Реанимация Фомы

Александр Савченко 2
«Но он сказал им: если не увижу, не поверю... Иисус говорит ему (Фоме): ...блаженны   не   видевшие   и   уверовавшие» (Ин. 20:25, 29).
 «Всё делайте без ропота и сомнения» (Фил. 2:14).

 Наша радость о воскресшем Спасителе не укладывается в узкие рамки сердца, переливается, если можно так выразиться, через край нашей души. Однако, яркое Солнце правды Воскресшего не вызвало радости у Фомы. Его сердце закрыли облака сомнения и тучи неверия. Лучи света Истины пока еще не развеяли этот мрак уныния, отчаяния, безвыходности! Огромный тяжелый камень материализма, скрепленный печатью скептически настроенной науки, был привален к сердцу Фомы. Будучи сенситивной личностью и меланхоликом по темпераменту, Фома видел окружающий мир в серых красках и даже в чёрной траурной рамке. Страдая духовным дальтонизмом, он не ощущал разноцветья христианской Пасхи, как его коллеги – ученики Спасителя.
 
 Христос воскресший открывался им,
 Подверженным депрессиям и бедам:
 Мир становился радужно цветным,
 А у Фомы всё было чёрно-белым.

 Грустя в меланхолической тоске,
 Он утопал в болоте скептицизма.
 Не ведал о воскресшем он Христе,
 И вёл себя бестактно и капризно.

 Он ставку делал не на дух, а плоть,
 И заявлял друзьям ультимативно:
 – Мол, пусть мне лично явится Господь,
 И исцелит сознанье креативно.

 Свет разлагается на семь цветов,
 Когда проходит через сердца призму.
 Наполнит многокрасочный восторг
 Лишь тех, кто не подвержен дальтонизму.

 Чтоб одолеть сомнения Фомы,
 Христос ему явился в теле новом.
 Сегодня Тело Иисуса – мы.
 Мы – Церковь, созданная Божьим Словом!

 Как велика Господня благодать:
 Какие в ней сверкающие краски!
 Дай Бог, без дальтонизма увидать
 Всё разноцветье христианской Пасхи!

 Его имя стало нарицательным, символом сомнения и неверия. С тех пор и поныне, упрекая кого-либо за неверие, говорят с досадой: «Эх ты, Фома!».
 Но, бросая камни в Фому, обратим внимание на себя — не виновны ли мы в том же самом грехе? Увы, мы бываем зачастую хуже Фомы! Кто исчислит сомнения в наших сердцах? Кто из называющих себя верующими верит во время ссоры, лжесвидетельства, что Бог смотрит на него? Нередко, когда священник читает: «Всё возможно верующему» (Мк. 9:23), а слушатели соглашаются с этим теоретически и сомневаются практически, рассуждая: «Ну и ну, чересчур он увлёкся! Далеко нам до того».

 Почему мы ходим «видением, а не верою», доверяем больше видимому миру, и спокойны лишь тогда, когда в кошельках имеются деньги, а в холодильниках — продукты? А коснись нас нужда, испытание — ропщем, ворчим, раздражаемся? Впрочем, смелостью, решительностью Фома может послужить примером для нас. Вспомним тот эпизод: когда другие ученики оробели, он мужественно заявил: «...пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11:16).

 Каковы же причины сомнения и неверия Фомы? Прежде всего, пропуск богослужебного благословенного собрания, на котором присутствовал Иисус. Уважительной ли была причина его отсутствия — неизвестно. Одно ясно: Фома лишился того благословения, которое получили другие. Ведь воскресший Христос не приходит с пустыми руками. Поэтому «не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр. 10:25).

 Далее, поведение самих учеников,— отречение Петра, реплики в адрес женщин-мироносиц когда их слова посчитали пустыми (Лк. 24:11), — оставило след неверия в душе Фомы, дало ему повод сомневаться. К сожалению так случается и с нами: если ведем легкомысленные разговоры, подрываем доверие к священнослужителям и (тем самым лишая себя доверия) мы сеем семена неверия в сердцах ближних, и хуже того — убиваем в них веру.

 Тем не менее, Фома безоговорочно верил Иисусу. И если бы и наше слово было «да — да» и «нет — нет», то, пожалуй, не пришлось бы называть ближнего Фомой. И в то же время Спаситель заслуженно упрекает Фому.

 Сомнение — потеря точки опоры, недоверие Богу и Его Слову: когда знают о Боге, но мало знают Бога. Сомнение может привести в болото пессимизма, довести до отчаяния. Так французский мыслитель Рене Декарт дошел до того, что усомнился в собственном существовании. Из этого болота депрессии он вышел благодаря молнией вспыхнувшей в его сознании мысли: «Я мыслю, следовательно, существую».

