Лонг-лист для экспертов Лучшее 1 квартал 2020 для

Конкурс Самовыражение 3
ЛОНГ-ЛИСТ
"1 КВАРТАЛ 2020 ЛУЧШЕЕ "для резидентов клуба "Престиж"

СОСТАВ ЖЮРИ:
----------------------------
1. Илья Бестужев
http://stihi.ru/avtor/dekabrist

2. Татьяна Игнатова5
http://stihi.ru/avtor/ignattur

3. Вероника Трунова
http://stihi.ru/avtor/tvm1971

4. Алексей Кузнецов
http://stihi.ru/avtor/ppgrinin



ПРАВИЛА ГОЛОСОВАНИЯ
----------------------------------------------
1 В ЛОНГ-ЛИСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО 17 РАБОТ /БЕЗ ИМЁН АВТОРОВ И БЕЗ ССЫЛОК/. ДАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ВЫБРАНЫ ПО ИТОГАМ ГОЛОСОВАНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА И РАСПОЛОЖЕНЫ В ПРОИЗВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ.

2. КАЖДЫМ ЭКСПЕРТОМ ВЫБИРАЕТСЯ  от 5 до 7 РАБОТ

3. ЦЕНА 1 ГОЛОСА ЭКСПЕРТА РАВНА 10 БАЛЛАМ.

4. СВОЙ ВЫБОР НЕОБХОДИМО ОБОСНОВАТЬ. КРАТКИЕ ОБЗОРЫ ПО ВСЕМ РАБОТАМ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ!

5. ШОРТ-ЛИСТЫ И ОБЗОРЫ НАПРАВЛЯЮТСЯ НА ЭЛ.ПОЧТУ ВЕДУЩЕЙ:

mila.shabalina.ludi@mail.ru

6. СРОК - ДО 30 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА 21:00 МСК.


УВАЖАЕМЫЕ ЭКСПЕРТЫ, ПРОШУ ПРИСТУПИТЬ К ОЦЕНИВАНИЮ НАШИХ РАБОТ:


1. "За туманами прошлого"

За седыми туманами прошлого,
в череде ускользающих лет,
в сонной дымке, однажды, непрошенно,
вдруг всплывёт позабытый рассвет

и полянка у домика старого
со студёной жемчужной росой.
Вспомню деда немного усталого,
как он шёл по лужайке босой,

в стадо гнал нашу Зорьку безрогую,
не спеша возвращался назад,
и у старых берёз за дорогою,
отдыхая, курил самосад.

Ну, а бабушка выйдет и ласково
позовёт: - Дед, уж солнце взошло...
Всё теперь это кажется сказкою -
отзвук детства и наше село.

В поле рожь с васильками припомнится,
буйство трав на лугах у реки,
как неслышно, легко за околицу
уходили в рассвет старики.

***

2. "Неочевидное..."

Снова дождь – наяву, и во сне,
Моросяще-занудный, как правило.
Он в ночИ постучался ко мне
И остался надолго – понравилось!

Да и я без претензий: пускай
Погостит – знать, на что-то надеется!
Предложу моросящему чай –
Может статься, душою согреется.

А потом – пусть скользит за порог,
Не спросив (на прощание!) имени,
В бесконечность размокших дорог,
Да в занудные хляби предзимние.

Пусть идёт, как и шёл – не спеша,
До утра, а, быть может, до вечера...
А душа... Подсогрелась душа –
У дождя она тоже доверчива...

***

3. «Шар и луза»

Устав от забот, повседневного груза,
качусь, словно шарик в бильярдную лузу,
желанье – нырнуть, только смелости нет,
и гложет сомненье – там тьма или свет...

Спокойней и проще вертеться по краю,
без лишнего риска по кругу гоняя,
но скучно нести монотонности крест,
а шаг в неизвестность – безумство и стресс.

Игрок, виртуозно владеющий кием,
наверно, помог бы, но рядом другие
вздыхают тайком – не случилось бы что,
не ведом им риск – «человечки в пальто».

А луза манит неизведанной тайной,
возможно, когда-нибудь прыгнет случайно
в неё потускневший от старости шар.
А там – пустота... слишком долго он ждал.

***

4. "Непогода"

Там, за моим окном, небо насквозь промокло.
Холодно и темно; что-то шуршит по стёклам,
Тусклый фонарь в ночи зябнет под пеленою.
Кажется, ты стучишь?  Ну, погоди, открою.

Водная  карусель...  Кружится дождь в экстазе.
Липнет к ногам кисель жидкой тяжёлой грязи.
Люди спешат домой - мокрые снять одежды.
Где же ты, ангел мой, ставший однажды прежним?

Давит к дивану сплин. Просто сижу, скучаю.
Хочешь, зажгу камин и приготовлю чаю?
Только прошу: поверь, дай мне надежды малость!
Хлопнула гулко дверь… Видимо, показалось.

