История нашего родства. Глава 33

Андрей Женихов
   Род Макейкиной Нины Сергеевны (по замужеству Сычёвой).

   Воскресное утро восьмого марта 1959 года для Нины Сычёвой было обычным. Она встала ещё до зари, чтобы помолиться и почитать Библию, до собрания приготовить завтрак для семьи. Богослужение в Краснодонской церкви проходило своим обычным порядком. Проповедники говорили слово, хористы пели гимны, рассказывались стихи во Славу Господа и Спасителя Иисуса Христа. Но какое-то внутреннее, уже знакомое беспокойство мысленно уносило Нину куда-то вдаль, отвлекало от слушания слов назидания, звучащих с кафедры. А пение хора отдавалась от стен гулким эхом и растворялась где-то под сводами потолка. Она поняла, что сегодня ей уже пора ехать в роддом. По окончании служения вызвали "скорую помощь". До самой машины её провожала старшая сестра Чмых Вера, которая также была в положении. Медсестра усаживая в "скорой" будущую роженицу сказала с улыбкой Вере:
  - Поехали и ты с нами заодно!
Но та ответила:
  - Нет, я ещё месяц погуляю.
Так и получилось, через месяц и два дня, десятого апреля 1959 года у Веры Чмых родилась дочь Люба. На этот раз не совпало... А в Краснодонском роддоме Нину Сычёву уже ждали врачи и акушерки, чтобы своими добрыми сердцами и заботливыми руками посодействовать появлению в мир новой души. В этот же день восьмого марта 1959 года у Нины родилась дочь Наденька.
   Жизнь семьи по прошествии времени измеряется вехами каких-то знаменательных событий, но чаще всего они ставятся с рождением очередного ребёнка. После долгих дней скорби в дом Сычёвых вновь пришла радость. С раннего возраста Надя была очень послушным ребёнком. Никому ничего плохого не делала, поэтому родители не проявляли к ней строгости в воспитании и никогда не наказывали. Мама Нина всегда с похвалой подбадривала свою маленькую помощницу, разрешая ей чистить мелкую картошку специальным ножом и вместе в одной ванне стирать вещи. Стиральные машинки в то время были редкость. Наденька всё делала с большим желанием, старательно и вскоре ей пригодились эти навыки. Десятого июля 1964 года в семье родился малыш, которого назвали Виктор. Надя была бесконечно рада появлению маленького братика. Она по-взрослому повторяла всё за мамой. Понимала, что ухаживать за малышом - это большая ответственность. Когда Вите исполнился один месяц, мама пошла на работу и мальчик на весь день оставался на попечение своей пятилетний сестры. Нина нарисовала на листе бумаги часы. Затем показала Наде  большую и маленькую стрелки. Объяснила - когда маленькая стрелка будет показывать на цифру девять, двенадцать и три, тогда привозить на коляске Витю к ней на работу, чтобы  покормить. Стараясь не огорчить маму и выполнить то, что она сказала, Надя постоянно поглядывала на часы. Хотя часовая стрелка двигалось очень медленно и незаметно, в заботах о малыше время проходило быстро. При наступлении указанного времени Надюшка с детской коляской трижды в день ходила к маме на работу. Это заодно была и прогулка и жизненная необходимость. А как не хотелось уходить от мамы, которая всегда знала как и что нужно делать. Она и пожалеет и похвалит и принесёт для своей маленькой помощницы какую-нибудь сладость. Дома Витюшка иногда плакал. Ему надо было давать воду из бутылочки, ровно столько сколько сказала мама. Надо было менять пелёнки и качать в коляске, чтобы заснул. Пока ребёнок спал, Надя успевала сама покушать и постирать. Когда мама приходила вечером с работы и, увидев во дворе на верёвке чистые пелёнки, плакала и прижимая Надю себе говорила: "Какая ты у меня уже большая!" Надя была очень ответственным ребёнком, всё делала с осознанием того, что она уже взрослая. Но когда приходила мама и отпускала её во двор поиграть с девчонками - ровесницами, она опять становилось как и все окружающие её дети.
