Культурная жизнь кипит 51. 2020

Единомышьленники
Привет всем авторам площадки. С вами Злобный Мышалет.

В этой рубрике «Культурная жизнь кипит» мы рассказываем о достижениях наших авторов. О выпущенных книгах, публикациях, участии в творческих вечерах, встречах с читателями. Иногда выпускаем интервью с авторами.
*******************
Сегодня мы расскажем о семинаре писателей, на котором побывала СОЛЯНАЯ ИРИНА.

Данная статья опубликована в журнале "Формаслов" № 15, 01.04.2020 г.

Что означает начать писать прозу после сорока лет? Усложним задачу. Ты живешь в глубокой провинции, никогда не учился литературному мастерству, бессистемно прочел две тонны книг, прослушал за два года триста дурацких вебинаров, напечатался в нескольких толстых журналах и даже обзавелся некоторой уверенностью в том, что писание твоё уже не писанина… Ответ очевиден: писать прозу после сорока лет бывает очень не просто.

Я приняла решение учиться этому. Потому что невыносимо читать рассказы, лежащие в столе, нескладные и увечные. А те, что опубликованы, лучше и не перечитывать, ведь на них есть невидимая печать, будто в военкомате – «годен с ограничением». Решено – еду на семинар фантастов «Малеевка-Интерпресскон» (в 2020 году он проходил со 2 по 7 февраля). Почему туда? Потому что это одно из немногих мест, где авторов после сорока лет не воспринимают как старородящих бездельников. Я понимала, что буду общаться как в период занятий, так и в неформальной обстановке со знаменитыми писателями и начинающими авторами, погружусь в иную культурную среду. У меня будет возможность получить не только детальный разбор своих и чужих произведений, но и при удачном стечении обстоятельств – рекомендацию для публикации (а вдруг?..). Большинство проводящихся семинаров предназначены исключительно для молодых авторов, а тут – милости просим, возраст значения не имеет!

Семинар «Малеевка-Интерпресскон» имеет давнюю историю, состав ведущих менялся. Вести занятия в 2020 году выпало Дмитрию Вересову, Элеоноре Раткевич, Ольге Голотвиной, Алану Кубатиеву, Марии Семёновой. Для любителей фантастики и фэнтези эти имена не просто имена издающихся авторов, а имена истинных мэтров.  Преодолев сомнения, я собралась в путь. Интроверту вроде меня для перемещения в пространстве необходим воздушный шар, а не поезд. Увы, нынче не времена Жюля Верна. Первая проблема – добраться до Санкт-Петербурга и до загадочной станции Орехово – была решена. Провинциалка не заблудилась и в нескучной компании «студиозусов»-семинаристов, которые встретились мне на Финляндском вокзале, добралась до платформы Орехово. Нас встречала Мария Семёнова. Я перестала дышать, потому что легендарный автор «Волкодава» и «Валькирии», с присущей ей суровостью поглядев на нас, распорядилась побросать в ее автомобиль наши чемоданы и отвезла часть группы на турбазу. Уже на месте я выдохнула. Возможно ли представить такое? Я вспомнила Чуковского, посетившего одну семью с пятилетней читательницей. Девочка, кстати, Ирочка, не поверила, что Чуковский – писатель и недоверчиво спросила: «А разве писатели кушают?».
Писатели не только ходили в столовую и прогуливались по уютным дорожкам заснеженного леса, но и пили с нами чай, пели песни по вечерам. Так была преодолена вторая проблема – робость перед мэтрами. Оговорюсь сразу, что чаепития шли своим чередом, а работа в группах – своим. Преподаватели вовсе не жалели нас, устраивая на разборах текстов жесткие и бескомпромиссные «разносы».

