Принять как данность тебе отведённое

Андрес Сальминк
Эту статью  написала журналистка Ольга Бренер в газете "Тольятти сегодня" 9 июля 1992 г. Сколько лет прошло с тех пор? Достаточно много. Сегодня нашел время перевести текст с газеты в бумажном исполнении в электронный вариант. Интересно как думает обо мне другой человек и товарищ.

ПРИНЯТЬ КАК ДАННОСТЬ ТЕБЕ ОТВЕДЁННОЕ

В обществе друзей Андрей Салмин часто сидит с закрытыми глазами. В это время
он как бы находится в двух измерениях: принимает участие в разговоре и одновременно прислушивается к мерцающим изнутри сознания ощущениям, к рождающимися мыслям, образам. Творческий процесс не прекращается. Когда привыкаешь к этому его состоянию, то рядом уже не нужно другого Андрея Салмина - нужен именно такой,приносящий с собой успокоенность, утонченную вдумчивость,
вдохновение, внушающие непонятное пока, но щемяще приятное чувство старости.
Старости на вдохе. Впрочем это это исключительно личные ощущения и далеко  не самые  объективные- равно как и творчество  этого человека не вызывает
однозначную реакцию. Одним оно непонятно, другим откровенно претит,третьи относятся к нему с ностальгическим восторгом.
Я отношу себя к четвертым. Фильмы Андрея Салмина вызывают у меня будоражущее
недоумение; как бы проталкиваешь себя к новым формам постижения мира.В принципе это уже знакомо: промелькало вроде в каком-то сне. А может авантюра подсознания: то ли это уже с тобой было, то ли провокация на предстоящее. Салмин создал собственными силами уже несколько законченных по сюжету фильмов: "Фантасмагория сна","Игра в бисер", "Ав-юль", "Цветное одиночество", "Ночной город", "Нэртис". Сначала устраивал просмотры дома, собирая довольно камерную аудиторию близких
друзей, поклонников и единомышленников. Но друзья приводили своих друзей, число
поклонников и друзей росло, число заинтригованных и любопытных тоже. Творческой
мастерской в жилой квартире стало не хватать. Недавно Андрей "перенёс" сеансы в Литературную гостиную ДКиТ ВАЗа.
В какой то степени это и попытка создать в Автозаводском районе свой "Колизей".
Удастся ли это- пока судить трудно, но тем не менее сеансы проводятся,зрительская
аудитория расширяется.Недавно гостями на просмотре в Литературной гостиной стали немцы из Вольфсбурга. Возможно, разнообразие, обновление аудитории обеспечит этим фильмам определённое продвижение. Мне кажется, они достойны успеха, особенно на Западе- родине сложнейших направлений в искусстве- экзистенциализма и постмодернизма. Само по себе замечательно, что в нашем городе могут рождаться эти фильмы.И жаль,что далеко не все о них знают. Фильмы Андрея Салмина- это слайдовый
видеоряд, смонтированный в динамике определённого мироощущения. Их не перескажешь, и писать о них довольно сложно, потому что здесь всё  зависит
от личного восприятия, и каждое новое из них (если это действительно восприятие, а не неприятие) приносит новые размышления. Лично меня в этих фильмах отпугивает нарочитая рафинированность, но привлекает именно побуждение к мысли, настойчивая
потребность самому себе же растолковать многое из увиденного. Этот пересказ не может заменить сами сами фильмы и дать всестороннее представление о них. Мне бы хотелось очень кратким анализом заинтересовать тех, кому близко подобное направление в искусстве. Заинтересовать и сделать зрителями. Самое яркое впечатление на меня произвёл слайдфильм "Игра в бисер". Этот результат совместного творчества Андрея и художника Ирины Анур был завершен в 1990-м году и посвящён Герману Гессе.Зрительское восприятие фильма остаётся противоречивым- от самых восторженных до самых неприязненных оценок. Этот сеанс даже для своих завсегдатаев Андрей проводит редко. В отличии от мелких, приглаженных тонов "Фантасмагории сна" этот фильм вызывает сильное психическое напряжение. Эксцентричная музыка сопровождает сложный сюжет слайдов: эволюция неуловимых форм нашего мира, постепенное структурирование энергии энергии от атомов инфузорий в направлении человеческой души. Я бы назвала этот фильм естественно-научным и философским  одновременно.  Как бы вспугнутое сосредоточие мироздания. Этот испуг постепенно переходит в агрессию, психика начинающейся Земли выражается не только "рассыпанной", как бы разбитой музыкой, но и чёткими световыми границами: резкое сочетание  розового с окровавлено-черным. Глубина этих красок уводит в глубь
