Несгибаемый Верещагин. Часть I. Апофеоз войны

Ира Берестова
«Верещагин - личность колоссальноя, это действительно богатырь.
Верещагин - сверх-художник, как и сверх-человек.» Илья Репин.

Все значительные художники — фигуры противоречивые. Василий  Васильевич Верещагин — не исключение.
С одной стороны, прапорщик, боевой офицер, не раз лично участвовавший в сражениях с оружием в руках и многократно рисковавший жизнью: во время туркестанского похода пуля сорвала с Верещагина шляпу, в другом эпизоде его спасла винтовка, которую он держал в руках - пуля попала прямо в нее.
Перед каждым путешествием на фронт художник писал завещание, прекрасно понимая, что может не вернуться. Это случилось при взрыве русского военного корабля.
По свидетельствам выживших, за несколько минут до взрыва Василий Васильевич поднялся на палубу с походным альбомом — он погиб со своим главным оружием в руках.
 13 апреля 1904 года на внешнем рейде Порт-Артура подорвался на мине и затонул флагман 1-й Тихоокеанской эскадры — броненосец "Петропавловск". Погибло более 600 человек, спасти удалось лишь 80. В списках погибших — океанограф, полярник, вице-адмирал Степан Макаров и знаменитый художник Василий Верещагин.
Узнав о гибели Верещагина, Санкт-Петербургские ведомости опубликовали короткое обращение:

«Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью говорят: „ушел в могилу один из самых горячих поборников идеи мира“. Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир».

 С другой стороны, Верещагин сам вполне ясно обозначил задачи и смысл своих произведений в письме Павлу Третьякову:

«Передо мной, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».

   Верещагин родился в Череповцев 1842 году. В семье предводителя уездного дворянства Новгородской губернии Василия Васильевича Верещагина судьбу всех четырех сыновей решили уже с малолетства – только военная служба и никаких разговоров, ведь еще во времена Екатерины Великой род Верещагиных верой и правдой защищал интересы престола и отечества.
По мнению начальства, его ждала блестящая карьера офицера. О таких данных можно было только мечтать – из хорошей дворянской семьи, прекрасное знание нескольких языков, физически крепок, в совершенстве владеет оружием.
Однако Верещагин вскоре разочаровал своих наставников, подал в отставку и поступил в Академию художеств.

Выпускник морского кадетского корпуса, живописец, путешественник, философ, прекрасный литератор - за 61 год свой жизни он, кажется, обогнул весь земной шар.
 
В.В.Верещагин написал около двадцати книг: «Очерки путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. По деревянным церквам», «Духоборы и молокане в Закавказье», «На войне в Азии и Европе», «Литератор», статьи «Реализм» и «О прогрессе в искусстве» и другие.
Верещагин побывал на десятках сражений  в роли фронтового корреспондента, видел горе, нищету, смерть.
В 1868 году он участвовал в обороне Самаркандской крепости, когда ему вместе с гарнизоном в 500 человек пришлось сдерживать осаду многотысячного врага.
Один из сослуживцев Верещагина,  поручик Каразин рассказывл: «Верещагин сражался с такой храбростью, с таким презрением к смерти, что возбуждал удивление и восхищение даже в старых вояках».За этот героический эпизод художник был представлен к георгиевскому кресту, однако во всеобщей суматохе награду ему так и не вручили.
Позднее, уже в Петербурге, командовавший Туркестанским военным округом генерал Кауфман заметил, что Верещагин не носит крест. Узнав, что креста у него до сих пор нет, Кауфман тотчас снял свой. Верещагин сопротивлялся — говорил, что не даст портить сюртук.Однако Кауфман лично прорезал ему петлю и привязал крест. Во время русско-японской войны, незадолго до смерти, Верещагин отдал этот крест командиру броненосца «Ретвизан».

Павел Третьяков потрясенный масштабом творчества Верещагина выкупил сразу все 250 полотен.

   Верещагин говорил, что больше всего в жизни он любит писать солнце, но фурия войны, всю жизнь его преследующая, побуждала обращаться к мрачным сюжетам.
 