Весело там дождю – как барабанит в крыши!
Что же, я подожду: Кто же тут  третий - лишний?
Впрочем, твоё «Встречай!» Жду я уже полгода…
В чашке остывший чай, чёрный, как непогода.

Там, за окном моим, ветер срывает листья,
Грусть – мой печальный мим, прячется в шкуре лисьей.
Память за далью лет чьи-то стирает лица…
Дождик, диван и плед… Что-то  опять не спится.

***

5. Средь этой слякотной зимы

Средь этой слякотной зимы с тотальною нехваткой солнца,
С палитрой красок, где одни тоскливо-бурые тона,
Бывает, ночью небосвод морскою синью разольется
И в легкой пене облаков плывет жемчужиной луна.

Ей все едино: хороши дела земные или плохи,
Спокойно спится в городах иль взрывы слышатся опять,
Что предвещает новый день – конец зимы, закат эпохи? –
Ей абсолютно все равно, а нам так трудно угадать.

И только уличные псы, носами чуя перемены,
Стрясают с лап размякший снег и подвывают на луну.
Известно им: настанет день и вызволит весну из плена,
И принесет с собой любовь, а, может, даже не одну.

Пойдет бренчать собачий вальс, кружиться в сумерках овражных,
Свивая простенький мотив из разномастных голосов;
Взойдут жемчужные цветы в лесах таинственных и влажных –
Слышнее всех вселенских бурь неодолимый вечный зов.

Как будет сладок каждый миг – от замирания, до вздоха!
(Исконный ход простых вещей не нами пущен в оборот).
Зима когда-нибудь пройдет. А чем закончится эпоха,
Узнает кто-нибудь другой. Конечно, если доживет.

***

6. "Несыгранные роли"

Ещё одна несыгранная роль
Пробелом заполняет в жизни строчку…
По всей длине пронизывает боль,
В бессмысленной борьбе, поставив точку…
Удача, в руки прыгая сама,
Вдруг перед носом прячется за створки…
И катится бесснежная зима
К весенним дням по календарной горке…

Торжественно, в присутствии родных,
Судьба, совсем не думая о славе,
Без «Масок» и «Софитов» золотых
Давала роли в основном составе:
Сестры, хозяйки, матери, жены.
Судьба была щедра и благосклонна,
Казалось бы уже не так важны
Цветы, аплодисменты и поклоны.

С приходом мамы оживает дом!
Готовится солянка «по-крестьянски»,
Домашние собрались за столом,
И кухню наполняет запах царский!
И нет благословеннее минут!
А время — бесконечное пространство,
Сужается до точки, где так ждут!
И где царят любовь и постоянство!

Когда под вечер все ложатся спать,
Луна качает занавес из шёлка…
Убрав со лба струящуюся прядь,
Она снимает пьесу с книжной полки.
Несыгранные роли наизусть,
Почти не глядя в текст, читает в лицах,
И тенью нерастраченная грусть
Спустилась на затёртые страницы…

***

7. Скажите же зачем...

  (романс)

Так пишется тогда, когда уходит лето,
В осенней желтизне растрачивая власть,
Звучит простой мотив извечного сюжета,
Не позволяя мне в неверии пропасть.

Скажите же зачем на колокольнях звоны?
Далёкий благовест усталостью облит,
Моя любовь ушла в печалью занесённый,
Затерянный в снегах уединённый скит.

Когда откинет ночь свой звёздно-млечный полог,
Испепеляя тьму всесилием зари,
И вдохновенья свет, так призрачно недолог,
Рифмованной строкой со мной заговорит.

И боль в его лучах своё отыщет место,
Гремящей тишины взрывая монолит,
Под куполом тоски стихи взлетают мессой,
Так пишется тогда, когда душа горит...

***

8. "Февральское"

..Хранитель снов, свернувшийся на кресле
Пушистым и разнеженным клубком,
Мурлычет, угнездившись в перекрестье
Ночных теней… И пахнет молоком

Уснувший дом. Теплынь наступит скоро,
Но всюду иней – белой бахромой…
И снеговик скучает у забора,
Застывший в безысходности немой.

Страдальцу жить всего одну неделю –
Подтаял, потерял морковный нос…
И бредит он морозом и метелью,
В бессмертие поверивший всерьёз.

Неведома ему кошачья нега
И ни к чему домашнее тепло…
Грустит мужчина, созданный из снега,
Таращится в оконное стекло.

Природа в ожидании весеннем
Надежды не даёт снеговикам..
А он упрямо верит во спасенье,
Уже почти взлетевший к облакам.

***

9. Когда устал

Уже не верю, что переболит
И будней заполошенный транзит,
Меня заставит написать прощанье.
Уже не манят ни Париж, ни Крит
И зрелость, как последний паразит,
Тебе ехидно скажет: « До свиданья».

