Четвертая дочь Ярослава Мудрого

Светлана Бестужева-Лада
В мировой генеалогии супругу английского короля Эдуарда Изгнанника (1016-1057) иногда называют Агатой (Агафьей) Киевской. Хотя ее происхождение, как и годы жизни, по сей день остаются загадкой, множество фактов указывает на то, что эта королева не только состояла в родстве со множеством знатнейших домов Европы, но и приходилась законной дочерью киевскому князю Ярославу Мудрому. Есть один неоспоримый факт, о котором будет сказано в самом конце эссе, что бы там ни писали во всевозможных исторических трактатах.

...Сложный клубок сплетений судеб и интриг. Несколько исторических и генеалогических линий переплелись воедино вокруг одной судьбы. Десятки монархов и выдающихся людей своего времени объединены вокруг одной женщины и ее семьи. Киевская Русь времен Ярослава и Ярославичей была настоящим центром пересечения интересов разных государств и их властителей. Киев был интегрирован в общеевропейский контекст и играл в нем важную роль. Иногда даже второстепенные - с точки зрения нашей, отечественной истории - фигуры оказывали величайшее влияние на историю Европы.
Источниками англосаксонского происхождения, относящимися приблизительно к той эпохе, мы не располагаем. Причина вполне очевидна: в течение первых двух столетий своего обитания в Британии германские народы не знали письменности. Поэтому ранний этап их судьбы здесь возможно увидеть только глазами враждебных им бриттов и плохо информированных иноземцев, а также обратившись к их собственным позднейшим преданиям. Вплоть до VI в. обоснованные догадки вынужденно преобладают над историей.
Гипотеза о киевском происхождении Агаты подтверждается ономастическими аргументами. Греческое имя Агата (Агафья) впервые появилось у представителей Македонской династии императоров Византии. Позднее оно нашло достаточно широкое распространение среди княгинь династии Рюриковичей. Правящие королевские дома Европы того времени такого женского имени просто не знали, поэтому в летописях сплошь и рядом именовали Агату по своему усмотрению – Эммой, Элеонорой, Гитой и даже Гризельдой.
Отсутствие упоминаний об Агате в древнерусских источниках вовсе не является аргументом, доказывающим, что у Ярослава Мудрого не было такой дочери. О трёх его дочерях - Анне, Анастасии и Елизавете, историки тоже знают исключительно из иностранных источников, причем крайне мало. Годы их рождения определены очень условно, более того, даже их имена (кроме королевы Франции, Анны Ярославны) - не достоверны.
Например, Анастасия названа по имени только в одном источнике XV века, в хрониках своего времени она фигурирует как «дочь князя Руси». Елизавета (супруга норвежского короля Харальда III Сигурдарсона) почти наверняка не была Елизаветой - в Древней Руси вплоть до XIV века это женское имя в хрониках нигде не зафиксировано ни разу.
Скорее всего, она носила славянское имя Олисава, в Норвегии превратившееся в "Эллисив" (именно под этим именем она фигурирует в норвежских документах). Кстати, согласно сопоставлению приблизительной даты замужества Агаты и годам рождения её детей можно предположить, что она была второй по старшинству дочерью Ярослава Мудрого.
Анна была у историков популярнее других сестер исключительно из-за своего скандального второго брака. Впрочем, сыграло свою роль, что она около десяти лет была регентшей при своем старшем сыне короле Филиппе (первого этого имени не только во Франции, но и в Европе вообще).
В отличие от других сестер, Агате не слишком повезло в замужестве. Даже при бесконечных войнах и межусобицах, происходивших в то время в Европе, по сравнению с Альбионом она была тихим местом. Англия тех времен все еще состояла из семи (если не десяти) независимых королевств, да к тому же терпела непрерывные набеги викингов (так называемых данов), превращавшихся во вполне полноценные войны.
