Борис Васильев. От Офицеров до Завтра была война

Иванна Дунец
Борис Львович Васильев

«Офицеры» |повесть, 1954 г.|
«А зори здесь тихие» |повесть, 1969 г.|
«В списках не значился» |роман, 1974 г.|
«Аты-баты, шли солдаты…» |сценарий, 1977 г.|
«Завтра была война» |повесть, 1984 г.|


Друзья,
в день великого праздника — 75-летия Дня победы в Великой Отечественной Войне (1941—1945 г.г.), одного из самого значимого мирового события XX века, я расскажу вам о самобытном, уникальном и, безусловно, талантливом русском писателе — кавалере орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени,  лауреате Государственной премии СССР и премии имени А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» — Борисе Львовиче Васильеве. Для осознания значимости его таланта для каждого российского человека, вам всего лишь нужно прочесть список литературных произведений, представленных в заглавии  — и это всего лишь малая толика его послужного списка, как писателя и сценариста! Но даже от прочтения этих пяти произведений в Вашем сердце, уверяю вас, навсегда поселится чувство трепета и гордости за талантливого соотечественника!

Из биографии офицера и писателя Б.Л. Васильева:
«… В 1941 году Борис Васильев окончил 9-й класс воронежской Образцовой средней школы. С началом Великой Отечественной войны Борис Львович Васильев ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 года батальон был направлен под Смоленск, где попал в окружение и вышел из него в октябре 1941 года. Затем был направлен в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулемётную полковую школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения Б.Л. Васильев был демобилизован из действующей армии и осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании капитана-инженера. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954 г.), посвящённая смене поколений в послевоенной армии страны. Спектакль по этой пьесе, получивший название «Офицеры», был поставлен в Театре Советской Армии. После окончания Б.Л. Васильевым студии при Госкино СССР, по его сценариям были сняты многие художественные фильмы, одним из которых стал, фильм «Офицеры» (1971 г.) — один из  самых любимых в нашей стране. Наибольшую известность писатель приобрёл в 1969 г. после публикации в журнале «Юность» (№ 8) повести «А зори здесь тихие…». Б.Л. Васильев вспоминал, что Борис Полевой, прочитав рукопись, сделал всего два замечания (заменить «шмайссер» на «автомат» и «еловый корень» на «выворотень») и немедленно подписал её в номер. С этого момента писатель часто публиковался в журнале «Юность»…»

Из пяти представленных литературных произведений Бориса Васильева, я посмотрела все экранизации его произведений, но прочла только повести «Завтра была война» и «Офицеры». Слог Бориса Львовича уникален и самобытен, конечно. Он прост, но сложен. Он предельно ясен, но побуждает мыслить. Он словно ваш родственник, пришедший с войны и повествующий за скромным семейным ужином о ней, но в рассказах своих он так старательно вас оберегает от всего самого страшного, что испытал, что вы это чувствуете и всё понимаете, не задавая уточняющих вопросов. Ощущения невероятные. Признаюсь вам, что сентиментальность не очень свойственна мне, но я плакала. Точно так же, как и тогда, когда смотрела экранизации его литературных произведений.   

Из повести «Офицеры» Б.Л. Васильева:
«… 1917 год. Последние святки царской России. Уже всем надоела бессмысленная и жестокая война, не прекращается поток беженцев с запада и юга, уже начались очереди, и многие недоедают, но никто пока не знает, что эти святки — последние, что через два месяца отречется Государь и Россия станет республикой. И, может быть, поэтому веселье сегодня такое по-русски бесшабашное и такое по-русски горькое. Даже отчаяние в России пока еще отчаянно веселое…»

«… Последняя квартира Трофимовых. И мебель в ней — уже без инвентарных номеров.
На звонок в прихожую спешит постаревшая Любовь Андреевна. Открыла дверь.
— Знакомься, ба, — сказал капитан Трофимов, пропуская в квартиру смущенную девушку. — Это — Лена. Моя жена. Пока будет жить с вами.
— Ванечка! — Любовь Андреевна бросилась к внуку, как-то не очень обратив внимание на юную жену. — А почему ты сказал — «пока»?
— Потому что я обрываюсь: самолет через час пятнадцать.
— Куда, Ванечка?
— Служба, бабуля, служба. Где деды?
— Служба, Ванечка, служба, — в тон ему ответила Любовь Андреевна.
— Ясно, — сказал внук. — Звонят?
— Регулярно: Алексей — по вторникам, Иван — по четвергам.
— Значит, мой день — среда, — Иван поцеловал бабку, потом жену. — Не горюйте, солдатки!
И вышел…
Вечерело. Любовь Андреевна и Лена пили в комнате чай.
— Когда-то нас, жен офицеров, называли боевыми подругами, — продолжала разговор Любовь Андреевна. — Мы умели перевязать раненого, расседлать коня, набить пулеметную ленту. Конечно, сейчас другие времена, но суть осталась прежней. Ты понимаешь меня, Леночка?
— Понимаю, бабушка.
— Нет, пока не понимаешь, — грустно улыбается Любовь Андреевна. — Но надеюсь, поймешь правильно. Поймешь, почему твоего мужа будут будить среди ночи, и посылать неизвестно куда. Поймешь, почему он никогда не скажет тебе, где был и что делал. Поймешь, что означает тревожный чемоданчик, который всегда будет у него под рукой, и с которого дай тебе Бог всю жизнь только стирать пыль. Не думай, что так просто привыкнуть к такой жизни.
— Привыкнем, — беспечно улыбается Лена. — Мы ещё так молоды.
— Молоды?..
Любовь Андреевна вдруг встала и вышла в другую комнату. Лена встревоженно смотрела ей вслед. Любовь Андреевна вернулась быстро. В руках её были две красные орденские коробочки.
— Они были моложе вас, отец и мать Ивана. Это их ордена. Этот — Егора, этот — Машеньки. Я хранила их — теперь настала твоя очередь. Придет время, и ты передашь их другой женщине: жене твоего сына. И скажешь: есть такая профессия — защищать свою родину!
Лена открыла коробочки и бережно достала из них тяжелые ордена Отечественной войны...»

Бориса Львовича Васильева не стало в марте 2013 года. Он пережил свою любимую и единственную жену Зорю Альбертовну, с которой прожил 67 лет (они поженились в 1945 году), всего на пару месяцев. Именно она стала прототипом нескольких его литературных героинь (Соня Гурвич «А зори здесь тихие», Искра Полякова «Завтра была война»). Ему было 88 лет. И его наследие будет жить, пока мы с вами и все последующие поколения будут помнить. Помнить о том, через какое страшное испытание прошла наша страна во время Великой Отечественной Войны! Помнить о том, что пережили наши прадеды, деды и отцы во имя Победы! Помнить о том, что пережили наши прабабушки, бабушки и матери во имя Победы их любимых и родных! И каждый год 9 мая мы с любовью и восхищением  будем смотреть искренние, трогательные и такие настоящие истории Бориса Васильева! И, конечно, читать его бессмертные рукописи — повести и романы о героях Великой отечественной войны 1941—1945 г.г.   

Живём и помним! С великим праздником — с 75-летием Дня Победы!

«Чрезвычайный человек»
документальный фильм о писателе Борисе Васильеве
https://russia.tv/brand/show/brand_id/4760/

«Так, как велела совесть»
документальный фильм о писателе Борисе Васильеве
http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/32819/

(Из архива рубрики Литературная Гостиная).