   В 1965 году семья Сычёвых  собралась поехать на Кубань к Жениховым.  Сестра Нины Дарья уже давно звала их в гости. За три дня до отъезда начались сборы. Необходимо было подготовиться в дорогу не только самим, но погладить и сложить в сумку вещи для малыша. На Кубани в станице Константиновской они были две недели. Взрослые между собой разговаривали о возможности переезда семьи Сычёвых на новое место жительства. Дети, впервые увидевшись с двоюродными братьями и сёстрами, находили свой язык для общения. Климат на Кубани был подходящий, да и земли плодородные. Можно было держать своё хозяйство и обрабатывать огород. И это не шло ни в какое сравнение с Краснодоном, где угольная пыль постоянно загрязняла воздух так, что иногда трудно было дышать. Да и врачи уже давно советовали Нине переехать на другое место жительства из-за её больного сердца.
         
                На Кубани.
  Из воспоминаний Надежды Сычёвой (по замужеству Осиповой).
 
   Для семьи Сычёвых 1966 год был знаменателен тем, что они переехали из Краснодона на Кубань в станицу Константиновскую. Первое время жили у Жениховых. Для семьи из пяти человек временно была освобождена одна большая комната в новом доме, мужская спальня. У Дарьи и Николая Жениховых тоже была большая семья, семеро детей и бабушка Пелагея Никитична. В тесноте да не в обиде. Семья Чмых, которая также переехала на Кубань разместилась в старой трехкомнатной хате. Детей у них было четверо. В этот год из приехавших краснодонцев в школу в первый класс пошла только Люба Чмых, а Надю Сычёву мама оставила дома до следующего года. Потому что уже был ноябрь и пропущена первая четверть.
    По прошествии некоторого времени после того, как Сычёвы переехали в Константиновскую, они решили, что в гостях хорошо, но необходимо определяться и со своим жильём. В станице на улице 40 лет Октября жила верующая сестра Рамусь Мария Осиповна со своей дочерью Марией. А рядом с ней, в такой же небольшой хате жила другая дочь Полина. Посоветовавшись, они решили хату Полины предоставить семье Сычёвых для временного проживания, а хозяйка перешла к своей замужней дочери Пачкуновой Жене на улицу Набережную. На этой съёмной квартире семья Сычёвых перезимовала. А уже весной следующего 1967 года они купили собственную хату на соседней улице, которая называется в честь Карла Маркса. В ней было две комнаты с земляным полом, которые разделяла огромная русская печь. Были сенцы, как подсобное помещение, заменяющее и прихожую, и склад, и хлев для новорождённых животных.

           В зимний вечер.

Жалко, что хату родную, годы сровняли с землёй,
Где я в прекраснейшем детстве, жил со своею семьёй.
В хате тепло и уютно, живы и баба и дед,
Молоды папа и мама, не было войн и бед.
Свежего хлеба краюху с братом разделит нам мать
И молоко из кувшина в кружки начнёт наливать.
В нём аромат сенокоса, речки, что рядом течёт...
...Мысль меня дальше и дальше в детство моё увлечёт...
Печка теплом-одеялом кутала в сладостный сон,
Петли дверные сарая пели с пургой в унисон.
В смежанных веках играли блики от тусклой свечи,
Мама подушку поправит, если собьётся в ночи...
Всё это я вспоминаю с болью и грустью-тоской,
Больше она не погладит чуб мой вихрастый рукой.
Время безжалостно к людям, красит виски сединой.
Детство своё не забудем, в век этот сверхскоростной.
Но во внимании, ласке и ограждён от невзгод,
Спит в колыбельке-кроватке, внук, что продолжит мой род.
           А. Ж.   13. 12. 2019 г.

