Одуванчик

Жанна Конышева
/Аутизм или мир не такой страшный, каким его рисуют/

         История, которую вы сейчас услышите, основана на реальных событиях.
Все персонажи – реальные люди. По этическим соображениям имя ребёнка изменено.

                Зарисовка «ЗНАКОМСТВО»
         Все началось 8 лет назад с телефонного звонка. Звонила женщина. Говорила много, быстро, взволнованно. Из разговора стало понятно: мы с ней были знакомы в детстве (учились в одной школе). Меня рекомендовали как специалиста, который поможет. У нее очень сложный ребёнок и он не разговаривает.
        - Я вас поняла. Мальчик? Сколько лет? 2.5 года. Мне нужно видеть ребёнка. До встречи через три дня.
         На следующий день возвращаюсь с работы. На улице поздняя весна. Тепло. Я в красном плаще. По дорожке навстречу идет мама, около нее малыш, выглядит как-то отстраненно, то и дело, останавливаясь и срывая травинки, поднимая веточки.
         Узнаю. Да, говорили вчера по телефону. Мама останавливается и начинает говорить, что-то вроде: «А вот и мы!» Вижу, волнуется.
         Присаживаюсь на корточки. Протягиваю ребенку руку.
- Ах, вот он наш замечательный мальчик! Привет!
         Ребенок не проявляет ни малейшего интереса. Взгляд отстраненный. Движется хаотично. Поднимает очередную веточку. Трясет и размахивает ей без остановки. Действия повторяются. Наблюдаю. Малыш интересный. Не похож на своих сверстников движениями, мимикой. Внешне какой-то воздушный и беззащитный. Волосики – нет, не русые, не пшеничные. Белые, белые, как у ангелочка на картинках или – одуванчика.
         Отвлекаю свое внимание от ребенка. Еще несколько слов с мамой.
         И, вдруг! Мальчик срывает одуванчик и подбегает ко мне, протягивает. Я улыбаюсь и собираюсь взять. Малыш не дожидается, раскрывает пальчики и отстраняется. Успеваю не уронить одуванчик. И вижу, у мамы слезы. Говорит: «Вы первый человек, к кому он подошел сам».
         Вот он – мой маленький Одуванчик!

                Зарисовка «ЗАНЯТИЯ»
         Занятия начались сразу. Встречались регулярно. Это важно!
         Мне определили место за детским столиком. «Одуванчик»  напротив, на своем стульчике, я – на своем (всегда – одинаково). Позже мальчик сам стал готовить место для себя и меня. Всегда в одно и то же время.
         Прихожу. Ребенок лежит на полу. В руках все та же веточка или трубочка для коктейля, либо шнурок. И всегда одни и те же движения: трясет предметом перед глазами, как завороженный и ни что не может отвлечь его от этого занятия.
         Мама говорит: «Ничего не можем сделать. Если забираем из рук, начинает истерику». Отвечаю: «Действуем мягко. Не отдает, не трогайте. Попробуйте привлечь внимание так, чтобы использовать действие с веточкой. Аккуратно возьмите за ту руку, которой держит веточку и начните производить не хаотичные действия, а например, вверх – вниз под счет или с коротким стихотворением».
         Объясняю маме, предмет - «трясучка» нужен ребенку. С его помощью он снимает внутреннее напряжение, успокаивает, если, что-то идет не так. Для Одуванчика «НЕ ТАК» - посторонний предмет, приход человека, изменение привычного положения предметов и игрушек. Все, что угодно для него может быт «НЕ ТАК». Позже, когда Одуванчик заговорил, он назвал эти предметы «ХОМУТ». Почему? - Остается загадкой и по сей день.
         Отвлекусь. Не преследую цель рассказать обо всех методических приемах и содержании занятий. Лишь, расставлю акценты, на которые, можно обратить внимание родителям и педагогам.
         К вопросу о занятиях на дистанте.
         Каждую, каждую нашу реальную встречу. Вот уже 8 лет подряд. Мой дорогой Одуванчик встречает меня одним и тем же ритуалом, он обнюхивает меня. Раньше – явно. Теперь – почти незаметно. Новые духи – это то, что тоже может быть для него «НЕ ТАК». От того, как я выгляжу, контакт на занятии может состояться, а может - и нет.
         Всегда готовлю материал и тщательно продумываю встречу.
         НО! Мой «Одуванчик» не предсказуем. Куда подует ветер - ни кто не знает. По началу все, что могла принести в своей «волшебной» сумке («волшебной» - для меня), для мальчика могло не представлять ни малейшего интереса. Всегда иду от него. Зацепил взгляд на линейке, начинаем играть и работать с линейкой, птичье перышко – значит, играем с ним.
         В любой момент занятия вдруг может начать  трясти головой, долго хлопать в ладоши, бегать по одной и той же траектории: устал, нервничает, беспокоится.
         Действую по ситуации. Встаю сзади ребенка, аккуратно обнимаю, если позволяет, прижимаю к себе, глажу воротниковую зону, либо лоб. Продолжаю приемами «рука в руки», не отпуская, аккуратно придерживая. Таким образом, успокаиваю. Продолжаем.


