Космическая Пасха или полёт к Красной планете

Сергей Псарев
               ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ

              Барков отложил свою работу и посмотрел на висевший рядом календарь 2015 года. В тот год Пасха - праздник Воскресения Христова, которую отмечал весь прогрессивный православный мир, впервые на его памяти совпадала с безбожным Днем космонавтики, датой первого полёта человека в космос - Юрия Алексеевича Гагарина. В общем, из всего этого в Петербурге обещал получиться самый настоящий коктейль...
             В этот день он отправился в Петропавловскую крепость на городской праздник «Открытый космос». Его организаторами выступила Северо-Западная организация космонавтики и молодежная организация «Мир». Возле Петропавловского собора среди каменных стен Барков с наслаждением слушал гулкий пасхальный колокольный звон. Потом стал смотреть, как в небо взлетали модели ракет у Головкина бастиона. Это была старая ленинградская и петербургская традиция. Когда-то здесь размещалась мастерская первой опытно-конструкторской организации по разработке ракетных двигателей...
                В атриуме Комендантского дома можно было увидеть любопытную выставку картин созданных космонавтом Алексеем Леоновым в соавторстве с художником Андреем Соколовым. Мир глазами космического странника, изображённый кистью художника. Всё это было похоже на открытое окно в неизвестное. На картинах перед Барковым бежала граница дня и ночи по вращающейся поверхности Земли. Космонавты смело шагали в открытый космос и парили как птицы. Среди неземных кратеров стартовали ракеты, а на неизвестных планетах строились большие новые города. Здесь можно было увидеть мир звезд дальнего космоса: Цефея, Бета из созвездия Лиры, загадочная туманность №443. Фантастическое и реальное действие легко переплеталось на картинах и переставало восприниматься как придуманное.               
                Кого-то это могло удивить, но в 80-е годы советские ученые планировали такую задачу уже на начало третьего тысячелетия. Значит, кому - то туда можно было полететь. Ракетные двигатели, способные разогнать космический аппарат до межзвездных скоростей тоже когда-то создавались. Они были теоретически обоснованы, спроектированы и даже построены: ионные, плазменные и электроракетные. Скорость рабочего тела с такими двигателями могла достигать 100 километров в секунду и выше. Правда, все они ещё не годились для практического применения. Значит, следовало ожидать очередного прорыва в фундаментальной науке и открытия новых физических принципов, применимых для освоения космического пространства...
                Тем временем, энергичные юноши и девушки из молодежного общественного движения «Мир» организовали за соседними столиками мастер-классы для детей по космической тематике. Баркову было приятно, что они проявили интерес к его рассказам о Байконуре. Значит это нужно сегодня, и кто-то мог снова сделать свой выбор в пользу далекой космической гавани? Он подумал, что на этом месте в Петербурге теперь сошлось много трудных дорог. Получалось, что - то вроде перекрестка времени из разных событий и эпох. Один из таких маршрутов уходил отсюда в космос...
               Что же они могли оставить этому новому поколению, которое уже не выбирало себе профессию авиатора и космонавта? Его рассказы казались молодым людям любопытными историями, не более. Когда всё это ещё было? Они никогда не жили в его стране и больше не болели космосом. Они и в бизнес теперь шли с большой осторожностью. Наверное, у них уже не было той уверенности, которая двигала молодежь его поколения.
                А может, прав его друг, Василий Федорович Шкода, командир испытательной части, знаменитой «подлодки в пустыне»? Он говорил, что их поколение замесили совсем из другого теста, пополам с дорожной пылью и солью, они могли долго держаться и терпеть. Его друг умер на службе, сидя за рабочим столом. Вечный спор поколений продолжался дальше...
                К Баркову подвели хрупкую девушку с симпатичной рыжей чёлкой. Её звали Оксана. Когда - то она запоем читала фантастику о далеких звездных мирах. Потом случайно узнала о готовящемся полете на Марс: представители международного проекта набирали себе добровольцев. Послала заявку и после долгого отбора оказалась в числе вероятных кандидатов. Ждать ей оставалось еще долго, их полет планировали на 2024 год. «Может организаторы ещё вспомнят про меня?» - робко спросила она. С этого времени ей было неинтересно рыться в земных проблемах и хотелось осваивать новые миры. Теперь Земля стала слишком уютной планетой, а где-то могли существовать другие неизвестные людям цивилизации. Девушку не пугала жизнь в суровых марсианских условиях и обязательное условие - билет в один конец...   
               Может, все это так и останется мечтой. Барков слушал её с удивлением и неослабевающим интересом, ничего подобного он давно уже не слышал. Она здесь как фантастическая инопланетянка, Аэлита… Могло ли такое произойти сегодня в их стране? Он сомневался и одновременно хотел ей верить. В любом случае даже такая «бредовая» мечта заслуживала уважения. Ещё в 1967 году в СССР проводили похожий эксперимент Марс-500, в ходе которого имитировали в земных условиях полет к Красной планете. Тогда добровольцы провели в полной изоляции целых полтора года.  Значит, сегодня тоже можно было об этом мечтать.