   В этом же году, первого сентября для Надежды Сычёвой прозвучал первый школьный звонок. Первая учительница у неё была Приз Мария Павловна, прекрасный педагог, знающий своё дело. Учёба Наде давалась легко. Старание, внимательность и аккуратность были её первыми помощниками. Четыре года пролетели незаметно, все годовые оценки - отлично. Настало время расставаться со своей первой и любимой учительницей. Десятилетку (в то время было только 10 классов) Надя закончила с общей оценкой хорошо. В этом же семьдесят седьмом году она покаялась, приняв Господа Иисуса своим личным Спасителем. Водное Крещение проходило в городе Лабинске. Вместе со своей двоюродной сестрой Любой Чмых они дали обещание доброй совести. Папа Нади, Сычёв Александр Мифодьевич был неверующим, но церковь посещать не запрещал.
   Но вернёмся мысленно назад в 1967 год. Первое время Нина работала на колхозной ферме, ухаживала за телятами. Но это был для неё очень тяжёлый труд. Целый день приходилось носить корзины с кормом, чистить клетки. Вскоре она перешла в местную больницу санитаркой. В 1970 году при обследовании у неё обнаружили опухоль на позвоночнике и поставили диагноз - рак спинного мозга. Врач прямо ей об этом не сообщил, но она настояла, чтобы ей сказали правду. Одна из медсестёр предупредила её, что она долго не протянет и скоро умрёт. Нина заплакала. Незадолго до этого у неё родилась дочь Таня, которой было около года. Скоро о болезни стало известно всем и в случае смерти матери малышку решили забрать в семью Жениховых. Так и сделали. Пока Нина лежала в Курганинской ЦРБ, восьмидесятидвухлетняя бабушка Пелагея Никитична перешла жить к Сычёвым. А старшая сестра Тани, Надежда, которой было 11 лет присматривала за младшим братом Витей и управлялась по хозяйству. У них была корова, свиньи, куры, большой огород и много-много мелких домашних дел.
   В эти годы Надя научилась готовить, хотя ей приходилось много подсказывать, ведь она сама была ещё  ребёнком. На выходные она приходила за Таней и забрала её к себе домой. Несмотря на занятость ей хотелось, чтобы маленькая сестричка была с ней потому, что она её очень любила и сильно скучала. Тем временем Нину выписали из больницы и, выражаясь негласным, разговорным языком, "отправили домой умирать" т.к  до настоящего времени рак считается неизлечимой болезнью.
   Причина в том, что в организме происходит быстрое образование аномальных клеток, которые прорастают за пределы своих обычных границ. Они способны проникать в близлежащие органы, этот процесс называется метастазом. В таких новообразованиях присутствует особая молекула белка, которая предотвращает гибель злокачественных раковых клеток и не даёт опухоли исчезнуть. Это происходит даже при интенсивной химиотерапии и приёме сильных лекарственных препаратов. Онкологические заболевания являются одной из основных причин заболеваемости и смертности. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире фиксируется около 10 млн. случаев смерти связанных с раком.
   В один из дней в Константиновскую церковь приехали братья - служители, чтобы провести богослужение. Как обычно в конце собрания были заявлены нужды, о которых необходимо помолиться. Родственники Нины рассказали служителям о состоянии здоровья сестры. Братья предложили совершить молитву с помазанием. Нина согласилась, но неверующий муж Александр не разрешил проводить у себя дома это служение. Старшая сестра Нины Дарья взяла тачку, на которой возят сено и привезла её к себе домой, где проходило богослужение. После исповедания и молитвы брат-служитель совершил помазание. Он сказал: "Хотя это не елей, а обычное масло, но исцеляет не масло, а вера..." Собрание закончилось поздно ночью, Нина пошла домой сама. По её словам, когда муж Александр открыл ей дверь и увидел её исцелённой, заплакал.
