Птица Бенну Бен-Бен

Иси До Ра


СВЯЩЕННАЯ МИФИЧЕСКАЯ ПТИЦА БЕННУ. КАМЕНЬ БЕН БЕН – МЕТЕОРИТ, ИЛИ ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА, ИЛИ ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ФЕНИКС ИЛИ ЯЙЦО? СМОТРЕТЬ ЧТО ТАКОЕ "БЕНУ" В ДРУГИХ СЛОВАРЯХ
Бенну!!

Бену. Бенгу. Бенху. Вену.

В древнеегипетской мифологии Бену изображают в виде цапли, которая имеет головной убор с перьями, но иногда ее показывают без головного убора.

Она может иметь другой образ – птица с головой человека.

Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность возрождаться означала, что её также связывали с Осирисом (Osiris), мертвыми и идеей воскрешения.

Первоначальная птица Бенну, которая сотворила мир, была рождена из пламени в кроне дерева Персея, которое росло на вершине обелиска.

Птицу Бенну наделяют значительно большим количеством характеристик, присущих фениксу. Она жила не менее 500 лет, прежде чем загореться и возродиться из пепла. Затем пепел помещали на алтарь богу солнца.

Бену считался Ба (душой) Ра, впоследствии - душой Осириса и связан с культом мёртвых.

Птица Бену это древнеегипетский бог вечной жизни или возрождения. Появлялся он в виде серой цапли, олицетворяющий бога Солнца.

Птица Бену возникла сама по себе.

Бену стал первым существом, появившемся на возникшем среди водного хаоса из ила первичном холме, что знаменовало начало сотворения мира.

Согласно некоторым мифам эта птица перед созданием мира пролетала над океаном и опустилась на возникшую из воды скалу Бенбен.

Ее крик разорвал тишину и символизировал начало творения мира.

Этот крик определил то, что должно быть, и то чего нельзя допустить в новом мире.

Бену почитался в Гелиополе, как покровитель больших временных циклов.

Символический знак, обозначающий птицу, использовался при написании имени бога солнца.

Каждое утро она показывается в образе солнышка.

Ее сравнение с солнцем привело к тому, что Бену стали считать бессмертной птицей, которая возрождается из пепла.

Священными фетишами птицы Бену есть камень Бенбен и дерево Ишед, на котором он живет.

Амулеты, на которых изображалась птица Бену, должны были помочь умершим успешно продолжить жизнь в загробном мире.

Древними греками Бену идентифицировалась с фениксом.

Птица Бенну является созидающим принципом, производителем Космического Яйца.

Священной птицей Гелиополя сначала была трясогузка, позднее - цапля.

Со своим длинным прямым клювом, который украшал голову, двумя спускающимися вниз перьями, она казалась похожа на солнце, выходящее из воды.

Ее имя ВенуФеникс означает светить, всходить.

Бену сохраняла культ вместе с культом бога Солнца Ра в Гелиополе, где она жила на камне бенбен или на священном дереве вербе.

Вну-Феникс считался «хозяином юбилеев», что объяснялось представлением о долгой жизни чудесной птицы.

Изображение Вену фигурирует практически во всех папирусах, где идет речь о загробном мире; часто можно видеть композицию предстояния покойного перед Бену.

Священная птица Бену принадлежит к виду хохлатых цапель. Она имела золотистое или голубоватое оперение, изображение ее всегда отличалось четко очерченным силуэтом, высокой посадкой туловища на длинных ногах. Оперение цапли - золотистое с красными вспышками - символизировало солнце.

Вену-феникс символизировал также спиральное восхождение Сириуса, которое в древности было признаком разлива Нила.

В Египте Вену-феникс был символом солнечного цикла и проявлением души Ра, бога Солнца, связываемого с Гелиополисом, центром посвящения в жрецы культа этого божества.

Предчувствуя близость смерти, Вену-Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Вену-Феникс, который возлагал прах своего «отца» на алтарь Солнца, то есть бога Ра в египетском Гелиополисе - городе Солнца.

Эта сказочная птица, связанная с культом Солнца, появилась в Египте из индийской и арабской мифологии.

Вену- Феникс стал герольдом Вечности, а заодно и проводником душ умерших в подземное царство. Феникс - атрибут Озириса.

Другой культ кордов-езидов также зафиксирован в мифологических преданиях башкордов Урала. Это вызывания через воду духа потустороннего мира, который открывает людям будущее через шейха или пира. Этот ритуал у кордов-езидов сохранился до наших дней, а у башкордов описан в предании ``Кузы-Курпэс менэн Маянhылыу"", в котором описывается добрая волшебница Мэскэй, она видит будущее на особой доске (таз с водой). А прислуживает ей Собака огромной величины по имени Чалтук, из шерсти которой по приказу Мэскэй сыпется белая пшеница. ``Чалтук"" на языке кордов означает ``неочищенный рис"".

