Ракетные установки. От Катюши до 9Б...

Татьяна Сергеева 9
Продолжение
   «Сармат» обладает уникальными энергомассовыми характеристиками. Ракета-носитель – это, безусловно, важный элемент конструкции, но боевой блок, содержащий 10 частей индивидуального наведения, является не менее значимым. А он, по видимости, тоже уникальный. Все потому, что каждая из боеголовок объединяет качества 2 разных видов оружия: гиперзвуковой и крылатой ракеты. Оба типа оружия до сих пор имел очерченный круг задач. До сегодняшнего дня РК с настильной  траекторией так быстро не летали.
 
 Крылатые гиперзвуковые блоки
Характеристики боеголовок выглядят противоречивыми. Все потому, что обычный тип крылатой ракеты подкрадывается к противнику на сравнительно небольшой скорости. Учитывая рельеф местности, скрываясь за его неровностями, она вынуждена быть тихоходной, дабы электронный «мозг» смог успеть оценивать препятствия, а также вырабатывать решения по их облету. Например, американская КР «Томагавк» летит со скоростью пассажирского лайнера (меньше 900км/ч).
 
К тому же, учитывая инертность ракеты, управляющие воздействия воздушных рулей должны быть упредительными. Таким образом, действуют и блоки МБР «Сармат». Ракета, показатели которой максимально приближены к гиперзвуковым, после отделения начинают поддерживать настильную траекторию, что делает ее перехват невозможным. (Чем ближе к поверхности Земли летит объект, тем быстрее меняется угол зрения на него и наблюдателю кажется, что его скорость огромна... Если смотреть на самолёт, летящий далеко от нас, он кажется крошечным и летит медленно, на самом же деле всё наоборот...)

 Непредсказуемость
Все преимущества уникального персонального управления боевых блоков разделяемой головной части окажутся бесполезными, если враг сможет уничтожить МБР до того, как она выйдет на боевой курс. Ракета «Сармат» летит быстро, однако, ее траектория в любой момент может сойти с обычной предсказуемой дуги – параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют направление, высоту, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые показатели полета для выхода на цель. Такая непредсказуемость присуща и для других типов современных отечественных носителей ядерных зарядов. В результате она стала их «визитной карточкой» или асимметричным ответом на попытки вероятного противника обеспечить собственную неуязвимость, которая бы позволяла нанести первый удар.
 
 Неуязвимость на земле
Для агрессора, запланировавшего нанести массированный безнаказанный ядерный удар, самая важная задача – лишить противника возможности ответить на этот удар в начальном этапе развязывания военного конфликта. Это значит, что пусковые установки, наземные и авиационные носители должны быть уничтожены (нейтрализованы) первым же залпом. Но это маловероятно. Шахты, где находятся ракеты «Сармат» отличаются многоуровневой защитой как пассивной (высокая надежность фортификационных сооружений), так и активной (в виде ПВО и противоракетных систем). Для 100% поражения подземной пусковой установки понадобится нанести не меньше 7 точных ядерных ударов по оперативному району развертывания, прикрытому средствами ПРО. Кроме того, место дислокации пока не рассекречивается. И сама ракета «Сармат» составляет государственную тайну. Разглашается лишь информация, которая предназначена для военных аналитиков и СМИ.

 Устройство и ТТХ характеристики
Ракета «Сармат» применяет двигатель, который был создан на базе надежного двигателя НПО «Энергомаш» РД-264. По заявлению генерал-полковника С.Каракаева, главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, ракета использует шахтную систему базирования и может находиться в готовых шахтных пусковых установках. Комплекс осуществляет минометный пуск, пороховой аккумулятор давление в результате чего выбрасывает ракету из шахты на высоте 20-30 м, после чего автоматически задействует двигатель ракеты.
 
По первым эскизам ракеты большинство экспертов считало ее двухступенчатой. После размещения официального фото ракеты некоторые источники предположили, что ракета может быть и трехступенчатой, как классические ракеты-носители, которые выносят спутники на орбиту.
 
Жидкостные ракетные двигатели ступеней были «утоплены» в бак с горючим, тогда как топливные баки – несущие с совмещенными разделительными днищами. В ракете будут применяться надежные и проверенные двигатели от Р-36М, такие как РД-264 в их усовершенствованной модификации РС-99, испытание которых эффективно завершено.
 
Эксперт Командного военного института ракетных войск КНР Чу Фухай, считает, что будет создано две модификации ракет с различным запасом топлива для поражения целей в Западной Европе и США. Изначальный вес ракеты с целью в США – 150-200 т, дальность полета – 16 000 км, полезная нагрузка составляет 5 т. Дальность ракеты, направленной на западноевропейские страны: 9000 – 10 000 км, стартовый вес – 100 – 120 т, максимально забрасываемый вес – 10 т.
 
Одна ракета, по мнению экспертов, несет от 10 до 15 боеголовок (все зависит от их мощности). При доставке 10 боеголовок, мощность их составляет 750 кт каждая. Также некоторые эксперты считают, что используются обычные боеголовки, если будут применяться маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71, то их будет три штуки, и каждая будет весить около 1 т.
 
Ракета «Сармат» - не первая ракета, у которой столь разнятся показатели дальности и загрузки в различных вариантах, поскольку такие показатели – связанные. Сделанные практически по одной технологии Р-36 и Р-36 орб с одним весом 180 т имеют дальности в зависимости от массы загружаемых боеголовок 10 000 км, 15 000 км и вариант «орбитальной бомбардировки».

Кроме того стоит учитывать, что помимо боеголовок, по утверждению конструкторов, существенный лимит массы будет отведен для традиционных комплексов преодоления ПРО, таких, как ложные цели. В том случае, если классические ложные цели такие как надувные имитаторы боеголовок, уголковые, пружинистые и дополнительные отражатели – имеют большой вес, то при вхождении в атмосферу имитирующие боеголовки – это квазитяжелые ложные цели, и хотя они легче боеголовок, все равно их вес довольно существенный, поскольку представляют ракету с теплозащитой, плазмогенератором, доразгонным двигателем и модулем РЭБ для свечения, имитации траектории и ЭПР боеголовки.
 
 Устройство и тактико-технические характеристики боевого блока
По информации издания «Известия», этот боевой блок может иметь такие тактико-технические характеристики:
 •максимальная скорость полета в атмосфере – 15М (при показателе средней скорости – в интервале – 5-7 километров в секунду);
 •изделия работает на высоте около 100 км (это верхняя граница атмосферы планеты Земля);
 •боевой блок производит маневры в атмосфере при снижении для преодоления ПРО.
 
Таинственный «Сармат»
 
Тайной покрыто все, что связано с разработкой этого комплекса. Это именно тот случай, когда не все налогоплательщики смогут в ближайшем будущем узнать, на что идут их оплачиваемые средства. Лишь скупые обещания новостных СМИ об удачных пусках и безопасность над головой выступают доказательством того, что государственные деньги были израсходованы не напрасно.
 
В настоящее время, о «Сармате» известно еще слишком мало. По всей видимости, этому классу носителей ядерного оружия предстоит роль главного щита страны, совместно с системами авиационного, морского и мобильного базирования. Опубликованы только некоторые разрозненные данные о том, что представляет собой ракета «Сармат». Тактико-технические характеристики тоже приводятся лишь примерные: радиус действия – 11 тыс. км, но при этом предоставляется возможность поражение целей вероятного противника через Южный полюс.