Призыв Святого ко спасению - его живые слова

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Призыв грешников ко спасению. Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине не осталось в них целого места. Все они покрылись гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспалённую рану. <И ты это увидишь; дай Бог, чтобы не на себе самом.> Где искать лекарства от этой душевной болезни, где найти цельбоносный источник, заживляющий эти язвы? Кто откроет его, чтобы, почерпая от него с верою, мы прохладили души наши?... <...> ...Нам, угрызаемым от адского змия, змия древнего - дьявола, должно взирать на вознесённого грех ради наших на древо Христа Сына Божия и с умиленным и сокрушенным сердцем просить исцеления от язв греховных, ибо Он есть Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). <...> ...Взирати должно всякому согрешающему на Христа Распятого; к Нему, сидящему ныне одесную Бога Отца, возводить сердечные очи и с верою просить греховным язвам исцеления. Вот цельба нашим греховным ранам! Вот источник животворящий!
Слышу: многие отказываются воспользоваться им; слышу многих говорящих: и хотели бы мы исцелиться от пьянства и других грехов, да не можем сделать над собою усилия, чтобы с верою воззреть на Распятого, с решимостью припасть к ногам Его. Не обманывайте, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Не хотите познать любви Божией к вам и ринуться в объятия Господни. А если бы захотели, смогли бы. Хотящему всё возможно, ибо Сам Бог, повелевший нам изыти из сего греховного мира, помогает всякому, хотящему прийти в объятия Его. Он любящих Его любит, прилепляющихся к Нему приемлет, ищущим Его идёт навстречу и желающим насладиться любви Его неоскудно даёт сладость (Притч. 8, 17). Бог любви изливает господство Духа Святого в сердца наши (Рим. 5, 5). Это господство Духа - не насилие над нами, а благодать, добровольно всех приводящая в единство (Ин. 17, 21). В этом и состоит сущность предложенного нам лекарства. Это - высочайший дар союза любви с Самим Иисусом Христом. Всем он предложен, все им в силах воспользоваться, ибо действует при этом не немощный человек, а всемогущий Бог. Не отказывайтесь же от предлагаемого вам спасения немощью. Ведь и святые Божии люди, подвизавшиеся о Христе, такие же были, как и мы, земные, плотяные, и однако они презрели и победили мир, да и теперь многие презирают и побеждают. Как же им это - возможно, а нам нет? Возжелаем, возлюбленные, понудим себя - и мы сможем. Отвратим сердца наши от неправых путей, размыслим о грядущих бедах, будем взирать на обещанное блаженство, и горячая надежда, воскреснув, понудит нас приблизиться к Источнику цельбы, и исцелеет унылое сердце каждого из нас.
Охваченные огнём всё бросают и, хотя жалеют о доме и имуществе, однако без оглядки бегут, чтобы спасти свою жизнь. <Параллель с притчей Будды.> Поверьте, возлюбленные мои о Господе, истину говорю вам: если бы вы увидели гибельность греха и будущую сынов Божиих славу, то, презрев царские диадемы, всю мира сего славу и все сокровища его, без сожаления бежали бы из огня греховного, охватывающего вас со всех сторон в мире, и к тому единому устремились бы, чтобы удостоиться оной славы. Тогда не только прелести мира сего, но и самое тяжкое мучение не воспрепятствовало бы вам... “Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас” (Рим. 8, 18). Поверьте, если бы показал вам Бог адские мучения, которые, думаю, представляют собою все муки и горе мира сего, собранные воедино во тьму вечного мучения <Господи, спаси нас от ада>, то ваша горделивая честь, слава, богатство и вся красная мира сего показались бы вам горькою полынью и вы бы в ужасе плакали, дабы не прийти на место мучения сего.
