Занимательная ботаника

Виктория Черёмухина
Наглядная демонстрация того, как нехорошо жадничать - большой и бесполезный почти апельсин. Их в магазине - всех сортов и мастей, но для своей первой весенней сангрии я немедленно схватила самые преогромные и яркие. Каково же было моё разочарование: толстенная, будто поролоновая, кожурища, а толку-то внутри - тюююю... хорошо, что завалялся старый - тонкокожий и мясистый апельсин - с прошлого похода за фруктами, за что ему большое спасибо, иначе для моего замысла апельсинового сока не хватило бы. Еще одно напоминание о главенстве содержания над формой.

Вселенная закрепляет урок, который я, вероятно, недавно не усвоила до конца в своём «огороде». Когда в террасных горшках то тут, то сям полезли ранней весной красивые резные листочки, я немедленно вообразила, что мне ветром надуло семена какого-то цветка. Ну вылез же самосейкой укроп и базилик, чего б не цветы? Потому что ветра тут зимой дичайшие, могло и правда нанести чего ни только; и ну не могут же сорняки быть такими красивыми!!! Молодая зелень неизвестного растения напоминала рассаду хризантем или астр, действительно было очень похоже, даже мама подтвердила, получив от меня фото. А моя мама знает толк в хризантемах. Я тут же страшно возгордилась, что вот и сажать уже порой не надо, боженька сеет мне в горшки Красоту лично своей рукой. Оставив три самых крепких и здоровых сеянца, я пересадила их в один большой горшок... и в итоге имею три действительно очень красивых сорняка - хорошо удобренных и ухоженных; но похожих уже только на сорняки, и больше ни на что. Вообще они знатно офигели, наверное, от восторга, когда их начали ежедневно поливать да подкармливать роскошным компостом на улиточных и овощных очистках. И подумали, что попали в сорнячий рай при жизни. Посмеявшись над собой, «убивать» сорняки я, однако, не стала - они заслужили право на жизнь, я считаю. Оставила их себе в назидание: не всё то золото, Вика, что блестит. Да и симпатичные они, правда) Пусть будут. Только вот верхушки срезала с летучими, как у одуванчиков, семенами, чтобы не распространялись больше. И верхушки стали частью компоста, которым же и были удобрены. Ой не всё то золото... Вроде я давно взрослая тётя и давно знаю это, а оказывается, иногда всё ещё обманываюсь. Провели меня сорняки.

Помню, как с моей старой подругой Аней рассуждали мы как-то вечером на кухне о лицеприятии - в отношении людей, конечно, а не апельсинов и сорняков. Ох, как давно это было... по моим прикидкам, лет 17 назад. Аня - человек глубоко верующий, но совершенно не занудный, и не пытается запихнуть в тебя свою веру, как (здесь должно было быть неприличное сравнение о нетрезвой девушке, уснувшей на вписке, но ладно). В общем, не навязывает человек своё мировоззрение, но когда общаешься с ней, узнаёшь лучше и видишь жизнерадостность, Свет, тепло, доброту, понимание и даже великодушие, исходящие от неё - невольно начинаешь задумываться: а может, в этом всём что-то есть?))) более того, рядом с таким человеком и самой хочется стать лучше. А на любви вести пространные философские беседы о мироустройстве и людях мы сошлись окончательно. До сих пор продолжаем, но уже реже и по телефону. Прелесть некоторых бесед - в их нескончаемости, так же как прелесть других - в завершении.

Лицеприятие сидит в нас, крепко и глубоко пустив корни, как те сорняки. Да только красивые цветы и тем более плоды оно вряд ли даст. Нас так тянет к красивым, внешне успешным, умеющим произвести впечатление (умным, богатым, фигуристым, сексуальным - список бесконечен, у каждого своё лицеприятие), и часто мы, радостно спотыкаясь, бежим к ним по полю из граблей, по дороге неоднократно получаем в лоб, набиваем шишки, ломаем конечности... и в конце концов падаем в компостную яму. Или даже добегаем, но ковырнув, обнаруживаем лишь красиво раскрашенную и толстую поролоновую кожуру, а под ней - так себе нутро и минимум пользы. Умный на поверку оказывается начисто лишённым эмпатии, красивый - пустым, успешный - беспринципным рвачом... это не всегда, конечно, я о частных (но частых) случаях.