    После этого чудесного случая Господь ещё не раз испытывал и смирял Нину, проявляя в исцелениях свою силу и благодать. Так в конце 1976 года Нина опять заболела и лежала несколько месяцев. К тому времени в семье появились ещё трое детей Люда, Зина и Аня, которой было уже два года. Надя училась в девятом классе. Ей  опять приходилось готовить с маминой подсказки, смотреть за младшими и управляться с хозяйством. Приходилось часто пропускать школу, но успеваемость от этого сильно не страдала. Надя старалась днём сделать все дела по дому, а ночью уроки. В болезнях Нина не проводила время впустую, она много раз прочитала Библию, учила стихи из главы наизусть. Это благотворно повлияло на её духовное состояние и укрепляло веру. Опять было собрание у Жениховых, приезжали служители и снова Господь совершил чудное. Нина после исцеления пошла трудиться на своё прежнее место в больницу. Днём она работала на кухне, а во вторую смену в прачечной. В мае 1977 года Нина опять слегла на целых два месяца. В это время у старшего сына Сычёвых, Володи была свадьба, но из-за болезни они не могли там присутствовать. Муж Александр тоже лежал с воспалением лёгких в больнице. На брак  поехали две сестры, Надя Сычёва и Люба Чмых.
   За время проживания в станице Константиновской семья Сычёвых дважды улучшала свои жилищные условия. Сначала переехали в более просторную хату по улице Школьной, а затем перебрались на улицу Шолохова поближе к сестре Дарье, где практически постоянно проходили собрания верующих.
   Муж Нины, Александр, всё время работал в колхозной мастерской токарем. С годами он стал знающим специалистом в этой области, даже можно сказать виртуозом. То есть человеком, достигшим в своей работе высшей степени мастерства. Приближаясь к славе и почёту в труде, он всё больше и больше удалялся от Господа, к Которому обращался в своей молодости как к Спасителю. Находясь среди верующих, он постоянно слышал молитвы о себе, но воспринимал их с холодным сердцем, продолжая идти своим жизненным путём. Но Господь слышал искренние и скорбные молитвы его близких и в конце жизни допустил такую ситуацию, в которой Александр понуждался в Нём.
   В конце девяностых годов Александр Мифодьевич заболел, у него началась гангрена ступни. Это некроз, то есть отмирание тканей живого организма. Происходит по причине закупорки кровеносных сосудов. Пораженный орган приобретает вид трупного разложения и издаёт неприятный гнилостный запах. Врачи сказали, что надо срочно отрезать ногу, но он не соглашался и от нестерпимой боли кричал день и ночь. Потом кто-то посоветовал такой рецепт, что нужно красную глину развести в тёплой воде и держать больную ногу в этом растворе. Семья Осиповых Серёжа и Надежда увезли отца к себе в Курганинск, чтобы там провести это лечение. В течении трёх недель дочь Надежда постоянно подогревала глиняный раствор и делала всё, чтобы как-то облегчить страдания отца, но это не помогло.
   Хирурги сделали операцию. Александр Мифодьевич очень тяжело перенес ампутацию и её последствия, ходил на костылях. Врачи запретили ему и пить и курить. Но, немного отойдя от хирургического вмешательства, он опять взялся за старое. Вскоре такая же болезнь обнаружилась на другой ноге и Александр Мифодьевич понял, что дни его сочтены. Жена, дети и внуки молились за него. В поликлинике сказали, что необходимо отрезать и вторую ногу, но он отказался понимая, что это его уже не спасёт. От сильной и нестерпимой боли он не находил себе места. Принимаемые лекарства не приносили пользы, так как из-за нарушения кровообращения не могли оказывать болеутоляющего действия. Он понял, что на шестьдесят седьмом  году жизнь подходит к концу. Серёжа и Надежда Осиповы приезжали из Курганинска в Константиновскую почти каждый день. Им хотелось быть рядом с отцом в это трудное для него время. Они брали с собой детей Виталика и Свету. Дедушка очень любил внуков и уважительно относился к Серёже, не скрывая своей отцовской любви. Однажды под вечер Нина Сергеевна позвонила Осиповым и сказала, что папе Саше очень плохо, просила скоро приехать.
