30 марта - память святителя Патрикия Ирландского

Галина Николаевна Николаева
     В Ирландии много волшебных пейзажей, простора, океанских пляжей, есть и чудеса рукотворные – древние монастыри, замки и пещеры отшельников. Но, пожалуй, самый главный и драгоценный духовный секрет страны – Православные ирландцы.
     Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни святителя Патрикия, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам освятителе Патрикие сравнительно немного – зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

     Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.
     Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрикий был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина.
    Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.
   
      Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.
     Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней – люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.
     Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас».
     Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.
   
     Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви святого Палладия в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.
     Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.
     Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их безсильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.
   
     После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми.
      Святому, утверждавшему христианство, приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит святого Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо – воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.
     Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, – сказали королю жрецы-друиды, – он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божия. Наутро св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось – огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

     Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.
      Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий.
     Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.
   
      Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.
     По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»:
     «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч.10:1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам – ваши блага, а себе – утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям».
     Как полагают, свою «Исповедь» святой Патрикий составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».
     К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда св. Патрикий спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого – наследником его епископской кафедры.

     Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.
     17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик. Там ему вырыли могилу.
     Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.
   
     «Радуйся, отче святый Патриче, Ирландии просветитель и пастырь добрый»

     Тропарь Святому Равноапостольному Патрику, глас 4;
     Благодать Божию воcприял еси, землю плена своего любовию Христовой просвещая.
Евангельского света апостол явился еси, чудесами и премудростию Божией нечестие языческое низлагая. Темже молимтися, святый равноапостольный Патриче Просветителю Ирландии, моли Христа Бога спастися душам нашим.

     Кондак, глас 8:
     Яко луч горняго Солнца Правды во Ирландии яви тя Святый Дух, крестом Христовым поклонение дольнему солнцу упраздняя, во отоце окияна моря ученьми своими кельтския языки ко благочестию привел еси, темже любовию сошедшеся светло празднуем память твою, Патриче богомудре, просвещай верою призывающия тя и чтущия честную память твою.

     Величание:
     Величаем Тя, святителю отче Патриче, иже ученьми твоими роды ирландския просветил еси и ко Христу привел еси.


                Молитва святителю Патрикию, просветителю Ирландии

     О, священная главо, образец жития архиерейского, монахов наставник и всех христиан светильник, поставленный на свещнице Церкви Вселенской, правило веры и благовестников вдохновитель, отче святой Патрик, моли Христа Бога о нас, слабых волею и скудных верою, да укрепит и нас Господь во благом стремлении к исполнению святых Его заповедей, да и мы, в меру наших скромных дарований, потщимся подражать твоему неленостному доброделанию и искреннему благочестию, просветившему ум твой и сердце, безстрашный язычников просветитель.
     О, Патрик чудный, знамений Божиих излияние и глаголов Его сеяние, апостолам труженик равный и Святой Троицы раб смиренный, удели нам от щедрой и милостивой души твоей малую толику великой твоей ревности о Господе Боге Вседержителе, да воссияет и нам грешным свет разумения безмерной любви Божией к роду человеческому.   
     Дабы и мы, тобою просвещаемые, направили стопы наши ко Христу Спасителю и не уклонялись на пагубные стези господствующего в мире растления похотью, но возрастали в свободу верных и благодарных чад Божиих.
     Отец святой множества святых учеников – святителей, преподобных и праведных – да подаст нам Господь твоим ходатайством и заступлением руку помощи в житейских нуждах и испытаниях; да восполнит благодать Его нашу бедность, происходящую от нерадения; да понудит нас воля Его искать прежде Царства Небесного, как ты искал и обрел его в твоем многотрудном и радостном восшествии в горный Иерусалим.
     Будь в восхождении сем нашим заботливым учителем и вождем, да и мы, во свете Евангелия, тобою проповеданного, узрим свет неприступный, и поклонимся жизни нескончаемой и блаженной, даруемой всякой верной душе Троицей Единосущной и Нераздельной, Отцом и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

     Молитва "Щит святителя Патрикия"

     Я восстаю ныне великой силою
     воззвания ко Троице,
     верою в Троичность,
     исповеданием Единства
     Творца всего творения.
     Я восстаю ныне
     силою Христа и Его Крещения,
     силою Его Распятия и Погребения,
     силою Его Воскресения и Вознесения,
     силою Его пришествия на последний суд.

     Я восстаю ныне
     силою любви Херувимов,
     силою послушания Ангелов,
     силою служения Архангелов,
     силою надежды воскресения и благовоздаяния,
     силою молитв Патриархов,
     силою провозвестия Пророков,
     силою проповеди Апостолов,
     силою веры Исповедников,
     силою непорочности Девственниц,
     силою деяний Праведников.

     Я восстаю ныне
     силою Небес,
     светом Солнца,
     сиянием Луны,
     славой Огня,
     быстротой Молнии,
     порывом Ветра,
     глубиной Моря,
     постоянством Земли,
     крепостью Камня.

     Я восстаю ныне
     Божьей силою, меня ведущей,
     Божьим могуществом,меня укрепляющим,
     Божьей мудростью, меня направляющей,
     Божьим оком, меня соблюдающим,
     Божьим слухом, мне внемлющим,
     Божьим словом, мне глаголющим,
     Божьей дланью, меня хранящей,
     Божьим путем, мне предлежащим,
     Божьим щитом, меня ограждающим,
     Божьим воинством, меня сберегающим
     от демонских уловлений,
     от скверных искушений,
     от природных похотей,
     от всех, кто желает мне зла,
     дальних и ближних,
     единых и разделенных.

     Я призываю ныне
     все силы эти оградить меня
     от всего, без милости восстающего
     на мои тело и душу,
     от заклятий лжепророков,
     от злоучений язычников,
     от лжеверия еретиков,
     от обмана идолослужения,
     от злого колдовства,
     от тех знаний, что губят тело и душу.

     Христос ныне обороняет меня
     от яда и огня,
     от потопления и ран
     дабы даровать благо в изобилии.

     Христос со мною,
     Христос предо мною, Христос за мною,
     Христос во мне,
     Христос подо мною, Христос надо мною,
     Христос справа меня, Христос слева меня,
     Христос где я лежу, Христос где я сижу,
     Христос где я стою,
     Христос в сердцах, помышляющих о мне,
     Христос в устах, говорящих о мне,
     Христос в очах, видящих меня,
     Христос в ушах, внимающих мне.

     Я восстаю ныне великой силою
     воззвания ко Троице,
     верою в Троичность,
     исповеданием Единства
     Творца всего творения.
     Спасение от Господа.
     Спасение от Господа.
     Спасение от Христа.
     Спасение Твое, Господи,
     да присно пребудет с нами.
Аминь.

     Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

     СВЯТИТЕЛЬ ОТЧЕ ПАТРИКЕ, МОЛИ БОГА О НАС,




Источник:
https://azbyka.ru/otechnik/Patrik_Irlandskij/
https://pravoslavie.ru/36514.htm
http://akafist.narod.ru/P/Patrik.htm
http://orthodoxclub.narod.ru/data/St.
Patrick/St.Patricks_creativ.html
Исповедь свт. Патрика
https://www.pravmir.ru/ya-patrik-sovershenno
-preziraemyj-mnogimi-ispoved/