Думала об этом ещё и в связи с цветами плюмерии, она же франжипани. Наверное, многие в тёплых странах видели и нюхали эти волшебно красивые и невероятно ароматные цветы. (На всякий случай фото плюмерии). Их люблю и я, даже послала маме пару черенков. Действительно есть на что посмотреть. Но это для нас. А вот пчёлы... плюмерия, оказывается, приманивает и одурманивает их своим колдовским запахом, и жужжащие труженицы летят на него, надеясь порадоваться нектару... а его-то у плюмерии и нет. Вообще. От слова «совсем». И не было никогда. Так-то. И все эти ароматы - лишь хитрость для того, чтобы её, плюмерию, опылили за просто так, без всякой отдачи с её стороны. Коварство какое, да? Но так уж она устроена, плюмерия эта, и как винить её за то, что она - это она?

Прямо вижу, как разочарованные «отпользованные» пчёлы разлетаются с прекрасного раскидистого дерева, полные переживаний и душевных травм: кто в глубокой депрессии, кто с неверием ко всем на свете цветам, а особенно красивым. В отчаянии некоторые бросаются на ядовитые олеандры, чтобы делать ядовитый же мёд и мстить всему миру, а то и жалят кого ни попадя, совершая таким образом суицид. Но самое удручающее зрелище представляют те особи, что не в силах покинуть вожделенные цветы и никак не теряют надежды - а может, показалось? Может, немного нектара всё же есть? Или вдруг это для других нет, а для меня найдётся? Или сейчас нет, а позже будет, нужно только потерпеть и поверить в это? Поработать над собой и своим отношением к цветам? Такие в итоге погибают сами - от голода. Улететь никак не могут, да и истощены порядком, просто нет сил. И жизни не остаётся тоже, потому что плюмерии благоухать не перестают, а пчёлы верят им вновь и вновь. И не улетают, не улетают, а рядом грустят так и не опылённые честные медоносы, которым не так повезло с ароматом. Кое-кто и летает к медоносам, но лишь для того, чтобы не сдохнуть с голоду, грезя о несбыточном нектаре франжипани, всё время думать об этом... и иногда тайком возвращаться, чтобы разочароваться снова. Трагедия же.

Некоторые идут другим путём - создают группы анонимных обманутых плюмериями, пишут мотивирующие книги, ведут просветительскую деятельность в соседних ульях, оказывают психологическую помощь другим пострадавшим. Кому-то даже везёт - с опаской и замиранием пчелиного сердца они летят на менее красивые, но тоже ароматные, цветы апельсина, и - о чудо! - находят-таки нектар в них. А кто-то внезапно обнаруживает заросли скромного, почти невзрачного, тимьяна, полные ТАКОГО нектара, что мёд получается просто божественным. И единственное, о чём жалеет такая пчела - что был(а) так глуп(а) раньше, увлекшись внешней красотой и лживым запахом. И растворяется в любви к верному и чуткому тимьяну, нежится в заботе и поддержке, немного причитая про себя и сокрушаясь: обожемой, где были мои глаза, все пять? И мёд в таком случае нескончаем, пока смерть не разлучит их.

Такая вот занимательная ботаника и энтомология)) вы понимаете же, да, что я не о пчёлах сейчас?

Но вообще просто хотела изначально про апельсин рассказать; вот вечно я так.

Зы: только не дуйте на воду, обжегшись на молоке. В отдельном горшке у меня, видите ли, рос ещё один предположительный сорняк - совсем другой. И я тоже его оставила, по той же причине - больно листики были хороши. «Сорняк» оказался... дельфиниумом, который я посадила в прошлом году, а он отчего-то так и не взошёл. А вот этой весной решил проснуться, пережив летнюю жару и зимние ураганы с градом. И теперь он метровой высоты, и на нем куча милых бутонов, и уже видно, что, когда распустится, будет он нежно-сиреневым. Это ж чистый Екклесиаст: «время всякой вещи под небом»!; а то некоторые считают, что возиться с растениями - скучное и примитивное занятие. А в нём всё есть на самом деле, и пища от огородничества да садоводства - не только для желудка.

Я точно знаю.