Шаровая школа представляет...

Тэхон
Иллюстрация : с Лёликом, 1979 год, 24 декабря, ячейка 4-5, общежитие ХАИ-10, мой День Рождения отмечаем.
Он же Леонид  Метёлкин.

ШАРОВАЯ ШКОЛА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЛИ КАК МЫ СДАВАЛИ ЗАЧЁТ НА "ШАРУ", КОГДА-ТО ОЧЕНЬ ДАВНО...

Лирическое отступление – первое.

Памятник ШАРЕ видели ?
Знаете, что это такое ? Зачем ? Для чего ? Почему ?

Вижу, -  знаете !
Бывало у вас,- везение подваливало при сдаче контрольных точек, коллоквиумов, курсовых проектов, зачётов, экзаменов и пр.  ?
Бывало…

Учебники, по которым учились, печатались в издательстве «Высшая школа», издававшее научную, а также учебную и учебно-методическую литературу различных уровней (высших, средних специальных и профессионально-технических) учебных заведений.

Подобные рассказы, как говаривали мои однокурсники, Антон Возианов и Сергей Леднев, должны печататься в издательстве «Шаровая школа», для обобщения, изучении и применения студентами на практике для их же блага, бережно храниться и передаваться из поколения в поколение.

Итак, начинаю повествование, о том, как сдавали мы однажды …
Вспомнился такой случай.

Изучали дисциплину в институте «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»,  на третьем курсе, летняя сессия, шестой семестр.
А если точнее, то «Единую систему допусков и посадок СЭВ», применяемую в странах Совета Экономической Взаимопомощи, то есть в лагере социализма.
Кооперация, разделение производства развивалось в нём, и требовалось привести стандартизацию и взаимозаменяемость к единому знаменателю.

Лирическое отступление – второе.

Впервые столкнулся с системой допусков и посадок, когда изучали черчение в школе.
Предмет два года был, седьмой и восьмой класс.
Сначала проекции проходили и чертили, а потом изометрия, аксонометрия сложных  тел и деталей с разрезами и основы машиностроительного черчения.
 
На втором году был освобождён от занятий, так как имел индивидуальное задание от нашего преподавателя физики, черчения и астрономии Владимира Васильевича Здорик.
Кабинет физики в городской политехнической школе № 2 имени Серго Орджоникидзе, «оржанка", как её называли, был шедевром и жемчужиной в те годы.

Кроме  учебников, плакатов, макетов действующих, широко внедрялись аудиовизуальные системы обучения.
Представьте себе обыкновенный кабинет. Представили ?
 
Сидим мы за столами, их три ряда по пять столов в ряд, по три человека за столом. Столы покрыты гетинаксом коричневого цвета. Внизу по полу проходят электрические коммуникации в деревянном желобе, трубы для подвода воды для опытов, система её слива,  на столе под крышками, выводы для подключения постоянного, переменного тока  для производства лабораторных работ.
В качестве стульев – обыкновенные деревянные табуретки.

И наступал час волшебства …
 
Преподаватель  открывал крышку пульта управления на своей кафедре, которая занимала всё место на возвышении, почти от одной до другой стены на всю ширину класса, чтобы всем было лучше видно.
Сзади доска во всю стену с дверью входа в лаборантскую комнату.
Нажатие на волшебную кнопку… 

И происходило нечто. Светонепроницаемые шторы на трёх окнах кабинета, смотанные в рулон, начинали разматываться. Вал приводился в движение электромотором.
Сверху, над  доской, вниз,  начинал опускаться белый экран.
Позади нас, вверх уходила  створка, скрывающая кинопроектор в задних шкафах кабинета.
Он разворачивался из положения боком к экрану в положение показа фильмов. Свет погасал  плавно, как  в городском кинотеатре перед  началом  киносеанса. 
А мы крутили головами, от экрана, к окнам,  к кинопроектору, наблюдая за этой магией торжества человеческого разума под названием «автоматизация процесса обучения».

Наступала темнота, лишь светильник в столе,  где пульт управления всеми  этими чудесами, подсвечивал своим огоньком действия волшебника.
Нажатие на другую кнопку и включался кинопроектор, с уже заряженной в него плёнкой.
Волшебство продолжалось на экране, мы смотрели обучающие фильмы по различным предметам.
Магия заканчивалась, когда всё становилось повседневно-обыденным и возвращалось в исходное положение.

