самом деле только тогда бывает подлинным и живым, когда мы устремляемся к самому Свету и достигаем его по неизреченной Божьей милости. <Т.е. подлинное покаяние - только перед лицом истинного, родного, чистого, блаженного и сказочного Света. - Э.В.>
Дай Бог, чтобы в наступающий новый год мы ясно осознавали, что приближаемся к смерти, не цепенея от страха, как все люди, не знающие Христа и боящиеся думать о том, что на самом деле происходит; будем жить, наполняясь радостью, что мы ещё на один год стали ближе к вечности, ко встрече с нашим Господом, понимая правду и реальность нашей быстротекущей жизни, укрепляясь в мужестве и терпении.
Дай Бог, как говорят, всем жить сто лет, даже если Господь даёт нам нести такой крест и такие испытания. Но даже если нам надо будет умереть завтра, мы должны с такой же благодарностью ко Господу это принять, понимая: один день или сто лет - время дано нам для того, чтобы мы на него приобрели вечность, и что в этом единственный смысл жизни. Чтобы, как говорится, каждый человек, которого мы сейчас видим, и каждое мгновение, которое мы сейчас переживаем, каждое дело, которое нам даёт сейчас Господь, было самым важным, от Господа дарованным. И слова: “С Новым Годом! С новым счастьем!” - звучали не ложно, потому что они означают новизну - той вечной, нетленной, нестареющей жизни, которую даёт нам Господь во времени и в вечности, открывая её во всей полноте. С Новым Годом вас и с новым счастьем.
Записано 2 января 1999 года

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/