Ольга Егоровна. Океан в стакане воды

Ева Шакед
    Рассказывать анекдоты в компании Евы любят все. И слушать, конечно. В это лето анекдотов особенно много. Они обо всём. Многие начинаются одинаково: шли как-то немец, русский и француз.  Но больше всего о Чапаеве, Петьке и Анке. Ева смотрела фильм о Василии Ивановиче Чапаеве, восхищается им. Он герой. А анекдоты - весело. И каждый из них добавляет удали и житейской мудрости Чапаеву. Но и понятно, что они лишь шутка.
    И сейчас приезжие внуки сидят на ступеньках терраски баб Дуни и весело проводят время за анекдотами. День был жаркий, поэтому приятно посидеть в тенёчке. Ничего, что комары. наломанная у соседнего дома глухая крапива - отличное средство для разгона комаров. На этот раз Эдик рассказывает анекдот про Сталина и Берию.     Смешно, и Ева смеётся. Но тут же вспоминает о женщине, которая живёт в райцентре. Когда бы и где она не встретилась Еве, лицо у женщины... не печальное даже, а жёсткое, почти сердитое. И тёмное. Глаза у неё голубые, красивые, но не смотрят ни на кого. Женщина ни с кем не здоровается, и люди с ней не здороваются тоже. Еву это так удивляет, что однажды она не выдерживает и, пошевелив из стороны в сторону своей рукой мамину (а мама держала Еву за руку, они шли в магазин вместе с Ланой), задаёт вопрос.
- Мама, а почему ты не здороваешься с этой тётей? Ведь здороваться надо со всеми?
Мама нахмурилась.
- Не со всеми.
- А почему?
- Потому что это Ольга Егоровна.
Мама видит, что данное имя для Евы ничего не объяснило, а значит, будут новые вопросы, и нехотя рассказывает. Оказывается, У Ольги Егоровны был муж, а теперь его нет. Она от него отказалась. Сдала, предала, говорит мама. Пошла куда надо и написала заявление, что она своего мужа не знала, взглядов с ним не разделяет, осуждает и знать его больше не хочет. Ева потрясена.
- Почему? Зачем она так сделала?
- Потому что на него донос написали. Сидел в компании и рассказал анекдот. Политический. Про Сталина. Друг на него донос написал. Смеялись все, а отвечать пошёл один только муж Ольги Егоровны. Его признали врагом народа и сослали. Вот с тех пор с ней никто не здоровается. И она ни с кем.
    Маме не нравится разговор. А у Евы вопросов прибавилось. Если друг написал донос, значит это с ним не надо здороваться. Он же предатель? Или нет? И так и не понятно, почему Ольга Егоровна совершила такой страшный, чувствует Ева, поступок.
- Дети у них. Двое. А если ты сын или дочь врага народа, заклюют. И не пустят учиться в институт.
- А детей тоже... сослали?
- Нет. Детей не сослали, потому что их мать отказалась от их отца.
    Мама уже сердится не на шутку, Ева это видит и больше не спрашивает. Думает. Делает выводы. В следующий раз при встрече Ева смотрит на Ольгу Егоровну другими глазами. Замечает её издалека, а поравнявшись неожиданно говорит Ольге Егоровне: "Здравствуйте!" Мама сбивается с шага и останавливается. Ольга Егоровна тоже и меняется в лице. Нет, она не обрадовалась. Вид у неё, как будто с ней заговорило дерево. И она смотрит на это дерево испуганно-удивлённо. Ева тянет маму за руку и они идут дальше, оставив Ольгу Егоровну позади.
    Проходит несколько дней. Ева идёт, недовольно размахивая плетёной розовой авоськой, в магазин. Ева не любит ходить в магазин, она боится ходить в магазин и разговаривать с чужими людьми. Но мама посылает специально. По дороге Ева опять встречает Ольгу Егоровну и глаза её широко распахиваются от удивления и радости. Ольга Егоровна улыбается. Улыбается ей, Еве! И лицо у неё светлое! И она смотрит на Еву, не мимо. Ева и рада, и смущена: "Здравствуйте!" И Ольга Егоровна отвечает негромко: "Здравствуй". И шёпотом, хотя рядом и нет никого, одними губами: "Спасибо". Немного наклоняется, что-то суёт Еве в кармашек платья и уходит.
    Ева растеряна. Лезет в карман и достаёт оттуда конфеты. От ладони, по руке, до шеи словно ток пробегает.  Ева их не ест. Ей не противно. Наоборот. Просто она не из-за конфет с ней здоровается. Не ради благодарности. Ей очень жалко Ольгу Егоровну. Ева считает не справедливым, что Ольги Егоровны, живого человека, как будто и нет. Именно поэтому Ева здоровается с ней всегда, где бы ни встретила. И она прощает ей эти конфеты. А анекдоты про Сталина не любит.