Увы нам, братие, ибо мы не чувствуем, что Бог будет судить народы по Своему всеведению (Ис. 11, 2-3). Покаемся, пока есть время покаянию; и переплавит нас покаяние, как огонь переплавляет серебро и золото... <...> Ради кого Он пришёл в мир и пострадал? Нас ради, ради каждого человека. Он сжалился над нами погибающими и сошёл на землю, дабы своими страданиями избавить нас от вечного мучения и ввести в жизнь бесконечную. О, дивное дело Божие, о, дивный о нас промысл Его! Великим и непостижимым будет вечное блаженство, бесконечною ценою купленное или, лучше, возвращённое нам! <...> Сжалимся над собою, ибо о нас сожалеет Бог. Ему душа одного человека дороже неба и земли и всей вселенной. Эту Он создал одним словом (рече и быша), а ради души человеческой Сам в мир пришёл, воплотился, пострадал и умер. О, человеколюбие Божие! О, достоинство души человеческой! Так эту благородную, бесценную душу ты хочешь поработить чувственному миру, поработить пьянству, исполнить всякой нечистоты, бросить в грязь?! Этот многоценный бисер повергаешь в кал тинный?! Нет! Пропади ты, мир, со всеми своими прелестями! Пусть ищут тебя сластолюбцы и наслаждаются тобой не познавшие Христа. Для нас, христиане, да будет един Христос - красота, премудрость, сладость, честь, слава, похвала, утешение, радость, веселие, блаженство, ныне в тайне сердца нашего сокровенные... Он наше сокровище, которое мы ныне носим в скудельных сосудах плоти нашей. Его, как золото закопчённое, презирают и, как маргарит, в грязи валяющийся, попирают, мы же в Нём и Он в нас и довлеет нам.
Верите ли вы сему? Если верите, то отвратитесь от призрачных сокровищ, которыми, как каким-нибудь миражом, мир прельщает любителей своих; обратитесь ко Христу и у Него взыщите истинное сокровище. Если же не верите ныне, то тогда, в день тот, своими глазами увидев <...>, с сожалением и теснотою сердца убедитесь <...>. Откроется книга совести <...>. Увидит грешник <...>. Заклеймят его печатью осуждения, отвергнут от лица Божия <...>, причислят к духам злобы <...>. Горе вам, которые зло называете добром и добро - злом, тьму почитаете светом и свет тьмою, жизнь смертию и смерть жизнью! Горе вам, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! <...> Горе вам, которые не заповедям Божиим внимаете, а о суете единой помышляете, не Богу, а себе угождаете, не Создателя и Благодетеля своего, а себя и тварь любите и почитаете, не Божьей, а своей чести и славы ищете! <...> ...Тогда они познают суетность своей минувшей жизни, в которой они вместо истины гонялись за ложью и тьмою <...>. Познайте вечное страдание от временного <...>, ныне сходите умом в ад, да не потом душою снидете (Творения св. Тихона Задонского). Помышляй о суде и муках, и в твоё сердце вселится страх и внимание к своей судьбе.
Знаете ли, с каким торжеством и ликованием воины, победив неприятельские силы, возвращаются в своё отечество? Народ встречает их с радостью, похвалами и благодарностью, везде им оказывают честь, сам царь даёт каждому из них награду по заслугам... Несравненно большее бывает торжество душ, здесь подвизавшихся против мира, плоти и дьявола, когда они, победив этих врагов, восходят в отечество своё - на небо. Там они являются пред лицом Царя Небесного, Христа Бога нашего, приемлются Им во объятия, приветствуются с радостью и торжеством от ангелов Божиих и святых и, слившись во едины уста со всеми небожителями, поют благодарственную песнь Богу. Мирно и сладко упокоятся в вечном животе эти души, которые на земле трудились, боролись, подвизались, умножали таланты Господа своего, работали Ему со страхом и ближним своим с любовью. Внидут они в радость Господа своего, забудут все здешние труды, беспокойство, перенесённые обиды, скорби, печали и болезни (Евр. 4, 10). Они наследуют град славный, вышний Иерусалим, егоже Художник и Содетель - Бог...