Для всего творчества Верещагина характерно выражение протеста против захватнических войн. Но вместе с ненавистью к войне, в своих картинах Верещагин показывает весь героизм обыкновенного русского солдата. 
«Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу; выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого», — писал Верещагин.

После поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны»

Сила этой картины была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние». Чиновничья верхушка ничего не имела против нищих и политиков, но вот на батальные сцены кабинетные патриоты ополчились сразу.
Особенно досталось знаменитой картине «Апофеоз войны».
 "Какой жуткий реализм. Черепа. Воронье. А где же генералы при всем параде? Где поверженные враги?"

Первоначально картина называлась «Торжество Тамерлана», так как известно, что Тамерлан на местах сражений оставлял своего рода монументы: сложенные пирамидой черепа убитых воинов – и своих, и чужих. Груда страшных знаков войны изображена автором на фоне редких засохших деревьев и развалин древнего города. Это придаёт ощущение ещё большей трагичности и погружает зрителя в настроение уже наступившего Апокалипсиса.
На раме полотна имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».

  Современницы от переизбытка чувств на его выставках падали в обморок! Картины мастера заставляли зрителей плакать и ужасаться, проклинать кровавые бойни и их инициаторов.
 
"Этого не может быть! Это неправда!" — возмутился Александр II одной из картин Верещагина, придя на выставку до официального открытия.
 Автор тут же вырезал ножом холст из рамы и разорвал. "Что ж я мог сказать, когда я сам, своими глазами, видел эту сцену?" — откровенничал он с друзьями.

Несмотря на критику в адрес некоторых картин, император Александр II изъявил желание приобрести Туркестанскую серию целиком, обещав художнику пожизненный пенсион в шесть тысяч — деньги по тем временам немалые.
Однако Верещагин не принял императорскую милость и продал картины Павлу Третьякову.
Дело было не только в ущемленном самолюбии.Просто Верещагин рассудил, что при его темпераменте и образе жизни долгосрочные перспективы — последнее, о чем ему стоит беспокоиться.

В картине «Смертельно раненный» художник создаёт образ русского солдата, обезумевшего от боли. На его лице вырисовывается ужас и страх перед смертью. Руками солдат пытается зажать рану в своём боку, но он обречен. Судя по позе солдата, по расплывшийся на земле тени можно сказать, что он до последнего момента старался спастись, убежать от гибели. Затянутое пороховым дымом небо, бесплодная почва, раскалённая атмосфера жаркого дня образуют пейзажное окружение, придающее всей сцене большую реалистическую убедительность. Картина отличается глубокой жизненной правдой, она дышит горячим чувством человеколюбия.
Вверху, на раме картины надпись, сделанная самим Верещагиным: «Ой убили, братцы! ..убили …ой смерть моя пришла!…»

Ещё одна из самых известных его работ - «Побежденные. Панихида». В назидание потомкам - такое не должно повторятся.
Полотно «Побеждённые. Панихида» стало самым пронзительным в творчестве Верещагина и потрясло как русскую, так и зарубежную публику. Мастер изобразил огромное поле, сплошь усеянное телами убитых воинов, над которыми нависает серое дождливое небо. Лежащие люди буквально сливаются с выгоревшей травой и низкорослым кустарником. Художник намеренно уподобил останки погибших буграм и комьям земли, передавая впечатление превращения мёртвых тел в холодную землю. Слева с кадилом в руке изображён полковой священник, читающий молитву. За ним, сняв фуражку, стоит рядовой.
     В своих записках Верещагин рассказывал современникам, что турки, взяв укрепления, обычно раненых русских в плен не брали: резали их, уродовали, раздевали и грабили. Отбив назад оставленные позиции, русские воины находили лишь гору трупов, которые невозможно было опознать. В одной из таких гор сам Василий Васильевич безуспешно пытался отыскать тело своего брата Сергея, так что картина полностью основана на его личных впечатлениях и переживаниях.

Противоречить адской машине войны в общем-то было бесполезно. Но Верещагин противоречил, обращаясь и к простым людям: "вот что такое война, неужели вы этого хотите?"
Три картины из Туркестанской серии Верещагин уничтожил - «Забытый», «Окружили – преследуют», «У крепостной стены: «Вошли!..».

