Авиационная фамилия

Тэхон
Авиационная фамилия (или ПАПА-1).

Иллюстрация : Юрий М. в те времена,  о чём идёт речь в рассказе.

Почему его звали ПАПОЙ, - никто не знает и история про это умалчивает.
В нашей группе он с самого начала, - с первого курса. Его Юрий зовут, фамилия М.
После армии, срочную службу в танковых войсках проходил.
На День Танкиста – второе воскресенье сентября в ту пору, он шлем танкистский одевал – шапку говорящую, с собой, видать, прихватил.
Особо отличался на дисциплинах, где чертить надо было. В начертательной геометрии он был БОГОМ ! И в черчении – тоже.
А, там, проекты всякие, - как здравствуйте : рассчитал, воплотил на бумаге, защитился.
Папа, и Папа !

Третий курс института и с общими дисциплинами, что изучали в школе, а здесь они же, но через интегралы и пределы, покончено благополучно. 
Начинается специализация, то есть изучение наук,  при помощи которых из нас авиационных инженеров делать будут.
Пятый семестр, зимняя сессия.
«Под ложечкой сосёт от близости развязки…»  и мы рвёмся их постигать, и раздвигать горизонты знаний по специальным авиационным дисциплинам, пока для нас, неизведанные.

Вот одна из них.
В плане учебного процесса,  в пол листа формата А4, распечатка, помните ?
Выдавалась каждому студенту в начале каждого семестра, где указаны изучаемые дисциплины, даты сдач контрольных точек, коллоквиумов, курсовых проектов, экзаменов и прочая информация.

Называется она «Авиационные двигатели».
Одиннадцать лекций и экзамен.
По предварительным нашим прикидкам наука очень интересная для нас, самолётостроителей, ознакомительная, в плане лекций, - небольшая, а значит, и экзамен сдадим легко и не принуждённо.
Да и расслабиться можно, вероятно, немного на этой дисциплине.
Двигатель - сердце самолёта - пламенное, как же без него !

В аудиторию всего нашего нулевого потока заходит мужчина в костюме, приветствуем его стоя.
- Прошу садиться ! Я представитель моторостроительного факультета, буду читать вам лекции по дисциплине «Авиационные двигатели». 
В конце семестра - экзамен.
Попрошу их не пропускать, так как у меня при сдаче требования есть : студент приходит на сдачу со своим подписанным конспектом,  его просматриваю,  после этого мы начнём беседовать по содержанию вашего билета, в случае положительного результата, получите несколько дополнительных вопросов, и на основании всего этого вам будет выставлена оценка. Она и пойдёт вам в диплом.

Аудитория зароптала ! Загудела !  Как так ? Такие требования ?
Нам ещё никто и никогда такие не выставлял !
Смотрим, друг на друга,  переглядываемся.
Ничего себе ! Надо же, как гайки закручивает соседний братский факультет !

Выждав паузу, когда гомон умолк, лектор продолжает :
- Надеюсь, вам всё понятно, как мы работать с вами в этом семестре будем ?
Да, забыл представиться. Зовут меня Алексей Евпатьевич.
Берёт мел и пишет это на доске.
- И фамилия у меня запоминается очень легко. Авиационная фамилия, он улыбается и под своим именем и отчеством выводит - Моторненко.
Всем всё понятно ?

Ропот развивает в  аудитории уникальные децибелы, смех, улыбки.
Надо же, совпадение какое ! Вот это да,  никогда такого ещё не было !
Преп носит фамилию, как и дисциплина, которую он нам читать будет !
Мы продолжаем шум и гам, а он в это время берёт тряпку и вытирает с доски написанное.

Шум постепенно замолкает.

-  Шутки в сторону, успокаиваемся. Вы со мной познакомились, а с вами познакомлюсь в процессе нашей работы, на практических занятиях и лабораторных работах.
Пишем тему лекции номер один «Классификация авиационных двигателей».

- Предупреждаю, этот вопрос есть в экзаменационных билетах и при ответе на него, вам нужно будет вспомнить всё, что сейчас расскажу.
Итак, авиационные двигатели классифицируются по …


Началось. Тишина, мы внимаем и пишем, пораженные строгостью требований, которые к нам будут применены.
Спасительный звонок на перерыв,  выходим, смотрим друг на друга :
- Расслабились… Куда романтика неба делась ?..  Ничего себе заявочки …
И как жить дальше ?.. Слава богу, что на второй фак документы не отнёс в своё время… Мрак…
Жуть… Это только цветочки… - комментируют сокурсники происходящее.

Снова звонок, рассаживаемся по своим местам.
- Продолжим !
Освещение данной темы заняло по времени всю пару. И как на экзамене на него отвечать ?
- Я не хочу, чтобы мне он попался,- думают многие. Ответить, - зубрить нужно, никакого мышления не надо, тупо классифицировать. Всё !

Закончилась лекция, выходим молча. Переход в следующую аудиторию, тоже лекция.
У каждого свои мысли.

Лекция раз в неделю. Практические занятия и лабораторные работы есть.
Интересно они проходили. Попали в моторный корпус, там двигатели с разрезом в одну четверть,в аудиториях стоят, по ним экскурсию провели.