Супруг Агаты, Эдуард Изгнанник родился как раз в один из таких периодов массированного датского вторжения в англосаксонское королевство. Он был сыном короля Англии из Уэссекской династии, правившей условно объединённой Англией с 871 года, Эдмунда II Железнобокого (примерно 990-1016), который возглавлял королевство всего лишь 6 месяцев  и, однако, за столь короткое время успел выиграть три битвы с датчанами.
К сожалению, после гибели Эдмунда все его победы завершились полным завоеванием Англии датскими викингами.
Датским король Канут провозгласил себя королем Англии, а вдову Эдмунда и двоих ее малолетних детей, Эдмунда и Эдуарда, отправил в качестве заложников в Данию, на родину победителей. Однако сторонники англосаксонской династии сумели тайно увезти юных принцев… в Ладогу, где посадником (ярлом) был Регнвальд Ульвсон, родственник шведской принцессы Ингегерды (Ирины), жены Ярослава Мудрого, а оттуда - в Киев.
Почти детективная история, подробности которой нам, увы, недоступны.
Согласно данным из различных источников, Эдуард Изгнанник находился в Киеве примерно в 1038-1046 годах, и тогда же он «взял в жёны девушку из местного знатного рода», причём его тестем стал «русский король». Надо полагать, что королем именовали князя Ярослава, а жениться Эдуард мог только на его загадочной четвертой дочери – остальные были уже пристроены в королевские дома Европы и Скандинавии.
Хотя именно здесь и возникает путаница. Русские летописи ничего не говорят об Агате. Они упоминают о трех дочерях Ярослава - Анне, ставшей супругой короля Франции Генриха I, Елизавете, вышедшей замуж за норвежского короля Харальда Сурового, и Анастасии, ставшей женой венгерского короля Андраша.
Оппоненты говорят о том, что Агата - имя явно византийское и, скорее всего, она была дочерью Владимира Святого и византийской царевны Анны. То есть Агата была сестрой Ярослава и дочерью князя Владимира. Но о ней ни слова нет в исторических документах того времени.
А вот византийская царевна Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы и его брата-соправителя Константина VIII. Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.
Как бы там ни было, но Агата выросла в Киеве и происходила из великокняжеского рода. По обыкновению тех времен, она получила неплохое образование. Разветвленная система родственных отношений с братьями, сестрами, тетями и дядями давала ей возможность получать информацию и быть в курсе всех европейских событий. Для изгнанника Эдуарда подобного рода брак был настоящим счастьем.
Абсолютно достоверно известно, что в 1046 году Эдуард сопровождал венгерского короля Андраша I в его поездке из Киева в Венгрию, после чего остался вместе с семьёй при дворе последнего. Известные европейские хронисты того времени уверенно пишут, что Агата была родной сестрой жены короля Венгрии. А тот факт, что женой Андраша I была киевская княжна Анастасия Ярославна, давно документально зафиксирован.
Десять с лишним лет семья английского короля-изгнанника провела в Европе – не только в Венгрии, но и в Польше, и во множестве германских государств. Но именно в Венгрии, прошла значительная часть жизни Агаты и Эдуарда Изгнанника. Андраш оказывал им королевские почести и держал на положении почетных гостей. При этом Агата вела оживленную переписку с коронованными родственниками, пытаясь вернуть для своего мужа английский престол.
На некотором этапе - после смерти Канута Великого в 1035 году - казалось, что существует возможность создать Антидатскую лигу. Но дело осложнялось тем, что Канут, завоевав Англию, женился на вдове законного короля - Этельреда Неразумного, дедушки Эдуарда - Эмме Нормандской и таким образом из узурпатора превратился в законного правителя. Эмма сделала все, чтобы ее внук Эдуард не смог стать королем, а власть перешла к ее сыну Хардекнуду, но принц скончался в младенчестве.
Поскольку у него не было (и не могло быть) детей, власть снова вернулась к представителям Уэссекской династии - новым королем Англии был избран дядя Эдуарда Изгнанника, Эдуард Исповедник.