Да  ерунда,  скажете,  вы. В  наш век компьютерных технологий, всевозможных проекторов, обилия фильмов на всевозможных носителях…
И вы будете правы,  но в те далёкие времена это было нечто !
 
Постоянные комиссии, экскурсии из района и области, приезжали посмотреть на это чудо чудное !

А мне выпала честь : претворить  это волшебство в чертежи, передать их на местный завод электросварочного оборудования, где сделают с них копии. Возможно, даже, изготовят действующие подобные устройства для таких же классов.

Работа над чертежами заняла две первых учебных четверти. Воплотил в бумаге всё, как было у нас, не мудрствуя лукаво.

- А какую посадку тут назначишь ? – спросил Владимир Васильевич, когда в очередной раз принёс наброски на бумаге.
В ответ поморгал глазами.
- Тут тугую надо назначить ! – был вердикт для подшипника, который поворачивал установку с кинопроектором на девяносто градусов от своего первоначального положения.

Тогда всё было просто, - по названию посадок можно было судить для чего она применялась : прессовая, горячая, глухая, тугая, напряженная, плотная, скользящая, движение, ходовая, лёгкоходовая, широкоходовая.

Но с вводом стандартов СЭВ, всё поменялось в обозначениях.
Поднимая тему, сообщу, что вопрос решался весьма туго,  - много стандартов, ГОСТов, межотраслевых, межгосударственных документов и стандартов, внедрялось, менялось, совершенствовалось. 
О чём свидетельствуют многочисленные изменения, уточнения в вопросе допусков и посадок в 60-е и 70-е года прошлого века. Проверьте, если хотите, сами.

Предельные отклонения и допуски, устанавливаемые стандартами на допуски и посадки, относятся к деталям, размеры которых определены при нормальной температуре 20 °С.

Плавали различные обозначения допусков и посадок на чертежах.

В соединении двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности соединения.
Если охватывающая и охватываемая поверхности являются круглыми цилиндрическими поверхностями, то соединение называется гладким цилиндрическим.
 
Если охватывающая и охватываемая поверхности образованы двумя параллельными плоскостями каждая, то соединение называется плоским с параллельными плоскостями.
У цилиндрических соединений охватывающая поверхность носит общее название отверстие, а охватываемая - вал.

Названия "отверстие" и "вал" условно применимы также и к другим охватывающим и охватываемым поверхностям.

Продолжим :

Изучаем, учебников нет. Вместо учебника в библиотеке брали вот это, а именно сам «Стандарт» :

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
СТАНДАРТ СЭВ
СТ СЭВ 144-75
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК СЭВ
ПОЛЯ ДОПУСКОВ и РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОСАДКИ

Дали просчитать в системе вала и отверстия какую-то посадку для каждого студента, свой вариант.
Рассчитать калибры под них, там же.

Курсовая работа – лист формата 24 (тогда), на ней в масштабе рисуем прямоугольники в пределах допусков для полученного задания и прочее-прочее.
Разбирающихся мало, практически, единицы.
Однако считать надо, и мы рассчитаем и рисуем на ватмане свои предельные размеры,
 отклонения, калибры рассчитываем : проходной не проходной для системы вала и отверстия.

Предмет идёт зачётом без оценки в диплом.
Читал лекции и проводил занятия с нами преподаватель со второго факультета, моторостроитель, «токари», их специфика.
Валы… отверстия… допуски… предельные отклонения размеров…
Зачёт сдавали в моторном корпусе.

Весенняя сессия.  Всё стало вокруг зелёным. Деревья отцвели в лесочке перед этим корпусом, где оставались железобетонные сооружения и бассейны, от работ по теме «Штамповка взрывом».
 
Время группе назначено на два часа дня в период, так называемой, «зачётной недели».
Перед сдачей зачёта получение допуска к нему на машинах КИСИ-5.

Лирическое отступление – третье.

Машина для  контроля знаний и обучения КИСИ-5 была создана в Казанском инженерно-строительном институте в 1972 году.
Применялась в различных сферах : учебные заведения, ГАИ и им  подобных для обучения и контроля знаний.
 