В центральных опытных мастерских лабораторная работа была : двигатель АИ-20 запускали с ИЛ-18, лопастей его не видели. Да и были они ? Правда, мало кто и чего понял, так как движок скрыт был где-то от нас в трубе и траншее где-то под полом, а выходящие газы куда-то по выхлопу вверх выходили.
Гул стоял там неимоверный на больших режимах. Снимали параметры : положение рычага управления - лимб, температура выходящих газов, давление за ступенями компрессора по манометрам и т.д. Кривые какие-то строили.

АИ-20 - одновальный авиационный турбовинтовой двигатель с осевым 10-ступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, 3-ступенчатой турбиной, планетарным редуктором, нерегулируемым реактивным соплом.

Было где на нём разгуляться !
Проводили анализ термодинамического цикла,  работающего по циклу Брайтона с подводом теплоты при постоянном давлении. 
Лекции, вообще, свою романтику потеряли !

Какой это курс авиационных двигателей ? Скорее, - дополнение к курсу термодинамики, которую тут же параллельно изучали и тоже экзамен сдавать.

Прикиньте ! Каково ?
 
Реальный цикл, идеальный цикл.
Коэффициент полезного действия общего процесса сжатия. 
Коэффициент полезного действия общего процесса расширения. 
Зависимость работы и внутренний коэффициент полезного действия  реального цикла от ряда параметров,  тоже самое - от степени повышения давления.
Оптимальная степень повышения давления в компрессоре.
Зависимость работы и внутреннего коэффициента полезного действия цикла от температуры воздуха  на входе в двигатель,
Функция газотурбинного двигателя прямой реакции, как движителя, заключается в преобразовании кинетической энергии газового потока, проходящего через двигатель, в силу тяги, которая при движении самолета производит работу, называемую тяговой работой.
Зависимость тяги от различных параметров.
Графики.
Кривые.
Формулы.
Расчёты.
Цэ Вэ – константа. Цэ Пэ – константа Тэ- константа…
Константы… константы… переменные…
Пожалуй, хватит с вас или вам, дорогой мой читатель, рассказывать о том, что летает оно красиво только, а вот все в муках рождается.

Весь курс теории газотурбинного двигателя на наши, юные самолётостроительные плечи, хлебнувшие свободы студенческих лет.
И где тут вы видите романтику курса с таким интригующим названием ?
Не тоскливо ли вам, дорогие мои читатели ?

Однако, шутки в сторону, время неумолимо движется вперёд. Всё зависит, на какую подножку прыгнуть и каким истязаниям и испытаниям себя подвергнуть по пути в неизведанные дали, выбранные нами ?
 
Прыгнули, выбрали, что делать ? Тяни свою лямку, крутись, изворачивайся !

А скольким юношам и девушкам наш институт «путёвку в жизнь» выдал из-за того, что не на ту и не туда  прыгнул, из-за неудовлетворительной успеваемости ?
Нет, чтобы в кулинарный техникум поступить.
Нет ! Вот она,- романтика ! Поймали ?
Не надорвитесь, от тяжести полученных знаний по будущей своей специальности !
Сданы все зачёты и получены допуски к экзаменам.
Вперёд !

Первой у нас, как помню сейчас, термодинамика была.
Сдавали в моторном корпусе. Зима, снег, душа радуется !
Сдали легко и непринуждённо. Хотя, выведение формул там – просто жесть была !

В моторном корпусе в аудиториях тепло. Ах, если бы не сессия, а простые занятия ! 
Температура способствовала бы умиротворённому сну, замученного за семестр знаниями, студенту.

Второй экзамен у нас – двигатели эти.
Помчались в группу, которая уже сдала. Нормально сдали, не валил, конспекты проверял. Обстановка лояльная. Некоторые "шпорами" бомбились.

Готовились мы и этот день, восхождения на очередную внеочередную студенческую голгофу, настал.

В первых рядах не сдавал никогда. Захожу. Вперёд за орденами !

Аудитория в моторном корпусе представляла собой класс, где доска и дверь, обитая, коричневым дермантином, находились за спиной экзаменатора, а не сбоку, как обычно.

Если вы помните, зачётные книжки ложились в конец очереди в открытом виде, титульным листом разворота вверх.
Экзаменатор просто брал дальнюю от себя зачётку и называл фамилию следующего экзаменуемого, продвигая остальные немного вперёд, к краю стола.
Конспекты также ложатся, как и зачётки, но в закрытом виде, рядом с ними.
Беру билет и сажусь на свободное место за парту, такие синеватого цвета крышки, не откидываемые.
Там три человека одновременно сидеть могут. Помните такие в альма-матер ?
В данной ситуации, по одному все сидим.
Экзамен у нас сегодня !

Спереди сидит Папа. Летит записка от него :
- Иду на «шайбу», вопрос такой-то, выручай !
Выкладка попалась ему, довольно таки муторная, заплутал, что ли или … увы…
Пытаюсь начать писать ему на отдельном листе тетради в клеточку. Успею ли ?
Свои вопросы...Вроде, смогу ответить на них.
Тут главное не торопиться и не сделать ошибок в выведении окончательных формул. Слишком всё это длительно по времени.