Потрясенный картиной Мусоргский написал про забытого солдата балладу для фортепиано и голоса.
А в газете "Новое время" вышла анонимная статья "Художник-сатирик".  Верещагина стали обвинять в нигилизме, в отсутствии патриотизма, в искажении исторических событий и откровенной лжи. Но ведь все написанное было жестокой правдой, которую он видел собственными глазами и фиксировал каждый день с риском для жизни! Тогда художник находился на грани нервного срыва.
И он в отчаянии пишет своему другу, известному критику и публицисту Владимиру Стасову:
«Больше батальных картин писать не буду. Баста. Я слишком близко принимаю к сердцу то, что рисую, и вот результат. Я сам прошел через все эти ужасы. Им никогда не понять этого. Я найду себе другие сюжеты».

Верещагина морально поддерживали друзья:
 "Тургенев с большим интересом рассматривал мои работы. Тогда были уже начаты две, три картины из турецкой войны; из них особенно понравилась ему перевозка раненых: каждого из написанных солдатиков он называл по именам: "Вот, это Никифор из Тамбова, а это Сидор из-под Нижнего" и т.п.".

Художник Крамской заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".
Дочь Павла Третьякова, Вера Зилоти, поделилась впечатлением: "На черном фоне, при электрическом освещении эти картины, живые как жизнь, поражали, трогали, ужасали, сражали, за картинами где-то неслись звуки фисгармонии, певучие, тихие, жалобные... Сейчас слышу, как раздирали душу звуки "Песни без слов" Мендельсона; не было почти никого из публики, кто бы не вытирал слез, а я рыдала, спрятавшись в темный угол комнаты. Помню, как-то наш отец сказал в дни этой выставки:
"Верещагин — гениальный штукарь, но — и гениальный человек, переживший ужас человеческой бойни.

   Вместе с Русской армией Верещагин побывал в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Сражался в пехоте, кавалерии, с моряками взрывал турецкий монитор, ходил в разведку. В 1867-м уехал в Туркестан, в действующую армию, где состоял прапорщиком при генерал-губернаторе Константине Кауфмане и участвовал в баталиях, в том числе в обороне Самарканда в 1868 году.

В Третьяковской галерее есть картина Верещагина: у крепостной стены во главе отряда солдат стоит полковник с саблей в руке — это будущий генерал Николай Назаров, который оборонял участок Самаркандской крепости. 600 русских, в том числе и Верещагин, восемь дней отбивали атаки десятков тысяч врагов. После снятия осады в гарнизоне отметили хладнокровие прапорщика в самые опасные минуты боя. За мужество 26-летний Верещагин был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.
 
В июне 1877 года в минной атаке на Дунае Верещагин был ранен, едва не умер от гангрены в госпитале в 35 лет. А затем, не дожидаясь выздоровления, сбежал из госпиталя, чтобы успеть к третьему штурму осажденной нашими войсками Плевны.
Зимой с частями знаменитого генерала Михаила Скобелева он уже сражается на Шипке у деревни Шейново. Но в конце войны Верещагин откажется от награждения Золотым оружием "За храбрость", что позже объяснит так: "Слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю "мишуру" славы человеческой".

На фронте Верещагин все время делал наброски в альбомах, этюды на маленьких, величиной с ладонь, дощечках — сохранилось свыше 200 рисунков и более 60 этюдов: места сражений, укрепления, лагеря, лазареты, убитые, замерзшие, братские могилы.
У художника сложились дружеские отношения со Скобелевым.

 В 1902 году была опубликована книга Верещагина "На войне: воспоминания о Русско-турецкой войне 1877 г." с добрыми словами об отважном генерале, умершем в Москве в 1882-м.

В России Балканская серия экспонировалась дважды — в Москве и Санкт-Петербурге. В Европе и Америке вокруг его выставок — ажиотаж, среди его почитателей — Гаршин и Гончаров, Мусоргский и Менцель, Лист и Сара Бернар. В Вене за 26 дней — 110 тысяч посетителей, а в последний день выставки — почти 20 тысяч! Толпа даже вышибла двери! В Берлине за 40 дней — 85 тысяч. Художник предоставил бесплатный вход военным, но фельдмаршал Мольтке запретил чинам германской армии посещать выставку.