 Сомнение — настоящая эпидемическая болезнь, охватывающая иногда большое количество верующих. Слово «сомнение» означает двойное мнение, двоящиеся мысли. Характеризуя патогенез этого заболевания, апостол Иаков пишет: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).
 «Двоящиеся мысли», двойственность в чувствах, в ориентировке является кардинальным симптомом шизофрении, то есть — в переводе с греческого — «расщепления души». И в самом деле, у сомневающегося как бы две души, два сердца, как диагностирует пророк Осия: «Разделилось сердце их...» (Ос. 10:2). Такие удручающие коллизии в мировоззрении ведут к неустойчивой жизненной концепции, «...сомневающийся,— сравнивает Иаков, — подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой...» (Иак. 1:6).

 — Фома, а на что ты жалуешься?..
 Прислушаемся к жалобам Фомы.
 — Мои мысли,— отвечает он,— двоятся в отношении воскресения Иисуса Христа: на самом ли деле Он воскрес или у моих собратьев было расстроенное воображение, галлюцинация? До тех пор, пока своими глазами не увижу   Христа, не поверю!
 Здесь сомнение трансформируется в неверие. Следует заметить, что сомнение — продромальный синдром неверия, говоря языком медицины.
 Двойственность в мнении о Боге, Библии, молитве, загробной жизни нередко, к сожалению, является брешью, через которую проникает атеистическое убеждение.

 «Нет Бога»,— говорят неверующие.
 — Почему вы так думаете?
 — Бога нет,— объясняют они,— потому что мы Его не видим.
 И попробуйте сказать таковым, что у них нет ума или совести,— они, пожалуй, обидятся. А стоит ли говорить? Ведь ум никто не видел, не изучал. Да и мысли наши нельзя разрезать скальпелем, сказать о них, что они имеют цвет или пространственное расположение.

 Вправе ли мы отрицать атомы, протоны, электроны, нейтроны лишь потому, что не видели их, не осязали, и они не вмещаются в рамки нашего понимания? Можно ли отрицать микробы, вирусы потому, что они не видимы для глаза? Конечно, можно. Но что скажет такой скептик, если вирус гриппа потрясает его ознобом, кашлем, насморком? Куда денется его упорство и удальство? И слепой может отрицать солнце, но не будет ли это следствием безумия?!
 Анатомируя неверие, апостол Павел пишет: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих. Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4).

 «Не верим, потому что не видели»... Как можно верить в видимое глазами? Верить резонно только в невидимое и в будущее; а там, где оно становится настоящим и очевидным, сам факт исключает веру как таковую, там вере места нет. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вот почему в вечности возопит горько и самый храбрый, оплакивая свое неверие. Там иллюзии превратятся в прах! Там будет поздно верить! Вот почему Христос заявляет: «...блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).

 Неверие... Беда в том, что сердечная почва неверующего отравленная ядохимикатами безбожия, становится каменистой, бесплодной для Бога. Беда в том, что жизнь прожигается зря, тратится впустую ради низменных удовольствий. Несчастье в том, что раскаяние бывает запоздалым... А в перспективе — вечность, встреча с Тем, над Кем насмехались, Кого бичевали своими грехами.
 Почему же люди всё-таки не верят? «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13:1). «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, но причине их невежества и ожесточения сердца их; Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:18-19).

 Разумеется, грешникам невыгодно существование Бога с Его строгими требованиями. Пытаясь отделаться от назойливых мыслей о будущем, они обманывают самих себя самообольщением, что якобы ни Бога, ни Суда нет. Как страус, спасаясь от врага, они зарывают голову в песок собственных умствований. Неверие не результат непонимания, а следствие непокорности, мятежности, противления сердца. Это опьянение неверием заглушает голос совести, однако от таких ложных иллюзий Бог сам по себе не перестает существовать.

 Одну из своих статей американский психолог Уильям Джеймс озаглавил: «Зависимость веры от воли». Поистине, люди не верят, потому что не хотят верить!
 Неверие — сладкая конфетка в устах, но горькая во чреве. Неверие облекает в траур скорби, каменной стеной отгораживает от общества детей Божьих, делает человека пассивным, обреченным па бездеятельность. В подобном состоянии оказался и Фома.
 Отрицать воскресение Иисуса Христа — значит опровергать всю историю в целом. Воскресение засвидетельствовано во многих исторических документах, авторы которых были враждебно настроены к христианству: в Талмуде, в «Иудейской войне» Иосифа Флавия, в «Жизни двенадцати цезарей» Светония и в произведениях Тацита и Плиния Младшего.

 Исцеление Фомы осуществляется не осязанием (нельзя не учесть и осязательной галлюцинации!),— Христос явил Себя неверующему ученику, как Бог, читающий мысли человеческие. Так некогда Он видел Нафанаила под смоковницей. Так Он осмотрел сердце Самарянки. Таким же образом подошел Он и к сердцу Фомы. Пелена спала с его глаз. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул темпераментный ученик.— «Я знаю, что Искупитель мой жив»,— повторил он слова патриарха Иова (Иов. 19:25). Какое сокровище, какое счастье — вера христианина!