Представляла собой настольную машину, содержащую десять окон, два ряда по пять на передней панели вопросов, с их подсветкой в момент ответа на него.
Клавиши : «Сброс», «1», «2», «3», «4», «Не знаю», «Оценка» внизу передней панели.

Клавиша «Сброс»  сбрасывала полученные итоги тестирования и зажигала окно с первым вопросом.
Или сбросить и начать процесс сначала, если был неправильно введён ответ на вопрос.

Для ответа на вопрос были клавиши «1», «2», «3», «4», «Не знаю».
Читаем вопрос, ищем правильный ответ и нажимаем клавишу с номером правильного, по вашему мнению, ответа.
Каждому ответу – свой номер. Один из них – правильный.
Клавиша «Не знаю» соответствовала неправильному ответу.
Не помню, чтобы кто-то пользовался ею в нашу бытность.

Клавиша «Оценка» нажималась, когда были внесены в машину ответы на все десять вопросов.
Обычно это делалось в присутствии преподавателя, который давал «Добро» на её нажатие и записывал ваш результат в момент испытания прочности ваших знаний.

При её нажатия между двух окон с вопросами,  высвечивались табло, сверху вниз, с оценками : «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно» или «Неудовлетворительно», в зависимости от количества набранных правильных ответов экзаменуемым.

Два режима  использования  : «Контроль» и «Обучение».

«Контроль»  - проверялись знания в ответах на вопросы в окнах с выставлением оценки по ним.
«Обучение» - машина пропускала только правильные ответы.
Нажатие на клавишу с правильным ответом, переключало табло на следующее окно с вопросом.
«Неправильные» номера вопросов это переключение не осуществляли.

Перевод из режима «Контроль» в «Обучение» осуществлялся поворотом ключа переключения режимов, через отверстие справа на боковой панели внизу, небольшой вал, треугольной формы в сечении, в утопленном отверстии.
Как в замках купе и помещений пассажирских вагонов поездов, только значительно меньше.

Ключ находился у преподавателя ! Да бы... не...

Если нажать на клавишу «Оценка» при повёрнутом на себя ключе переключателя режимов, на передней панели загорятся вопросы, на которые вы ответили неправильно.

Этим же ключом открывался замок передней панели для получения доступа к бланкам, на которых были написаны вопросы и ответы на них.
Правильности ответов соответствовали отверстия по бокам этих бланков.
Отверстия не были видны при закрытой панели.
Они  производили замыкание контактов для накопления информации итоговой оценки.

Бланки можно было менять местами или переворачивать на другую сторону, где также были вопросы с ответами и отверстия для них.
Или производить замену на другие бланки с вопросами.

Дёшево и сердито !

Впервые столкнулись с ними в третьем семестре, на допуске к лабораторным работам по дисциплине «Сопротивление материалов».
Опыт столкновения был несколько печален.
Многие не прошли это испытание и не были допущены.
Повторный допуск через них же и выполнение работ повторно.

Сходил к своему знакомому старшекурснику, с которым на абитуре познакомился.

- Вся соль в ключе ! Он у преподавателей хранится ! А ты сделай себе его сам и всегда носи с собой ! Мало ли, что, допуск получить, зачёт сдать. Всякое бывает ! Вот мой, на связке ключей ! – и показал, сделанный из медной трубки, согнутой г-образно.
 
- На каникулах дома сделал и согруппникам раздал ! А в качестве дублёра можно сделать из колпачка обыкновенной шариковой ручки, -  и рассказал процесс его изготовления.
- Можно сделать из мебельного ключа от платяных шкафов. Тут полёт фантазии должен быть ! Вот мой, небольших размеров и мало заметен, когда машину из режима «Контроль» в «Обучение» переводишь. Перенимай передовой опыт, студент !

 Продолжим :

Приходим, аудитория номер… А там народу !
Третьекурсники второго факультета штурмуют аудиторию со страшной силой.
Отсев большой. Уже четырнадцать часов, но в аудитории полного студентов и когда нами заниматься будут ?
Староста пошёл уточнять время начала зачёта.
- На полчаса сдвижка будет, не успевает преподаватель, - доводит до нас информацию.
А студентов всё пребывает и пребывает ! Не наши.
- Сказали, не занимать очередь ! – мы им.
- Мы раньше занимали, - получаем ответ. И ещё группа, человек семь,  выстраивается возле двери.