Как мы видим, культ Собаки присутствует и здесь, вследствие чего и встает вопрос: а где, в каком географическом районе вообще впервые была приручена человеком дикая собака? По этому поводу весьма определенно высказался археолог Г.Н.Матюшин: Кости собаки найдены на стоянке Иерихон в слое седьмого тысячелетия до нашей эры. Но некоторые исследователи считают, что это кости не собаки.а шакала. Хромосомный набор собаки и шакала настолько различен, что собака не могла произойти от шакала, как это предполагали некоторые ученые. Предки собаки пока точно не известны. Вполне вероятно, что их следует искать где-то на севере. Вспомним, что кости домашних собак найдены в позднепалеолитических стоянках Сибири (погребение собак на стоянке Усть-Белая на Ангаре) и Европе. Исследования показали, что современная собака ближе к мезолитической собаке собаке Севера, нежели к шакалу юга. (см. Г.Н.Матюшин, 1972 г., с. 229). Само имя башкордского рода ``Борзен - Борйэн"" означает ``душа - дух волка"". Отсюда и чеченское название волка - борз, отсюда и немецко-бургунское имя овчарки Berger - Берже.

Башкордский властелин мировых вод Хау Бени

священная птица Бену древних египтян

Согласно древнеегипетской мифологической традиции, известной нам из города Гелиополя - ОНА, находившегося на севере в дельте Нила, впервые Солнце - Ра появилось вмире и осветило всю вселенную, находившуюся до того момента во власти тьмы, благодаря хохлатой цапле, которую древние египтяне почитали как священную птицу по имени Бену.

Священная птица Бену древних египтян

почитаемая как творец солнца и суши

из мировых вод.

По версии из г. Она (Гелиополь - его греческое имя) о сотворении мира из первоначально существовавшего водного хаоса поднялся извечно рожденный Бену и пронзил вселенскую тьму и мрак ночи своим криком - (синграу). Взмахом своих крыльев он создал ветер - буран, бу - ветер на языке кордов, который всколыхнул воды первозданного океана, воды расступились и обнажился холм земли, на котором взошло солнце, а точнее, холм и был самим солнцем. Слово Бен в древнеегипетском языке произошло от кордского глагола xwe Ben и означает раскрывать, отворять, распахивать, о цветке - распускаться, что журавль и делает в условиях Урала - раскрывает небо, небесное яйцо Кукай для солнца. И в эту небесную трещину попадают воды небесного океана, которые в виде теплых капель дождя -Йамгор достигают земли. Само же небесное яйцо - Вселенная Кукай по-прежнему плавает в первозданных водах небесного пресноводного океана. О том, что слово Бен вышло из кордского языка и только затем вошло в древнеегипетский язык, говорит и тот факт, что в древнем Египте Бену был творцом первого земного (твердого) холма посреди мировых вод. Так вот, на языке кордов Банд и означает творец, а Ав-бенд - запруда. Древние египтяне считали, что с рождения первого холма земли посреди, мировых вод появилась сама возможность для отсчета земного времени, иными словами, именно с именем журавля Бену древние египтяне связывали появление календаря времени. Как символ этого по всему древнему Египту в честь него сооружались маленькие четырехугольные пирамидки, называемые Бен-бен. Так вот, на языке кордов слово Xweben и означает ``календарь"".

Священный символ Торна

Хаубена изготовленный из дерева

(обнаружен фольклористом

Фанузой Надыршиной в одной

из Башкордских деревень Изображение журавля-цапли Бену фигурирует практически на всех древнеегипетских папирусах, где речь заходит о загробной жизни. Само оперение цапли - золотистое с красными вспышками - символизировало Солнце - Ра, освещающее землю своим светом.

Ученые-специалисты, изучающие мифологию древнего Египта, в частности, из Германии и Скандинавии, давно поняли, что миф о птице Бену не мог зародиться в самом Египте по многим причинам.

Во-первых, такие дикие птицы, как журавль и цапля не несут яйца и не выводят своих птенцов в Северной Африке, а летят для этого на Север, на Урал, где весной тают снега, что совпадает с прилетом этих птиц. Древний человек воочию видел, как в природе из под воды от растаявшего снега появляется рождается земля.

Во-вторых, в Северной Африке у людей нет такого понятия как Полярная ночь. Поэтому сюжет из мифа о Бену, где он появляется во вселенной, окруженный непроглядной темнотой и мраком и приносит с собой солнце, имеет ярко выраженный урало-нордический характер. Тем более, что на Урале мы наблюдаем этот природный феномен из года в год на протяжении многих тысяч лет. На языке немцев Ваnnе означает ``знаменосец"", a Bahn - путь, дорога, перелет.

