О том как добиться совершенства
«Меня ты наставляешь, – скажешь ты.
Не потому ли, что ты сам исправился уже
Чрез собственные поучения и мечты,
И ты готов искоренять пороки у мужей?» –
Не так бесчестен я, чтоб суще нездоров,
Лечить других, что познают мытарства.
Я попросту с тобой болею и теперь готов
Советовать для нас различные лекарства.
Впускаю я тебя в заветный мой тайник.
В твоём присутствии я снова повторю,
Меня послушай, я отнюдь не разнолик:
Тут будто я с самим собою говорю.
Себе кричу: «Исчисли годы свои толком –
И постыдись того же для себя желать,
Чего желал, когда ты был ребёнком,
И то же самое себе на старость запасать.
Но ты хотя бы сделай для себя одно,
Пока не грянул тяжкий смертный час:
Пускай твои пороки вылетят в окно,
Пред тем как ты совсем уйдёшь от нас.
Ты откажись от беспокойных наслаждений,
За что приходится так дорого платить:
Они вредны – не только в проявлениях
Грядущих, но и средь давешних бытий.
Как у злодеев, что не пойманы с поличным,
Впоследствии не прекращается тревога,
Так после неги и приятностей нечистых
Раскаяние остаётся у тебя надолго.
В них нет ни верности, ни постоянства:
И те, что не вредят, изрядно мимолётны.
Ты лучше окунись в доступное пространство,
Где благо неизбывно средь водоворота!
Хотя такого блага нет, за вычетом тех благ,
Которые душа в себе самой приобретает.
Одна лишь добродетель даёт нам против зла
Надёжную и стойкую отраду, что без края».
Когда ж удастся нам постигнуть эту радость?
И раньше-то не мешкали, но надо поспешить.
А сделать нужно много, пока седая старость
Не выжгла основание восторженной души.
Тут надобны усердие и честные труды,
Коль хочешь ты чего-нибудь добиться.
Другим твои заботы в общем-то чужды, –
Для этого нужны твои здоровые амбиции.
Непогрешимость духа не возьмёшь взаймы,
Не купишь, ну а если бы она и продавалось,
То покупателей бы не нашлось, ведь мы
За низость заплатить готовы – и немало.
Когда-то жил богач Кальвизий Сабин –
Вольноотпущенник по складу духа и ума.
В блаженстве он настолько был похабен
И получить хотел все блага задарма.
А память у него была такой плохою,
Что забывал он имена Ахилла и Улисса,
Которые давным-давно завоевали Трою,
Тут можно было бы продолжить список.
Никто из номенклаторов так невпопад
Не кланялся аристократам и плебеям
Как Сабин, имена которых просто наугад
Он вымышлял при встрече, жалко блея.
Однако он хотел быть тонким знатоком.
И вот какую он придумал надобную меру:
Купив рабов единожды на рынке дорогом,
Заставил выучить их Гесиода и Гомера.
Чему тут удивляться, это делал он не раз?
Таких рабов на рынке просто не найти,
Их подготовили ему на целевой заказ, –
Так он хотел мыслительно расти.
Собрав всю эту челядь в доме у себя,
Которая у ног его стояла наготове,
Читал с их помощью стихи, гостей губя,
И запинался каждый раз на полуслове.
Сателлий – льстец богатеньких глупцов,
Который перед ними пресмыкался
(видать без этого нельзя, в конце концов!)
Над ними постоянно насмехался.
Когда же Сабин заявил, что каждый раб
Ему – плебею, обошелся во сто тысяч,
Квадрат ответил: «Ты совсем ослаб,
Тебе их надлежало б просто высечь.
А сколько же набитых книжных сундуков
Ты мог бы прикупить себе дешевле!»
Но тот по-прежнему считал и был таков,
Что знания рабов – его багаж издревле.
Так получи же то, что должен я для обихода,
Возьми на вооружение это и прощай:
«Так, бедность, что бытует от природы,
Есть настоящее богатство!», – это знай.
Нередко Эпикур твердил такую мысль,
И зачастую повторял её на новый лад.
Но чтоб понять идеи этой смысл,
Её усваивать обязан неусыпно стар и млад.
И не беда сказать всё это лишний раз,
Коль это не учи, всё мало для основ.
Одним лекарство надо указать подчас,
Других принудить нужно. Будь здоров.
23.04.2020