Начали в  четвёртом часу.
В класс запустили пятнадцать человек для допуска к зачёту на экзаменационные машины КИСИ-5, по количеству их в аудитории.
Попадаю туда и сажусь в третьем ряду на предпоследнюю машину справа относительно доски.  Отсюда легко контролировать ситуацию в классе и наблюдать за действиями нашего лектора и руководителя практических занятий.

На столе с машиной ручка шариковая с ключом в колпачке, со стороны куда пишущий стержень вставляется.
В кармане пиджака на подстраховке ещё есть : «А вдруг паста закончится !», - горячий резерв.
И ещё одна, обычная, без изысков.

Чертёж в тубусе, «Стандарт» в сумке,  тубус и сумка на полу.

Начали …  Преподаватель ходит по рядам, посматривает, как мы пытаемся отвечать на вопросы.

Определения, термины, вопросы, рисунки, что, как, зачем так, ответы.
Многие формулировки написаны с заменой очерёдности изложения, отличной, что в «Стандарте СЭФ».
Рисковать не будем, доверим судьбу свою в руки ключа. Наш лектор далеко от меня…
Шариковая ручка вставлена в отверстие в правой боковой панели правой рукой. Поворот на себя, лёгкий щелчок внутри и левая рука опускается на клавиши «1», «2», «3» и «4» одновременно.

Клацать по одной  клавише – внимание к себе привлекать только. Тут как на стрельбище в биатлоне, на общем фоне не услышать, кто и сколько «стреляет» сразу.
Зажигается табло со вторым вопросом. Первый проскочил !

Главное не спешить и не торопиться, Спешка тут не нужна. Дисциплина суровая и вопросы такие же.
Повторяем действия наши,- перескакивает на третий вопрос.

Когда перешёл на шестой вопрос, раздаётся возглас :
- У меня готово. Закончил отвечать ! – это Лёлик, сидящий чуть впереди меня на первом ряду столов.
- Иду ! …
Оценка !... Что ? Отлично ? Не может быть ! Сброс !  - машина обнуляет данные, приятным щёлканьем шаговых двигателей и реле, стоящих внутри.
 
- Давайте пройдёмся по вашим вопросам ещё раз !
Дисциплина сложная для понимания, но можно её понять.
Вот те, кто разрабатывал этот стандарт допусков и посадок, знают всё на «Отлично».
Я, как преподаватель, могу утверждать, что знаю на «Хорошо».
А вот студенты…
Смелее, Вы только что получили, отличную оценку, смелее, вы знаете, как разработчик «Стандарта».
У Вас не должно быть трудностей при ответах, если такая оценка получена ! – останавливается возле Леонида, особо не вникая на то, какие клавиши он нажимает при ответах.
 
Наше внимание перенесено тоже туда, и продолжаем сами щелкать ответы на свои вопросы.

Лёлик … Лёлик…
Что же ты так ?
Зачем ?
Тут не побеждает сильнейший и мудрейший, - тут задача проскочить и получить допуск в защите своих расчётов.
Честность тут, может, и ни к чему, в данный момент.
Тут на «шару» просквозить надо. Легко и незаметно.
Да, читал, изучал, что-то понял, каюсь, что не вник до конца и тщательно.
Вот удовлетворил себя и вас. А в жизни, - нас сама жизнь научит, если столкнёмся с этим на пути своём.
Ну, извините уж. Сами рассказываете, что тяжело даётся наука эта.
Троечки вполне хватит, в диплом пойдёт запись «зачтено».
Лёлик … Лёлик …

- Жмите «Оценка»… «Неуд»…  вот ваша настоящая оценка !
Ключом он переключает режим и жмёт на клавишу «Оценка» :
- А вот ваши неправильные ответы… Посмотрите… убедитесь сами,  что, где и как вы допустили… или не до конца разобрались. Или хотите попробовать ещё ? Могу дать попытку ещё раз.

Лёлик под нос бормочет, мол, перегорел, в ожидании сдачи, переклинило.
- Приду сдавать повторно ещё раз !