Новый король не питал сыновних чувств к матери, которая практически отказалась от него, найдя счастье в объятиях Канута. Эдуард Исповедник на протяжении 25 лет воспитывался в Нормандии и не появлялся в Англии. Взойдя на трон, он обвинил свою мать в заговоре против него и приказал заточить Эмму Нормандскую в тюрьму, где она скончалась спустя девять лет и была похоронена с королевскими почестями в Вестминстерском аббатстве.
Кстати, благочестие Эдуарда заставило его осуществить один строительный проект, наиболее амбициозный из всех, которые до тех пор предпринимались в Англии. Около 1050 г. он начал перестраивать старую монастырскую церковь в Вестминстере в собор, достойный английских монархов. В Англии архитектура захирела, зато в Нормандии последние сорок лет она развивалась с поразительным успехом.
Поэтому для Вестминстерского аббатства Эдуард, естественно, обратился к нормандским архитекторам, хотя, когда новый собор был построен, он отличался великолепием и новизной даже по их меркам, чем, возможно, был обязан также и английским традициям в декоративном искусстве.
Есть какая-то ирония в том, что последний величественный памятник королевскому дому Уэссекса был плодом в основном нормандской культуры.
Только после смерти Эммы Эдуард Изгнанник с супругой смогли вернуться в Англию по приглашению своего родного дяди, короля Англии (и тёзки), Эдуарда Исповедника (1003-1066). У супругов было уже трое детей: две дочери – Маргарита и Кристина, и сын Эдгар Этелинг.
Дядя принца-изгоя, Эдуард Исповедник, был человеком набожным, всячески содействовал монастырям и распространению христианства, за что получил свое прозвище, а позже был канонизирован.
Зять Ярослава Мудрого на тот момент был единственным прямым законным наследником бездетного дядюшки, что совершенно не устраивало других претендентов на корону Англии, имевших на нее гораздо меньше прав. Поэтому не удивительно, что племянник короля скончался спустя всего несколько недель после прибытия на родину. Никто не сомневался, что 40-летний принц был отравлен - его внезапное появление мешало слишком многим честолюбцам.
Овдовевшая Агата Киевская с тремя своими детьми - дочерьми Кристиной, Маргаритой, и единственным сыном, осталась в Англии. Король Эдуард, безусловно, обеспечил материально семью своего умершего племянника. Но для высшей английской знати Агата и её дети оставались чужаками, без связей и поддержки.
 Что нагляднее всего проявилось сразу после смерти Эдуарда Исповедника 5-го января 1066 года - англо-саксонская знать предпочла короновать могущественного эрла Уэссекса, Харольда Ходвинсона, который и так де-факто был правителем Англии в последние годы жизни полностью ушедшего в религию Эдуарда Исповедника, а не 15-летнего мальчишку, пускай и имевшего больше прав на престол.
Впрочем, в октябре 1066 года, после сокрушительного поражения английской армии от войск Вильгельма Нормандского в битве при Гастингсе (в этом сражении 14-го октября, когда новый король Харольд погиб на поле боя вместе с двумя своими младшими братьями), сын Агаты Эдгар Этелинг был, наконец, провозглашён королём Англии.
Дочь Харольда Гита бежала в Киев, где вышла замуж за внука Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Позже Гита, ставшая матерью киевского князя Мстислава, прославилась благодаря своему влиянию на восточноевропейскую политику, а по сообщениям некоторых источников, она отправилась в первый крестовый поход вместе с Готфридом Бульонским и была погребена в Палестине.
Однако утвердиться на престоле 16-летнему на тот момент принцу опять не удалось: Англия была захвачена, и королём стал Вильгельм Завоеватель. Вильгельм двинулся к Дувру, а оттуда в Кентербери, где принял капитуляцию Винчестера. Но главной его целью был Лондон, сердце английского сопротивления, возглавленного Эдгаром Этелингом. Встретив сопротивление на Лондонском мосту, Вильгельм обошел город стороной, полностью разорив его окрестности.