   В семь часов вечера декабрьская ночь уже окутала всё вокруг, нагнетая темнотой и без того большую тревогу на душе. Александр Мифодьевич сидел с костылями в своей комнате. Серёжа сел с ним рядом, чтобы поговорить к его душе, убеждая покаяться. На что он ответил: "Серёнь всё, Сыч сдал..." Для зятя эти слова были не только трогательными, но и внутри радостными. Потому что до этого времени слово "Сыч" означало не только могущество, но и большую значимость в Константиновской. А когда он сказал, что "Сыч сдал" - это значило, что Бог может занять его сердце и в силу обстоятельств удалить гордость. Серёжа опять начал убеждать и говорить:
  - Папа, тебе надо покаяться перед Богом, чтобы встреча с Господом была чистая, настоящая! 
  - Да Серёня, да Серёня... - понимающе кивал отец.  Потом пели христианские гимны, потом опять были беседы о вечности и снова Александр Мифодьвич повторял: "Да Серёня, да Серёня... Сыч сдал, Сыч сдал..." Глубокой ночью дети уехали домой в Курганинск, а Нина Сергеевна ушла в другую комнату, чтобы помолиться о муже. Когда она молилась чувствовала огромную тяжесть. Казалось, что перед ней стояла какая-то непреодолимая стена и она никак не могла пробиться к небу. Казалось, что все силы ада пришли за этой душой, но её надо отстоять. Она говорила: "Господи, я посвятила Тебе душу своего мужа, всю жизнь молилась и хотела, чтобы он был у Тебя, на небесах!" Но незримая стена продолжала стоять..., небо молчало..., Бог не отвечал...  Она молилась долго, зная, что нужно победить. Её встревожил какой-то шум в стороне окна и свист, как в бурю от ветра. Нина открыла глаза и встала с колен. Хотя в комнате была кромешная тьма, но на душе стало так легко и свободно, радость, небо открылось. И вдруг она услышала из другой комнаты тихое:
  - Нина..., Нина...
  - Что Саша? - также негромко ответила она.
  - Нина, я хочу покаяться...
  - Молись Саша, молись и кайся"... и он начал молиться, его никто не заставлял. Раньше умоляли, упрашивали покаяться.  В больницу проходили группами и в одиночку, уговаривали примириться с Богом. Некоторые пытались поставить его на колени, но всё было безуспешно. А сейчас он сам, лично пожелал покаяться. Он молился искренне, каялся перед Богом со слезами. Молился так, что стало понятно, он вошёл в семью Божью. Когда Александр Мифодьевич закончил молитву, он очень искренне попросил прощения у своей жены за всю прожитую жизнь. Где обижал, где не так что сделал, за всё, за всё, за всё. Сказал: "Передай и детям, у всех прошу прощения..." Не зря Господь отметил в Слове Своём, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божье.
   Какой поразительный контраст. Сорок два года звучали молитвы жены за своего мужа и всего два часа дал Господь пожить с верующим супругом. Это великая награда за молитвенную битву. Ведь наша брань против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Покаялся Александр Мифодьевич около полуночи, а уже в два часа ночи, пятнадцатого декабря 1994 года  отошёл в вечность, радостный и умиротворенный. Этот день считается днём его смерти.
   На утро Нина Сергеевна передала Осиповым свою просьбу. Она хотела, чтобы мужа хоронила Курганинская церковь. К дню похорон выпал обильный снег, почти по колено. Молодые братья расчистили всю дорогу, до самого молокозавода, это около 150 метров. Духовой оркестр играл христианские гимны звучали проповеди и стихи о вечности, спасении и безграничной любви Божьей.
   Земной путь Сычёвой Нины Сергеевны закончился 17 октября 2023 года, в городе Шарлотт, штат Северная Каролина, США.