А что же дальше? Ноги протянуть,
Безропотно стареть - такая жуть,
Что волком взвоешь, хоть живи в хоромах.
Своих друзей всё чаще провожать,
На молодых кривиться и брюзжать
Свою скрывая немощь в палиндромах

«Лицом к лицу – лица не разглядеть»,
Коль воду ты прошёл, огонь и медь,
Когда устал с похмелья спорить с богом.
Когда себя не можешь ты простить,
Не рвать строки серебряную нить,
Общение, заменяя монологом.

Когда совсем не радует рассвет
И вечера дождливого вельвет,
В подрамнике окна натянут грубо.
Ты просто вспомни поцелуя вкус,
Изгиб бедра пленительный искус,
Слова любви, что тихо шепчут губы.

***

10. Токсичная дама

Одиночество - долгая яма,
одиночество - бездна без дна,
где токсичная хищная дама
нарушает спокойствие сна.
Словно фиговый листик Адама,
словно дёгтем испорченный мёд
изливает токсичная дама
реагентами траченный лёд.
Соль уныло лежит вдоль обочин,
разъедая подсушенный бок;
даже волк, что луной озабочен,
по сравнению с дамой - щенок.
Он по-прежнему воет упрямо,
углубляя тоскливую боль,
он бы впился в токсичную даму,
только будет проигранным бой -
просто дама токсична до жути
и кусаться умеет сама,
по своей отравляющей сути -
это ведьма, вампир и чума.
Обновляя трагедией драму,
грозно скалит зубастую пасть...
Кто не знает токсичную даму,
бездуховную скользкую мразь?
На обрывках душевного хлама,
изнуряющих дряблую плоть,
задержите токсичную даму
и попробуйте даму пороть.
Выбить дурь из токсичного тела
вдруг удастся - и даме конец?
Чернота вновь окрасится белым
и взовьётся счастливый венец!...
Помечтаем под сводами храма,
что разнузданной нечисти нет...
Только снова токсичная дама
с аппетитом вкушает обед,
пожирает и души, и время,
и всё то, что зовём благодать,
и её бесконечное бремя
невозможно никак отогнать.
От вселенского злого бедлама
вероятно, не скрыться нигде,
потому что токсичная дама
подбирается к каждой судьбе.
Изгаляясь, не ведая срама,
громко каркая, как вороньё,
промышляет токсичная дама,
но не каждый боится её...

***

11. "Ёжику в тумане"

Плотный туман… Беспокойство растёт в душе -
Мокро, противно, не видно знакомой тропки:
Чуть зазевался – и ты превращён в мишень,
Храбрый - и тот вдруг становится крайне робким.

Страшно стать ужином чьим-то в чужой норе:
Шепчешь слова из молитвы лесному богу…
Глупенький ёжик, не бойся, ступай бодрей -
Новых друзей обретёшь, и они помогут.

Жизнь - это тоже сплошной затяжной туман:
Верить-не верить? любить-ненавидеть?.. Тайна!
Ощупью-слепо, порою сходя с ума,
Так же, как ты, я ищу свой причал желанный…

***

12. "Небо Белграда"

Милош, ты помнишь небо Белграда,
Как полыхали той ночью зарницы,
Грохот, разрывы зенитных снарядов,
Как защищали мы нашу столицу?

Как налетали, волна за волною,
Стаи стервятников, коршунов НАТО,
Как на пути мы их встали стеною,
Милош, ты помнишь небо Белграда?

Помнишь сирены и гул самолётов,
Пламя кварталов, пожаром объятых,
Ужас полночных воздушных налётов,
Ты не забыл девяносто девятый?

Не пожелтели ещё фотоснимки,
Да и без них мы пока не забыли
Ночь, когда вражеский Стелс-невидимку,
Милош, ты помнишь, всё-таки сбили!

Годы мелькают, летят, словно птицы,
Но не забыть нам с тобой, как когда-то
Мы защищали нашу столицу,
Милош, ты помнишь небо Белграда?!

***

13. Звёздный зонтик

Той самой лучшей новогодней ночью,
устав с друзьями школьными бродить,
меня, тогда мечтательную очень,
ты вдруг решил до дома проводить.
И, замерев от вести долгожданной,
я не могла поднять счастливых глаз...
Ты провожал, любимый и желанный,
меня в тот первый и последний раз.
В тебе была уверенность и сила,
 Манили  к тайне ясные глаза...
"Какие звёзды любишь?" - я спросила,
и ты на яркий зонтик указал.
Меня держал ты за руки, прощаясь,
а я была в волшебном полусне.
И милое, застенчивое счастье,
цветком пушистым расцвело во мне.
Я на тебя смотрела так влюблённо!
Как ты хорош был в юной красоте!
Твой яркий зонтик - Пояс Ориона,
сверкал над нами в звёздной высоте.