Вильгельм I Завоеватель приходился двоюродным племянником Эдуарда Исповедника, и не преминул использовать это родство как предлог для захвата английского трона.
После нормандского завоевания, в 1067 г., Агата вместе с детьми бежала в Шотландию, где нашла убежище при дворе короля Малькольма III (1031 - 1093).
Эдгар длительное время пытался организовывать сопротивление норманнам и герцогу Вильгельму. Он нападал на норманнские отряды, убивал завоевателей. Однако после длительного периода «партизанских войн» был вынужден капитулировать, не находя поддержки у соседних монархов. В 1074-м Эдгар признал Вильгельма королем Англии и отказался от претензий на трон. Вильгельм пожаловал Эдгару земельные владения в Нормандии и Англии, а также пенсион в размере 1 фунт в день.
Вскоре Маргарита, вторая дочь Агаты, вышла замуж за овдовевшего шотландского короля. Будучи женщиной образованной, она принесла в Шотландию новую культуру и содействовала развитию рыцарства в этой окраине Европы. С уважением относясь к местным христианским традициям, по легенде восходящим к Иосифу Аримафейскому, она все же решила навести порядок в практике богослужения и по сему поводу инициировала церковный собор духовенства Шотландии. Собор получил благословение папы.
Двое сыновей Маргариты, названных несвойственными для Шотландии, но столь близкими древнерусской княжеской традиции именами - Давид и Александр, стали королями Шотландии. Спустя полтора века после смерти Маргариты ее причислили к лику святых. Так внучка Ярослава Мудрого стала первой шотландской святой.
Кристина, вернувшись в Англию, стала настоятельницей аббатства Ромси в Хемпшире.
Дочь Матильда в шестилетнем возрасте и её младшая сестра Мария были отправлены в Англию для обучения и воспитания, и поселились в монастыре Ромси в Хемпшире, настоятельницей которого была Кристина, дочь Эдуарда Изгнанника и их тётя по материнской линии. Будучи дочерью шотландского короля и прямым потомком англосаксонских монархов, она являлась привлекательной партией для многих нормандских аристократов.
После смерти Вильгельма II 2 августа 1100 года престол Англии захватил его младший брат Генрих I. Испытывая потребность в укреплении своих прав на английскую корону и с целью завоевания поддержки англосаксонского населения, Генрих решил жениться на Матильде Шотландской. Поскольку она находилась в монастыре, возник вопрос о законности предполагаемого брака. Архиепископ Кентерберийский, вернувшийся в Англию после нескольких лет изгнания, не смог принять решение по этой проблеме и созвал собор английского духовенства. На соборе Матильда поклялась в том, что несмотря на своё пребывание в монастыре, она никогда не принимала постриг и не становилась монахиней, и что в Ромси она находилась исключительно с целью обучения и воспитания, спасаясь за крепостными стенами от «похоти норманнов». Собор постановил, что Матильда не была монахиней и дал согласие на её брак с королём.
Матильда, внучка Агаты Киевской, стала королевой Англии. История совершила очередной круг.
Агата доживала век при дворе шотландского короля. Мы не знаем, когда она умерла и где похоронена. Вполне возможно, что ее могила находится в Данфермлинском аббатстве, построенном ее дочерью и ставшем усыпальницей шотландских королей.
А вот обещанный самый сильный аргумент сторонников киевского происхождения Агаты - одна из фресок киевского Софийского собора XI века, построенного Ярославом Мудрым. На главном нефе Софийского собора сохранился (хоть и частично) групповой портрет семьи киевского князя. Справа от фигуры Иисуса Христа был изображён идущий к нему князь Ярослав, слева - его супруга княгиня Ирина. За князем в торжественной процессии шли их сыновья, за княгиней - их дочери. И дочерей этих ЧЕТЫРЕ.