мыслей. Восприятие фильма происходит на одном дыхании хаоса музыки и красок. И во всём этом хаосе угадывается определённая чёткость- сумбурное, нервное, но  пронзительно-сильное направление энергии. Плавные линии инфузорий, рассредоточение атомов, вызовов красок-всё в растерянном, нервном намёке на взрыв, на необузданную энергетическую  мощь. Человек начинается.А впрочем- атомы это или... бисер? Внезапная мысль уводит в смысл
фильма. Не игра ли Всевышнего - все это мощное, пугающее структурирование хаоса? Созидая, Бог снисходительно размышляет над своей работой: чего ради? Это изящно собралось, как бисер. Как бисер и рассыплется... На это намекает и философия цвета. Яркие, противоположные краски собраны в гармонию спектра -  начинается
жизнь. Но эта жизнь всё же заведомо разбита внутри пронзительного спектра- как намёк на распад, на вновь предстоящий хаос. Вся утонченная красота, диффузия красок вдруг оформляется в растрёпанное, грязное вороново крыло. На экране- словно обрывки летучих мышей. Растерзанный крик. И тем не менее музыка-хрустальная, хладноизящная, как насмешка Творца над своим  творением. Игра в бисер. Для фильмов Салмина вообще характерно проникновение под оболочку,
в глубинный смысл, казалось бы, обыденных вещей. Разрезанное яблоко. Свеча. Руки. Шум воды. Скрипка. Запах красного. Отдохновение лица и крупная фактура вязки джемпера - как два самостоятельных героя фильма, эмоционально и духовно равнозначных. Постепенно свет переходит на морщины на босых ступнях, отсюда плавно трансформируется в музыку. Это фрагменты уже другого фильма -"Фантасмагория сна". Его настроение более нежное,жизнеутверждающее, чем "Игра в бисер". Фильм помогает приоткрыть  занавес повседневной статики: ночь, натюрморт, человеческий сон. И, приоткрыв, увидеть за ним смысл жизни.
Техническое мастерство достигается новой системой освещения- методом проекционной декорации, который сам по себе не нов и открыт ещё в 20-х годах французским фотохудожником Мэном Рэем.
- В процессе съёмки стали невольно появляться и бутафорские атрибуты,- рассказывает Андрей Салмин. - Западные фотостудии давно имеют своего режиссёра, гримера, художника по костюмам, психолога,оператора. Нас с Ириной пока двое - это уже что-то. А если будет трое, всю работу можно очень далеко продвинуть, сделать гораздо больше, чем мы в состоянии сейчас. Хотя большое количество людей в едином
творческом процессе - уже признак распада.
В этот вечер мы долго беседовали. Разговор - как замедленная съёмка  мыслей. Осторожность в стремлении не свернуть в сторону- от робкого намёка новой формы мироощущения к поиску истины.- В мире все изначально построено на подсознании,- рассказывает Андрей. - И если человек свои сознанием как бы блокирует распоряжение от Бога на обстоятельства, то ничего не получится. Никогда нельзя упреждать события- может начаться страшное, непредсказуемое. Отсюда появляются и диктатуры. А вообще даже творчество самого Творца- в Его бездействии. Действие может вылиться в диссонанс, насилие. Человек, если как следует прислушается к себе, почувствует, сколько ему отведено времени и обстоятельств. Самое главное- считаться с этим, уважать данное тебе Богом. И тогда многое можно достигнуть.
Уставший покалеченный мир по-прежнему остаётся прозрачным. Ночные улицы отдыхают после тысячи выдержанных задень шагов. Ровное, успокоившееся дыхание города сливается с дыханием дождя. И этот пульс не прекращается никогда. Если уловить его и попасть в резонанс, то, наверное, действительно удастся прислушаться к себе по настоящему. И с уважением понять, сколько ещё отведено...
О.Бренер
На снимке: Андрей Салмин и Ирина Анур. Фото О. Капитонова