Фамилию преподаватель не записывает. Он  у нас вёл практические занятия, и лекции всему потоку читал.
Особенности нулевой группы нашего нулевого потока : кто читает, тот и практику ведёт.
- Следующий кто ?
Молчание…

Всё готово. Оставшиеся три или четыре вопроса нажал на клавиши в режиме «Контроль».
Кто-то проходит ещё с оценкой «Удовлетворительно», пропускаю ещё одного – тоже «Уд».
Вот это наша трудовая и проходная оценка сегодня !

- Готов !
- Оценка… Удовлетворительно ! Посмотрим, где ошибки произошли ?  – кто прошёл, записывает фамилии.
- Да !
- Ну, начали хорошо, а вот в финальной части…
Делаю вид, что рассматриваю вопросы :
- Та как-то тоже не очень уютно чувствовал…
 
Хотя зачем сейчас оценки «Хор» и «Отл» ? Лёлик отстрелялся на повторный круг.
Зачем ?
Шара, - она на то и шара. Каждый пришедший, должен сдать и уйти.

Следующий этап защита задания.
Выходя в коридор со своими вещами, замечаю, что он открывает панель моей машины и производит перестановку очерёдности вопросов, чтобы не скинул номера ответов следующему сдающему.
А - не нужны они, он тоже свои ключом заряжен.

Не все получили допуска из группы и последние на машинах оказываются первыми при защите заданий.
А мы  толпимся возле двери. К  ней подходят те, кто не сдал с первого раза с нашего и второго факультетов.
Время – шестой час вечера, народу много набилось.

Экзаменатор наш  открывает двери :
- Ого, сколько вас !

Для нас начался блиц.  Вопросы по формулировкам, вопросы по чертежам :
- Это что, а это что ? А это зачем ? Давайте в системе вала посмотрим на ваш калибр !
Какие размеры в вашем случае предельными будут для непроходного калибра ?
Каков квалитет точности у вас ?
Что у вас : посадка с зазором или с натягом по обозначению СЭФ получилась ?
Что такое отклонение и где оно у вас ?
А что будет, если при обработке  будет брак и действительный размер отверстия будет уменьшен ?
Вопросы… вопросы…
Ответы… ответы…

На чертеже он пишет дату, «Зачтено», расписывается и забирает чертёж.
Отметка в зачётной книжке.

Ещё успеваю сдать свой экземпляр «Стандартов» в библиотеке Главного Корпуса.
Всё ! Сдал – забыл ! Впереди ещё ряд других зачётов.

Лирическое отступление – четвёртое.

Леонид сдал  зачёт со второго раза, но «большой» кровью.
Вопросов было много по заданию его, вспотел,  сильно, как рассказывал сам.

Лирическое отступление – пятое.

Когда в 1988 году удалось вытащить три списанных, но рабочих машины КИСИ-5 из альма-матер через знакомого, что там преподавать остался, приспособил их для принятия зачётов у лётного, курсантского и технического состава.
Вопросы составлял самостоятельно, ковыряя дырки под ответы на боковых сторонах карточек дыроколом по изготовленному шаблону.

Приезжали проверяющие, сборы на базе части проводились,  и смотрели они на это чудо механизации процесса обучения квадратными глазами. Восхищались :
- А взяли где  всё это ? У нас таких нет.
- Личные связи, личным порядком…

Лирическое отступление – шестое.

До эры компьютеров было уже не так далеко.
В 1989 году появился в личном распоряжении супер компьютер «Вектор-06Ц».
Здорово он выручал : в полку 155 самолётов, 6 эскадрилий.
На нём рассчитывал задачи по планированию на год, планы отхода самолётов и двигателей в ремонт, расход топлива, масел, авиационного вооружения, запчастей и т.д. и пр.

Много чего вытворялось на этом «чуде» творения мозга человеческого пришлось.

Спасибо преподавателю Кузнецовой Марии Васильевне, читала нам на первом курсе «Основы программирования и применения вычислительной техники в инженерно-экономических расчётах» и вела практические занятия, обучала программированию на языках ФОРТРАН-4, АЛГОЛ.

Лирическое отступление – седьмое.

Это – совсем другая история.
Как-нибудь расскажу.

Продолжение следует…

«26» апреля 2020 года