                Зарисовка  «РЕЧЬ»
         Мама: «Нам уже 3 года. Он все понимает. Но молчит. Огромный интерес проявляет к книгам. Ну, когда, когда же сын заговорит!?»
         Отвечаю: «Терпение. Максимальное терпение и внимание. Делаем все, чтобы дать толчок, «запустить механизм»».      
         Традиционные приемы в нетрадиционных условиях. Научились дуть через трубочку в стакан с водой и пить через трубочку сок. То, что у других детей получается естественно и легко, Одуванчику дается с большим трудом, месяцы и годы.
          Научились пить через трубочку и вот счастье. Звонит мама, радости нет предела: «Он поцеловал меня! Представляете! Вытянул губки и поцеловал».
           Когда Одуванчику исполнилось 4 года, семья собралась на море. Ребенок все еще не говорит. Даю рекомендации маме: «Не спешить. Внимательно наблюдать за ребенком. Все закрепленные навыки постараться перенести в новые условия.  Режим и ритуалы сохранять. Море должно дать толчок. Но! Не испугайте. Сначала, наблюдайте за реакциями, привыкайте».
          Удивительная связь у нас с Одуванчиком. Они уезжают на море. У меня отпуск. Отдыхаю. В какую-то ночь вижу сон «Мой мальчик заговорил». На утро раздается звонок, взволнованный голос мамы: «МЫ ЗАГОВОРИЛИ!»
         Заговорили! Супер! Но, как заговорили?!
Ребенок сразу начал цитировать все книги, которые читали раньше.
«Дядю Степу», а позже и «Филипка» ребенок пересказывает наизусть, дословно, с паузами так, как ему читали взрослые.
         Поговорить о прочитанном – сложнейшая задача и по сей день. При отличном механическом запоминании, построить диалог сложно.
         Объясняю маме: «Основная функции речи – коммуникативная. Речь нужна нам, чтобы общаться».   
          У ребенка с ранним детским аутизмом, с расстройствами аутистического спектра  нарушение коммуникации, общения – это суть нарушения.
          Моему дорогому Одуванчику уже 10 лет. Он учится в общеобразовательной школе, в очно-заочной форме. Учится в музыкальной школе, по классу аккордеона. Его мама и папа, вся его семья вкладывают все свои силы, всю свою энергию всю свою любовь в ребенка.
         Сейчас в изоляции мы давно не видели друг друга. Но пару недель назад, его мама позвонила мне и попросила с ним поговорить, потому что ребенок хочет сам.
-  Привет, тетя Жанна! Я возьму тебя с собой в поездку. Собирайся!
- Привет, мой дорогой, мальчик! Скоро мы увидимся и все обсудим! Хорошо?
-  Да. Хорошо.
Мама: «Он уже отдал  трубку. И дальше разговора не будет сегодня». И я это знаю. Но на душе тепло и день начинается с хорошего настроения.




           Зарисовка  «ФАЙЛЫ, КОТОРЫЕ НУЖНО СЛОЖИТЬ ВЗРОСЛЫМ»
-   Ребенок с РДА живет в своем мире. И это нужно понять и принять.
-    Нужно научить его понимать, а главное – чувствовать, что мир не такой страшный, как он себе его видит.
-   Стереотипы и ритуалы в поведении помогают ему «обезопасить» себя, снять внутреннее напряжение. Нужно использовать ритуальные моменты для организации жизни ребенка.

Отступление для примера:
         Мама говорит: «Представляете. Я дала ему деньги и попросила купит хлеб! Он не смог».
         Объясняю: «Нужна система, опора на стереотип и последовательность. Сначала договоритесь с продавцом в ближайшем маленьком киоске (в небольшом городе – это возможно), что подойдет вот этот мальчик и попросит продать хлеб. Без лишних вопросов, продайте ему хлеб, пожалуйста. Мама должна стоять и наблюдать, быть рядом. Когда – это закрепится, через день или два, неделю или месяц. Следующий этап – мама ждет сына около магазина с той же задачей. Дальше – около подъезда. И так далее. Терпеливо и много-много раз».
-    Всегда идти не от книги к ребенку, а наоборот. От ребенка, его потребностей и возможностей.
         И главное! Его нужно просто ЛЮБИТЬ. Всем: родителям, педагогам. Нужно учить людей, принимать друг друга и любить. Любить БЕЗУСЛОВНО. Не за его хорошие поступки, достижения  и успехи. А просто за то, что он есть.