                Сейчас в мире было известно о нескольких программах пилотируемых полетов к Марсу, по большей части американских. Сроки предполагались самые разные: от 2018 до 2030 года. Они тоже изменялись и сдвигались по времени. Другое дело, что у России в этом направлении вообще не было четкой программы. Известный военный испытатель Владимир Гудилин, руководитель подготовки и пуска ракеты-носителя «Энергия», ракетно-космической транспортной системы «Энергия-Буран», в беседе с журналистами, пояснил это предельно откровенно: «Лететь туда нам не на чем. У нас была“Энергия”, которая имела огромный модернизационный потенциал… При постановке задачи мы могли достичь Луны или Марса, в течении трех лет могли запустить пять ракет по 240 тонн и состыковать их на орбите. Это был огромный потенциал… Недавно меня попросили сделать экспертную оценку места России в космосе к 2030 году. Я написал, что это максимум, четвёртое - пятое. Мы будем страной, которая использует чужие результаты… Скажу больше, когда в России над этой проблемой только думали, американцы продолжали работать… За это время они создали ракету-носитель “Дельта IV” в пяти версиях. Теперь американцы создают сверхтяжелую ракету-носитель SIS на 70 и 130 тонн, почти закончили свой MPCV “Орион” - многоразовый пилотируемый космический корабль, а мы всё ещё возимся с МКС…»
                Всё это звучало непатриотично, но было настоящей правдой. Барков знал, что на строящемся космодроме «Восточный» уже течении многих лет готовили уникальный ракетно-космический комплекс «Ангара» - достойную замену прежним советским ракетам. Только сверхтяжелая ракета из нее получиться не могла. Максимум, на что можно было рассчитывать в перспективе – это 75 тонн полезного груза. О планах межпланетных перелетов на ней следовало сразу забыть. Действительно, в стране сегодня было много и других насущных земных забот.
                Значит, пока оставалось только мечтать. Существовала же фантастическая версия о том, что советско-американская экспедиция все же высаживалась на Красной планете? Даже называлась конкретная дата для этого старта: 8 июня 1971 года. По всем расчетам астрономов в такой срок был наиболее благоприятный период великого противостояния планет, когда расстояние между Землей и Марсом сокращалось до минимума. Одному британскому астроному даже удалось перехватить одно странное сообщение оттуда: «Мы на Марсе, здесь есть жизнь!»
                А недавно американский марсоход прислал на Землю очередную порцию фотоснимков поверхности Красной планеты. На одном из них среди выжженной испепеляющим солнцем пустыни был виден одинокий могильный крест. Значит, находившиеся там космонавты кого-то уже похоронили? Потом обнаружили странное рукотворное сооружение белого цвета, похожее на космическую станцию. Теперь можно было всерьез предположить существование марсианской колонии.
                Ведь были в прошлом такие люди, которые рискнули променять родную Землю на полную независимость. Это был отважный экипаж «Аэлиты». Такой проект действительно создавался в 1969 году. В его рамках планировалось создать целый город-корабль с пятью отсеками, аппаратами для полета в марсианской атмосфере и два модуля для посадки на планету.
                Может, действительно, сегодня люди уже чего-то не знали, и сверхтяжелая ракета Н-1 Сергея Королева все же улетела на Марс с этим  героическим экипажем? Возможно, космонавты остались живы и теперь успешно осваивали Красную планету. В таком  случае на Марсе уже должны были появиться новые поколения землян. Оставалось предположить, что они, как астронавты из «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери, нашли там свой дом и теперь звали землян к себе с гости…
                Обо всём этом Николаю Баркову хорошо мечталось в День космонавтики. Совсем не хотелось думать о том, что в его стране за последние четверть века практически ничего нового и прорывного не было создано. Космическая отрасль постепенно превращалась в заурядного «извозчика» и до точки невозврата теперь оставалось совсем немного времени…
                Снова гулко ударил колокол в соборе святых апостолов Петра и Павла. Его колокольня уходила своей иглой вверх на 122 метра. Когда-то собор считался самым высоким в городе. Здесь всегда находилось его сердце, усыпальница русских императоров. Теперь он был в этом высотном списке только четвёртым. Его «по росту» уже обошло здание - башня «Лахта Центра», небоскреб «Лидер Тауэр» и жилой комплекс «Князь Александр Невский».
                Правда, сегодня всё это уже не имело для Баркова никакого значения. Здесь, у светлых стен, выше собора было только синее небо. Сам он, устремленный вверх всеми своими линиями и многими ярусами, казался Баркову удивительно похожим на ракету, стоявшую на боевом стартовом комплексе. Где-то там, на самом верху, уже летели в небо золотые крылья...