Записки

Елена Фоменкова
О свободе.

Свобода – это внутренний простор, мера независимости человека от собственной природы и внешнего мира. Понимание свободы напрямую связано с ответом на вопрос – в чем смысл жизни.
Мир наш крайне несовершен, в нем есть грех и зло, происходят столкновения множества «Я», а природа и общество имеют свои законы существования и развития. Свобода во внешнем мире относительна, и весьма слабо зависит от пожеланий и воли индивида. Истинная же свобода – это понятие, относящееся к сфере духа, она есть выражение духовной составляющей личности, и значит, находится внутри нас. Этой свободы надлежит достигать – путем победы над злом в себе через усилия жить по заповедям Бога.
Видимый мир, хотя и прекрасен как творение, но он текуч, преходящ, изменяем, непрочен, полон искушений и греха, страданий, а физическое бытие в нем оканчивается смертью. Значит, в нем нет и не может быть абсолютного смысла – не в физической жизни на ужасающе краткий срок заключается главное для человека. Бог – вечен, неизменен, душа человека, носящая в себе образ Божий, вечна дыханием Божиим, следовательно, истинное наше бытие в мире невидимом. Всё сокровище человека – в его сердце, которое наполняется Богом, дышит и живет Им. Земная жизнь – это собирание духовной сокровищницы сердца, это обогащение человека Богом.
Все, происходящее во вне, должно переплавиться в плавильне наших душ. То, что именно остается внутри нас от событий жизни – хороших, тяжелых, трагических, злое и доброе – зависит от вещества души, от устройства ее «плавильни». Душа с благим веществом обратит встречающееся в добрый плод. Наши восприятие, воля, понимание конечного смысла жизни, внутренняя (трудная) работа, усилия к добру в Боге – делают сердце благоплодоносным. Здесь, в этом акте внутреннего напряжения – наша настоящая и насущная свобода. Это свобода внутренней жизни, в которой личность делает себя независимой от страстей и порабощенности злу, освобождается от липких лап похоти и влияний окружающего мира. Человек несвободен и находится в катастрофическом положении, если его внутреннее состояние определяется преимущественно внешним, если жизнь берет его в «капкан» и тянет к гибели души и тела.


О любви.

Любовь связана с таким неотъемлемым свойством человеческого существа как потребность пребывать в общении: с Творцом, с людьми, с природой. Подлинное общение – это общение любви, потому что означает сосредоточенность на другом, который вне моего «Я». Для общения нужна открытость, готовность пойти на риск оказаться уязвленным, а также доверие миру. В гордостном замыкании на себе, эгоизме, поставлении себя в центр мироздания обретаются лишь мучения, ибо по замыслу Бога человек – не закрытая монада, а существо, призванное к совершенствованию в любви, которая соединяет с Богом и уподобляет Ему. Любовь расширяет и восполняет бытие человека, а без этого он чувствует пустоту бытия, ущербность себя, испытывает бессмысленность жизни, одиночество и несчастье. Любовь связывает глубочайшую основу и центр личности – сердце – с сердцем другого человека; только ею можно проникнуть в храмину духа – душу.
Любовь существует (если так позволительно сказать) в двух ипостасях: как состояние и как энергия. Как состояние любовь – это совокупность совершенства (Кол. 3:14): благие качества души. Но этого недостаточно: любовь нуждается в воплощении, и здесь она являет себя как мощная энергия. Любящий не может быть пассивен, пассивность – признак теплохладности, безразличия, показатель духовной спячки. Любовь же – всегда деятельна, активна – и духовно, и на уровне поступков; любовь пылает, жаждет согреть собою мир, побуждает к подвигу, дает силу самоотречению и самопожертвованию.


О творчестве.

Творчество – это создание небывшего, отмеченное уникальностью творящей личности. Или, можно сказать, это преобразование данности путем ее прохождения через персону. Творчество всегда личностно – исходит из неповторимой сущности конкретного человека. Оно основано на уже известных знаниях, опыте, но благодаря внутренней работе личности все это переплавляется в новое, небывшее ранее. Так личность оставляет свой отпечаток на созданном, следовательно, творчество можно считать формой продления земной жизни человека во времени. Когда уходит человек, на Земле остается то, что он сотворил. 

Способность творить – дар Бога человеку, данный для прославления Творца и для  служения другим людям. Таким образом, через творчество также может и должна исполняться двуединая заповедь о любви к Богу и ближнему. Есть здесь и проявление здоровой любви к себе: творческий акт служит раскрытию красоты и многогранности личности. Конечно, возможно и обратное: когда нравственный вектор человека направлен на зло, таланты и способности «помогают» его делать.

Сущность творчества выражается в пронизанности его духом творящего. Нет творчества там, где нет личности.