Россыпи памяти 10. Танковый генерал

Вит Уйманов
(к 75-летию нашей Победы в ВОВ)

Память... Да, память – это как машина времени, с помощью который ты можешь погрузиться в прошлое на любую глубину.
С детства, с военных лет у меня в памяти хранится фамилия генерала-танкиста Танасчишина и из-за созвучия фамилии с профессией, и вот ещё почему.
Москва, 1943 год, мы только что вернулись из эвакуации. Отец   пропал без вести на фронте (погиб), а мама с двумя малолетними мальчишками на руках. Нужно было как-то выживать. Продукты по карточкам. Выручало то, что мама умела шить. Помню, как я стеснялся, когда она сшила мне пальтишко из трофейной немецкой серо-голубой шинели с алюминиевыми пуговицами. Принимала она заказы и со стороны. Не знаю, как они познакомились, но одной из её «заказчиц» была генеральша Танасчишина.  Мы знали, что её муж командует танковыми войсками. Потом узнали и о том, что в 1944 году он погиб.  С тех пор она к нам больше не приходила. Но фамилию генерала я часто вспоминал, не зная, при этом, подробностей о его жизни и гибели. Решил, на удачу,  посмотреть в Интернете и обнаружил интересные факты о нём, приведенные  в мемуарах генерала Фёдора Бокова под заглавием «Как Сталин спас расстрельного танкового генерала»*.  Дальше привожу без купюр отрывок из этих воспоминаниях с подзаголовком  «За недостаточный трепет перед начальством», из желания познакомить с теми событиями как можно больше людей.

Читаем: «Генерал Боков вспоминал как в начале 1943 года, будучи помощником Сталина по связям с Генштабом, стал свидетелем любопытного случая. Двое спевшихся гарных украинских хлопцев Ерёменко и Хрущёв прислали шифротелеграмму с требованием немедленно арестовать и судить военным трибуналом танкового комкора Танасчишина.               
Телеграмма нешуточная. Ерёменко - командующий Сталинградским фронтом, Хрущёв - член военного совета. Небожители по сравнению с каким-то комкором.    
Официально Танасчишин обвинялся в превышении полномочий и неисполнении приказов. Как вспоминали современники, причина была прозаичнее. Комкор на очередном штабном совещании распослал по матери ничего не смыслящего в военном деле партийца Хрущева.               
Хрущев потребовал немедленно снять танкиста с командования корпусом. Ерёменко поддержал. От "стенки в чистом поле" комкора отделяла одна виза на телеграмме. Причём обиделись хлопцы-начальники не на шутку. Боков вспоминал, что в тот день его просто замучили звонками по этому вопросу. Звонил и Хрущев, и Ерёменко, в голос требовали немедленно доложить Сталину!               
Сталин, вопреки сказкам либералов, отчего-то с радостью не подмахнул расстрельную телеграмму. Наоборот, потребовал принести ему материалы последних наступательных операций корпуса Танасчишина.               
Обмолвился, что помнит комкора еще по времени обороны Москвы. Тогда тот командовал еще не танковым, а всего лишь мотоциклетным корпусом. Но воевал от этого не менее храбро, столицу отстояли. Материалы наступления корпуса в Сталинградской операции тоже показывали командира как толкового стратега и организатора. За успешные бои корпус Танасшичина получил звание гвардейского. Вердикт Сталина был неожиданным:               
- Отменить решение комфронта я не могу: - его прямой подчиненный, вмешательство Ставки подорвёт авторитет командира. Зато могу по старому обычаю за провинившегося поручиться. Не исправится - придётся мне за него отвечать. Так и передайте товарищам.               
Отвечать за "взятого на поруки" Сталину не пришлось. Танковый корпус Танасчишина так рьяно громил врага, что после освобождения Сталинграда получил почетный титул «Сталинградский».               
Сам комкор погибнет через год, во время боёв под украинским Николаевым. Штабную палатку на передовой накрыло вражескими бомбами» (конец цитаты).
Вот полное имя этого генерал-лейтенанта: Танасчишин Тимофей Иванович (31 января 1903 года, село Ярышев, ныне Могилёв-Подольский район, Винницкая область — 31 марта 1944 года, район города Вознесенск, Николаевская область). 
 Снова удивляешься тому, как в СССР простой мальчик из далёкого села
 смог стать генерал-лейтенантом, да ещё и танковых войск.
               
Отвлекусь, чтобы сказать: выходит я, опять (см. http://www.stihi.ru/2013/03/28/3022), был от Сталина по цепочке всего «на расстоянии нескольких рукопожатий».
Несколько слов и о другом персонаже – Хрущёве.
В 60-х годах мама работала и смотрителем, и администратором художественного салона на улице Горького. Было много интересных встреч с художниками, искусствоведами. Помню, как на выставке фантастических картин космонавта Леонова и художника Соколова на космическую тему «Дорога к звёздам – Советская!» я взял автограф у Леонова и Соколова на альбоме их картин.  А ещё мама была свидетелем того, как на той выставке Хрущёв принёс Алексею Леонову в подарок банку  берёзового сока со своей дачи.
Там же мама познакомилась с бывшей подругой жены Хрущёва, которая рассказывала, что ещё до войны, Хрущёв, будучи комсомольским функционером, носил рубашку пока не запачкается воротник, а потом надевал её наизнанку... Мелкий штрих, характеризующий будущего «вождя», который с лёгкостью из-за личных амбиций мог подвести под расстрел боевого генерала.  Поэтому нет желания  подсчитывать, сколько мне было до него по цепочке рукопожатий.

Приведенные воспоминания генерала дают реальное представление о том, невыносимо тяжёлом времени, когда замечательные люди в сложнейших условиях  самоотверженно сражались и погибали не только в борьбе с реальным врагом, но и с безграмотными, зарвавшимися самодурами, в том числе из партийного руководства, «из-за недостаточного трепета перед начальством». При этом, конечно, нельзя умалять цементирующую роль Коммунистической партии в достижении Победы.
Страна прошла через все испытания и в преддверии юбилея Великой Победы с благодарностью и болью вспоминаешь то время и тех людей, живых и ушедших.
  _________
*  Благодарю авторов публикации воспоминаний генерала Бокова (можно найти по названию в Интернете).

11.02.20.