В башкордском мифе ``Ак Боз Ат"", об этом говорится так:

Страну под названием Урал

От врагов охраняю я - Хаубан.

О Хаубане сказано буквально следующее - ``Он радовался роднику на лужайке словно озеру, кваканью лягушек, словно шуму свадьбы"".

Мать Хау Бана живет под водой, Сура - отец Хау Бана. Суравелк - жаворонок у кордов, который прилетает на Урал весной раньше журавля - хаубена. Са-Ра сын Солнца с древнеегипетского. У башкордов Хау Бен - настоящий борец с водой. Во что бы то ни стало, он хочет добыть сушу, освободить землю от воды. Наркэс спрашивает Хаубена:

С какой целью

Ты пришел сюда воевать,

Рассек своим мечом озеро мое (меч - это клюв журавля).

А также о Сура - отце Хау Бена:

Сура-батор львом был.

При нем водяной падишах

Не смел и ногой ступить на землю.

У башкордов Ба-Тор - сильный человек, но есть и более древнее значение: Ба - ``душа ""на древнеегипетском, Ба - ``ветер"" на кордском языке, отсюда ``Боран"". Тор - на кордском и Тур - на башкордском - это ``предводитель"", а у башкордов Торна уже означает ``журавль"". Все это показывает, что журавль ассоциировался в древности с теплым ветром, заставляющим таять снег. Поскольку Солнце светит и зимой, а снег не тает, то тепло у башкир ассоциировалось не напрямую с солнцем, а с теплым ветром, который с неба приносит журавль.

Но при сопоставлении древнеегипетского бога Бена и древне-башкордского Хау Бена, необходимо сделать и важное различие: что, во-первых, сразу бросается в глаза, это полный антропоморфизм Хаубена, что говорит о длинном историческом развитии его культа у башкордов. Если в древнем Египте Бен есть душа, Ба бога - Ра, то у башкордов он есть сын героя СО-РА (Сура). ``Сора"" означает красный в кордском языке, а у башкордов ``сора"" - желтый цвет, отсюда и ведийское - Хари Рама!. В мифе происходит превращение журавля в человека - Хау Бена (более точно Хыу - Бен - воздушно-водный творец), так как в башкордском языке сохранилась древняя нерасчлененность воздуха - хауа и воды - хыу, ибо и дождь и снег падают с неба - воздуха. Баран - дождь на кордск. языке, буран у башкордов.

Хаубен уже ездит на коне. Предки башкордов приручили лошадь неизвестно в каком тысячелетии до нашей эры, поскольку на Южном Урале найдены ритуальные погребения лошадей уже вместе с колесницами, датируемые 1800-1700 годами до н.э. А в древний Египет лошадь пришла вместе с вторжением Хека-Каз-Ут (Гиксосы). Это вторжение состоялось приблизительно около 1700 года до н.э. Но более важный факт тот, что древнеегипетские колесницы, которые также не были известны в Египте до Гиксосов, сделаны из березы, сосны, ясеня и осины. Береза не растет ни в Египте, ни в Ливане, а южный ареал этой породы дерева заканчивается Северным Кавказом.

Человечество издавна восхищается птицами из-за их загадочности, сезонных исчезновений, способности летать и возможности отправиться туда, куда мы просто не могли попасть в течение очень длительного периода времени. Все знают о некоторых мифологических птицах, таких как феникс, например, но в мировой мифологии существуют птицы, которые намного более странные, чем феникс.

10. Бенну (Benu)

Птица Бенну была египетской версией более известного нам феникса. В египетской мифологии сотворения мира, птица Бенну пролетела над поверхностью хаоса, приземлилась, и испустила крик, который нарушил изначальную первобытную тишину. По преданию именно этот крик решил, что будет в этом мире и чего не будет. Традиционно, птица Бенну напоминает цаплю, но она обладает огненно-оранжевым оперением и иногда человеческой головой. Её часто ассоциировали с богом египетского солнца, причём настолько часто, что образ птицы Бенну стал обозначать самого бога солнца, который часто изображался в короне.

Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность возрождаться означала, что её также связывали с Осирисом (Osiris), мертвыми и идеей воскрешения. Первоначальная птица Бенну, которая сотворила мир, была рождена из пламени в кроне дерева Персея, которое росло на вершине обелиска. Более поздние рассказы наделяют птицу Бенну ещё большим количеством характеристик, присущих фениксу - Геродот (Herodotus) рассказывает историю о птице Бенну, которая жила на протяжении 500 лет, прежде чем загореться и возродиться из пепла. Затем пепел помещали на алтарь богу солнца.

Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».


По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.


Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.


Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.


Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.