Все авторы-участники семинара были разбиты на группы, при этом нам вменили в обязанность прочесть все произведения группы. Кто отлынивал, тот чувствовал себя обделённым, поскольку на групповых занятиях зачастую не понимал, о чём идет речь, из-за чего разыгрываются нешуточные баталии. Расписание занятий порадовало: оно было плотным, мы едва успевали сбегать в столовую или попить кофе. А вечерами устраивали концерты, посиделки до утра. Был ли минус? Да! Мы разучились спать. «Я где-то читал о людях, что спят по ночам. Ты можешь смеяться, клянусь, я читал это сам!» Может, БГ тоже приезжал на семинар «Малеевка-Интерпресскон»? С утра обычно была получасовая лекция, затем работа в группах. После обеда – общая лекция, «круглый стол» и вечерняя работа в группах. После ужина – концерт.  В моей группе занимались как начинающие писатели, так и авторы со стажем и багажом публикаций в крупных издательствах, даже Дмитрий Вересов выставил на обсуждение свою работу. Наверное, метод «мозгового штурма» одинаково полезен как для зрелых текстов, так и для «гумуса, из которого только начинает проклевываться писательская идея» (цитата Марии Семёновой об одном весьма слабом тексте).

Из разборов выносишь несколько важных постулатов:
1) учиться никогда не поздно;
2) писать надо либо о том, что знаешь великолепно, либо о том, о чём не знает никто;
3) подвергается критике текст, а не его автор.

Я подавала заявку в класс Алана Кубатиева, прозаика, переводчика с английского, критика, литературоведа, кандидата филологических наук, награжденного неоднократно «Бронзовой улиткой» и «Странником», автора биографии Джойса, изданной в серии ЖЗЛ. Я хотела получить квалифицированный разбор именно литературного критика, и моя цель была достигнута. Опасения, что от моего романа «Хищники царства не наследуют» не останется и камня на камне, оказались беспочвенными. Были даны советы по композиции, по исправлению языковых ляпов, по сокращению ненужных сюжетных линий и проработке двух, значительных для общего замысла книги и наиболее интересных для читателя. Не были лишними и советы других авторов, которым мой текст не понравился – иногда они были гораздо ценнее советов от читателей, которым книга пришлась по сердцу. Самый оригинальный совет звучал так: «Из вашей смеси Достоевского и Стивена Кинга следует вовсе выбросить всю мистику». Что же, теперь есть над чем поработать.
По результатам семинара я получила диплом с рекомендацией моего романа к публикации. Пожалуй, не было ни одного «студиозуса», пожалевшего о приезде на семинар. Только Анна Пляка, выигравшая недавно конкурс «Новая книга» и заключившая контракт с издательством «Росмэн», сетовала на совпадение этих двух событий. Ей было необходимо усиленно работать над повестью «Вода и перо», исправлять ее и дописывать для издания, и потому она пропускала много интересного на семинаре. Наталья Караванова, имевшая большой опыт работы в серии «Миры Ника Перумова», издавшая несколько самостоятельных несерийных книг, привезла свою новую повесть на суд мастеров: только по двадцати первым страницам она получила на личном разборе Марии Васильевны Семёновой столько же страниц предложений и исправлений. Это свидетельствовало вовсе не о том, что текст был слабым, а о том, что Мария Васильевна заинтересовалась работой Натальи и внесла предложения по развитию сюжетных линий и их связок.

На семинар приезжали гости: Анна Гурова с обширной лекцией о «Калевале» и других народных эпосах, о создании псевдоэпосов и научно-литературных экспедициях, Леонид Каганов с юмористическим поэтическим концертом.
Для меня весьма ценной была лекция Марии Семёновой о сборе материала для написания книги и создания её мира.

Лауреат нескольких профессиональных премий Ольга Голотвина, вызвавшая из всех преподавателей у меня наибольшую личную симпатию, написала в социальной сети такой отзыв о прошедшем семинаре: «Дмитрий Вересов принес уйму редких видеоматериалов по истории кино. Анна Гурова читала лекцию об истоках сказки (близкая мне тема), а Элеонора Раткевич – о герое и авторском мире. Мария Семенова и Алан Кубатиев приводили интереснейшие примеры из своей писательской практики. Ольга Денисова и Светлана Тулина разбирали типичные ошибки новичков… Определенно, я не зря съездила».

Мощный творческий заряд, который получил каждый участник, абсолютное погружение в дружескую, даже родственную среду – это то, чего не хватает многим из нас, как недостает в обычной жизни студенческого духа, демократичного общения, учёбы для удовольствия… Спасибо, «Малеевка-Интерпресскон» и до новых встреч!