В Боге, в самосветящейся бездне сладостной любви Его почивают святые. О, какою радостью возрадуются они тогда пред Царём славы! Того, ради Которого на земле поношение, бесчестие, гонение и страдание терпели, Того Самого увидят уже не верою, но лицом к лицу; прославятся, вознесутся, возвеличатся, увенчаются с Ним, как уды с главою, как меньшие братья с первородным своим. <...> Ныне благодеяниями снабдеваемся, Благодетеля же своего не видим, тогда и Самого Благодетеля увидим, как дитя видит отца, и возрадуется сердце наше, и радости нашей никтоже возмет от нас... И будем без сытости зреть Его, якоже Он есть (1 Ин. 3, 2), и поклоняться, петь и хвалить без труда. Тогда исполнится слово оное: Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы... И узрите, и возрадуется сердце ваше (Ис. 66, 13-14). Тогда будет новое небо и новая земля (2 Пет. 3, 13; Откр. 21, 1). И будут у избранных Божиих тела нетленные, здоровые, благоцветущие, краснейшие, славные, лёгкие, светлые, одухотворённые...
Горя благодарностью за всё к Богу, предстанут тогда все святые, течение своё добре совершившие и веру соблюдшие, и вместе с ангелами воспоют: “Прославляем Тебя, Бога Спасителя нашего, прославляем Имя Твое Святое, ибо Ты был нам покровителем и помощником и... избавил от погибели, от сети языка клеветнического, от уст, сплетающих ложь, и от восставших на нас; исхитил нас из зубов, готовых пожрать нас, от руки, искавшей души нашей; от многих скорбей, случавшихся с нами, от удушающего со всех сторон огня, из среды пламени, в котором мы горели в мире, из глубины чрева адова освободил нас. Души наши близки были к смерти, и жизнь наша была близ ада преисподнего, со всех сторон враги окружали нас, и не было нам помогающего. <Вот так мы и живём здесь. В точности.> <...> И вознесли мы от земли моления наши и воззвали мы к Тебе, Господи, и к Отцу Твоему, чтобы Ты не оставил нас во дни скорби нашей, когда не было помощи от людей, и избавил бы нас от смерти. Теперь мы лицом к лицу предстоим Тебе, Господи, и воочию видим спасение наше. Господи Боже наш, будем хвалить Тебя и превозносить непрестанно и славословить во веки <значит, есть за что>, ибо Ты услышал молитвы наши, спас нас от погибели и от злого времени избавил нас <земное время, в котором мы живём>. Тобою Тебя будем прославлять и благословлять, Господи! <Есть за что!> Хвала наша во устах наших будет пищею и питьём, и никогда мы не насытимся ею... <Потому что бесконечно хорошо будет.> Будучи ещё юными, прежде нежели пойти странствовать по пути спасения, искали мы Твоей премудрости, в храме Твоём молились Тебе о ней и не оставили поисков её до смерти. Как виноград, зреющий под лучами солнечными, радовались сердца наши, озаряемые светом её, ноги наши следовали за нею от юности нашей. Понемногу наклоняли мы выи наши под иго её, принимали и слагали её в сердце своём и, находя в ней много наставлений для себя и для других, удивлялись и восклицали: “Воздадим славу Давшему нам мудрость”. Мы решились следовать ей до конца и не постыдились. В награду Ты дал нам Себя Самого и вложил в уста наши сладость Твоего хваления... Ты дал нам нести благое иго Твоё и дал силу нести его, поэтому души наши принимали и смиренно исполняли сродное им учение Твоё. Теперь видим глазами своими, что немного потрудились и нашли себе великое успокоение! Слава Тебе, Боже, давшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом в Духе Святом!
Потщимся, возлюбленные, и мы приобрести такое расположение сердца к Богу и смирению, отвергнув свою волю, предадим себя воле Всевышнего Бога в терпении и труде. <...> Здесь путь странствия, а там место упокоения, там отечество и дом. <...> Пока имеем время, будем делать добро, тогда и час смерти нашей не смутит нас, ибо милость и добро и на суде хвалятся. Умножая, умножит Господь милость Свою на нас и за всё, за всё воздаст в своё время щедрою наградою. Пойте же и превозносите Его во веки. Аминь.

Выписки из книги епископа Варнавы (Беляева) «Тернистым путём к небу»
(Жизнеописание старца Гавриила <Зырянова> Седмиезерной пустыни († 1915)”.

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/