- М.- объявляет человек с авиационной фамилией.
Вы готовы ? Ваша очередь отвечать.
У Папы лимит по времени вышел. Ему уже ничем не смогу помочь.
Фактор времени всегда против нас в таких ситуациях работал.
Юра с бледным лицом, что-то  бормочет, собирает свои листки и садится рядом с экзаменатором.

- Ваш конспект ?
Открывает, Юрий бледен, как стена за его спиной.
 
«Шайба», - она же на студенческом сленге - НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.
Её не ставили в зачётку, а записывали в зачётную ведомость группы.
Далее следовал поход в деканат, за так называемой «хвостовкой», экзаменационным листком с тремя большими чёрными цифрами «2», - три экземпляра, на повторную пересдачу.
Если и на этот раз  НЕУД, - снова поход в деканат за хвостовкой с буквами «К»- комиссия.
Если и на этот раз НЕУД, - отчисление из института или как его ещё называли «получить путёвку в жизнь» ! Прощай институт, прощай родненький ХАИ !
Юра сжался весь.

Экзаменатор пролистал его. Берёт зачётку и что-то записывает в неё.
- Свободны !
Согруппник выходит за дверь и…

Вы слышали, когда нибудь, знаменитый вопль Тарзана из одноимённого кинофильма, сороковых годов прошлого века, в чёрно-белом исполнении, с Джонни Вайсмюллером - американским спортсменом-пловцом, пятикратным олимпийским чемпионом ?
Он, кстати, - первый в мире пловец, преодолевший дистанцию 100 метров быстрее минуты !

Нет ???
Мы слышали этот вопль!
Так вот, вопль человека-обезьяны в этом фильме, - просто ничто, в сравнении с тем, что издал наш товариш !

Что же там такое произошло, спросите вы меня ?

А вот перед развязкой немного вас ещё помучаю.

Подошёл мой черёд.
Ответил на три вопроса билета.
Что там было, - попытаюсь вспомнить.
Какие-то выкладки зависимости чего-то от чего-то. Не припомню. Но успешно вывел и до истины дошёл.
Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД)  – особенности конструкции, недостатки и способы их преодоления.
Такие двигатели на ФАУ-1 стояли.
Третий вопрос, что-то тоже выводить пришлось. Не припомню, что именно. Вывел.
Конспект был просмотрен. Претензий нет.

Начались дополнительные вопросы. Отвечал.
Началось сражение в вопросах особенностей конструкции жидкостно-реактивного двигателя самолёта БИ-1.
Что конструкторы самолёта Александр Березняк и Алексей Исаев, знал ещё, когда в детстве журнал «ПИОНЕР» выписывал. Там викторина была, и один из вопросов по БИ-1. Участие принимал в ней, после того, как подвиг Григория Бахчиванджи увековечили.
Ответ на этот вопрос в Большой Советской Энциклопедии отыскал.
Потом судьба забросила, - мимо мемориала, на его родине в станице Бриньковская, ездить пришлось много-много раз. Вот совпадения, как всегда, со мной !

А вот, кто конструктор двигателя, - как отрезало.

- А конструкторов двигателя вы и не знаете, - улыбаясь, говорит человек с авиационной фамилией.
Вероятно, это был удар для него. Как так ? Не знать такого ! БИ-1 !
- Поставил бы «отлично», а так – «хорошо». Идёт !
- Идёт.

Это так, для информации : конструкторами двигателя для этого самолёта был Леонид Душкин и Владимир Штоколов.

Но вернёмся к произошедшему.
Как вы помните, мы оставили героя нашего рассказа, Папу, за дверью аудитории.

Его мы нашли в общаге ХАИ-10, в ячейке 4-5, где жила наша группа только вечером.
В город поехал, в кино сходил, погулял в парке по заснеженному городу, сбросив с себя все переживания и тревоги, а попросту говоря, стресс, после экзамена.

Взяли его конспект и обнаружили в нём рисунок …

ВНИМАНИЕ !!! МОМЕНТ ИСТИНЫ !!!

… обнаружили рисунок авиационного воздушно-реактивного двигателя с разрезом в одну четверть, выполненный, обратите внимание, чернильной авторучкой !
По диагонали двух соседних листов.
Оказывается, на одной из лабораторных работ, он набросал контуры двигателя, стоящего в классе,  а потом фиолетовыми чернилами, претворил его в жизнь.

В зачётной книжке рукой экзаменатора выведена оценка «отлично».

В интервью вечером сказал следующее :
- Шёл на «шайбу», в одном вопросе при выводе накосячил, не получалась нужная формула.
Потом переклинило, мандраж, и всё остальное.
Уже ничего не соображал. Думал, что провалю экзамен, пересдача…
А всё остальное вы видели…

- Слышали, - поправили мы его.



P.S : С Папой судьба сводила ещё много раз.

Об этом попытаюсь вам рассказать в продолжении повествования про него, и назову ПАПА-2.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...      


«20» апреля 2020 года