Как жаль, что в жизни сказки быть не может...
Едва прошло мерцающих семь дней,
что было сказкой - оказалось ложью.
Или, скорее, выдумкой моей.
И был обычный школьный треугольник.
И объясненье, пылкое до слёз...
Смешно бы было, если бы не больно.
И если б  не по взрослому. Всерьёз.
Соперницы... Мы злобой не пылали,
а лишь, обнявшись, плакали вдвоём
И глупые девчоночьи печали,
наверно, сердце тронули твоё.
Растерянный, печальный, удивлённый,
ты возле нас взволнованно ходил...
Твой звёздный зонтик - Пояс Ориона,
для нас троих задумчиво светил...
Семнадцать лет над миром пролетело.
У каждого из нас судьба своя.
У каждого заботы, дом и дело,
свои надежды и своя семья.
Но каждый помнит дружный класс весёлый
в том, самом лучшем, доме на земле...
И вот мы снова встретились у школы
под звёздами, в морозном феврале.
И было всё вполне определённо:
не те мы стали. Иль, немножко, те?
Твой яркий зонтик - Пояс Ориона.
горел над нами в звёздной высоте.

***

14  рождественское

                Грустно в небо смотреть
         на вокзальной замёрзшей платформе.
                Электрички кричат
         не служебно, а так, для проформы.
                Новогодних огней,
     да красивых игрушек, да вьющихся лент серпантина, –
их на улицах Риги полно, только в память вплывает другая картина…

                Бедной ёлочки нашей
         в конфетных обёртках орешки,
                и картонные вырезки –
              бродят на ветках олешки.
                А звезда из фольги,
     сбережённой старательно с прошлого лета,
словно светит волхвам: мы вас ждём, добирайтесь. Что бродите где-то?

                И пространство поджало
             ностальгии дрожащие лапки.
                Боже мой, неужели
         не дать нам хотя бы вприглядку,
                на секундочку только
     увидеть родных молодыми, к плечу прислониться,
не заметив морщинок на милых смеющихся, праздничных лицах.

***

15. "С Парижем"

«Я прежде всем себя тревожил:
хотел того, мечтал о том...»
не забывал и стол картёжный,
сорвавшись, мог творить дебоши,
и был на светский раут вхожим…
но ныне – в ауте лихом…
А ночь бесчинствует в Париже:
недвижны, странны облака
присели на соседней крыше,
и черный сумрак веки лижет,
и липнет хмарь ко мне бесстыже
с докучной ласкою зверька…
В душе безрадостно и больно:
любви тревожной страшен долг.
морской волной, бегущей вольно
по моря синего раздолью,
хотел бы стать я. Но юдолью
раздавлен ныне… Изнемог…
Я - раб любви в ночи бессонной.
Чтоб вольно жить, я слишком слаб*:
в разгар унылого сезона
с душою, страстью обожжённой,
несчастный узник, полонённый
в гостинице, видений полной,
где пахнет псиной жалкий скарб…
С Парижем стали мы едины:
не просто "с ним" - я в нём, я в нём!
И город мнится мне трясиной,
любовь –не выстраданной,- мнимой.
А я – погасший, нелюбимый,
и не тревожусь ни о чём…

• Аут -психологическое состояние отрешённости, фрустрации.

***

16. "Лирический февраль"

Листая томик чутких снов,
Он флейту сказочную слышал,
Что из прорвавшихся мехов
Стихи лились по белым крышам.

Дворы, бушуя и штормя,
Ватагой двигались с ночлега.
И, словно пенная корма,
Качалась улица под снегом…

Смиряя ветер по-мужски,
Февраль гулял по зимней саге,
Кормил голодных птиц с руки,
Писал - и комкал лист бумаги.

Звенели серебром слова…
Но, как натруженный работник,
Стоял, расправив рукава,
Последний день у подворотни.

***

17. "Любой из нас"

В этот странный лес не ходи один,
Не удержит страх рукоять меча,
Поперёк зимы, вдоль лихих годин
Кровь твоя особенно горяча.

Ты придумал сам неприметный сан,
Ты пошёл один поперёк молвы,
И отдал себя светлым небесам,
И забрал ночлег у седой скалы.

Слаб стал голос твой, ломок волос твой,
Ты не смог опять избежать потерь,
Не кори себя, не воюй с собой,
Не кромсай ножом неприступну дверь.

А потом закат, только твой закат,
Распахнётся ночь миллиардом глаз,
И ты встретишь мир, как сто лет назад,
И полюбишь жизнь, как любой из нас...

ПРОШУ БЫТЬ ОБЪЕКТИВНЫМИ!
ПРИЯТНОГО ПРОЧТЕНИЯ!