 Портрет апостола Фомы…
 Попавший в сети скептицизма,
 Ещё точней, в объятья тьмы,
 Он стал вести себя капризно,
 И доводил друзей до слёз,
 Когда твердил им истерично:
 «Не верю, что воскрес Христос,
 Пока с Ним не увижусь лично!
 Пусть Он мне даст какой-то знак,
 Чтоб я поверил в это ныне…»
 В душе Фомы сгустился мрак,
 Преобразившийся в унынье.
 В тиски жестокие тоски
 Попали голова и сердце,
 Боль сжала обручем виски.
 И горько от её соседства.

 Бывает горе от ума,
 И потому категорично
 Мысль формулировал Фома:
 «Хочу Христа увидеть лично!»
 Он прав, что Господа искал,
 Когда в сомнение попал он.
 Пока Христа не встретил Савл,
 Не стал апостолом он Павлом.

 Когда же в качестве Врача
 Спаситель посетил больного,
 «Господь и Бог мой!» – закричал
 Фома уверовавший снова.
 Он понял, что Христос – не плод
 Каких-то зрительных иллюзий.
 Он – Божьей истины оплот!
 И это знать должны все люди.

 Преодолевший скорби шок,
 И утверждённый в вере больше,
 Апостол в Индию пошёл,
 Где был казнён за Слово Божье.
 И церковь имени Фомы
 Построена в стране индусов.
 Христос выводит дух из тьмы
 Там, где преобладают чувства.

 Живуч «фомизм» и скептицизм,
 Чреватый гибелью и адом.
 «Коль Ты воскрес, то мне явись!»
 Он ставит Богу ультиматум.
 Предвосхищая наш вопрос,
 Как много раз Он это делал,
 Даёт нам осязать Христос
 Своё прославленное Тело.

 Люди хотят видеть Бога!.. Придёт время, «и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Отк. 1:7).
 Люди хотят осязать Бога!.. В определенное время они ощутят Его карающую десницу. Неверующие хотят слышать Бога!.. В день Страшного Суда услышат они: «...отойдите от Меня, делающие беззаконие»  (Мф. 7:23).

 Как слепо люди ненавидят,
 И как случайно страстью дышат.
 Имеют очи — и не видят,
 Имеют уши — и не слышат!
 (Владимир Сергеевич Соловьев)

 Слепой  Фома

 Заявил друзьям Фома:
 Не доходит до ума,
 Как Учитель мой воскрес,
 Претерпев Голгофский крест?!
 Иисус ему сказал:
 – Ограничены глаза,
 Не способны видеть дух,
 В это верить надо, друг!
 Я хочу скептичных Фом
 Вразумить своим стихом.
 Мысли наши и любовь
 Не фиксирует прибор!
 Да и твоего ума
 Не объять глазам, Фома.
 Не доступно голове
 Очень многое, поверь!
 Верой – зрением души –
 Видеть вечность поспеши!

 Возьми, Фома сомневающийся, в руки компас веры, ведущей в жизнь вечную, «и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27)!
 
  Фома

 Он пропустил воскресное собрание,
 Куда Христос принёс благословенье.
 И вот теперь сомнением израненный,
 Всем возражал: «Не видел – и не верю!»

 Ему сказали: «Мы видали Господа,
 Христос воскрес! Победно встал из гроба!
 Следы страдания с креста Голгофского
 Он показал нам на руках и рёбрах».

 Фома на том собрании отсутствовал,
 И усомнился в обещаньях Бога...
 И вот увидел снова Иисуса он –
 Учителя воскресшего, живого!

 То был не призрак, не галлюцинация.
 Фома ожил, наполнясь с неба светом.
 Он пережил в душе реанимацию,
 Свой грех в молитве к Богу исповедав.

 – Мир вам! – опять звучат слова знакомые.
 Вот Иисус, свершивший подвиг крестный.
 Фома воскрес. И все, кто были «Фомами»,
 Христа увидев верой, совоскресли!

 Фома воскрес, воспрянул от уныния.
 Свет Солнца правды засиял в нём ярче.
 А Иисус Христос – вчера и ныне Он –
 Один и Тот же Врач для душ скорбящих.

 – Господь мой, Бог мой! Трудно интонацию
 Нам передать надежды и восторга...
 Идёт духовная реанимация
 Людских сердец, уверовавших в Бога.

 Блаженны те, которые не видели
 Того, во что поверили сердечно.
 Фома пошёл обрадованный в Индию,
 Провозглашая слово правды вечной.

 Своею смертью, почести достойною,
 Запечатлевшей проповедь в стране той,
 Фома вошел в церковную историю,
 Как венценосный мученик планеты.

 Блаженны вы, хоть многое не видели.
 Но осязая Церковь – Его Тело –
 Скажите так: «Христос воскрес действительно!
 Он всё для нашего спасенья сделал!»

 Христос воскрес! Над смертью Им одержана
 Святая триумфальная победа!
 Хвалу за то, что белыми одеждами
 Нас обеспечил Он, одетый в ризы света!