Сила воздействия Туркестанской серии состояла, прежде всего, в откровенно эпатирующих, страшных сюжетах (в ряде случаев представленных в натуральную величину), которые, в союзе с натуралистической манерой письма уподобляли картины Верещагина экспонатам кунсткамеры. Это воздействие усиливалось благодаря восточной экзотике — красочные костюмы, архитектурные сооружения, детали которых Верещагин выписывал с маниакальной достоверностью (поэтому, вероятно, и «реалист»), — а также эффекту освещения, продиктованному натурой и достигаемому контрастной гаммой локальных цветов при сильной разбелке. Именно в этой высветленной палитре в сочетании с непривычной тротой красок Крамскому виделся «блестящий колорит».
 
Но в течение тридцати с лишним лет государственные музеи России не приобрели ни одного полотна этого «скандального» художника.   
Верещагину как-будто дают почувствовать ненужность его искусства, но художник не сдается, продолжая следовать за собственным любопытством.

Он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, а также Москве, где пробуждается его интерес к национальной старине, древнерусскому деревянному зодчеству, крестьянскому искусству.
В 1888-м Верещагин отправляется в Ярославль, Ростов, Кострому, в начале 1890-х посещает родные места — Вологду и берега реки Шексны. Летом 1894-го с семьей путешествует на барке по Северной Двине на Белое море и Соловки. Русская серия включает около 100 живописных этюдов!

Верещагин был наделен удивительной, по его выражению, «прямо страшной памятью прошлого». Его память прочно удерживала малейшие подробности виденного и позволяла возвращаться к ним спустя много лет. В Мюнхене он работает с натурщиками, сверяет каждую подробность с подлинными костюмами, оружием, утварью, привезёнными из Туркестана, однако очень многое делает по памяти. При этом художник ничего не привносит «от себя». Его задача - достичь адекватности между тем, что он пишет, и тем, что предстаёт его внутреннему взору, не допустить «двоедушия», между реальностью, как она живет в его памяти, и живописным изображением.
 Оригинальное создание Верещагина — "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей": портрет и беседа-рассказ портретируемого о самом себе, синтез живописи и литературы.

В издательстве "Русская мысль" вышел его трехтомник, одновременно опубликован и немецкий перевод под названием Der Kriegscorrespondent ("Военный корреспондент"), Верещагин принципиально описывал только то, что сам увидел и почувствовал: "...я полагаю, что все в руках большого таланта может быть предметом художественного изображения; необходимо только, чтобы этот большой талант знал предмет, о котором пишет". В одной из поздних статей он предрек скорый уход реализма из русского искусства, молодежь пойдет "к импрессионистам, символистам, декадентам", а "к середине XX столетия нас зачислят в разряд старых колпаков, идеалистов". Сбылось...

В 1874-м Академия художеств присваивает Верещагину звание профессора, от которого он публично отказывается, считая "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными".
Он первый, кто ставит себя вне традиций, в этом его поддерживает Крамской: "Верещагин делает то, что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же". Коллеги долго критически относятся к его чужеродным "цветным заплаткам", новым технике и манере письма.
Всех переубедил опять же Крамской: "Это блестящий успех новой русской школы, безусловное достижение, высоко поднимающее дух русского человека, заставляющее сердце биться гордостью, что Верещагин русский, вполне русский!".

  В 1914 году, к 10-й годовщине гибели В.В. Верещагина, в городе Николаеве был открыт Художественный музей имени В.В.Верещагина. Он стал официальным памятником знаменитому художнику. Благодаря высокому уровню произведений самого В.В. Верещагина, которые были переданы в Николаев его вдовой Лидией Васильевной Андреевской, а также работ из частного собрания российского императора Николая ІІ, от начала существования музея в нём был предусмотрен и высокий художественный уровень всего собрания.

   Художественный мир Верещагина со временем не тускнеет.
 Верещагин первым отважился не просто сказать, а буквально прокричать в лицо всем настоящую правду о войне. В пику своим предшественникам, живописно отображавшим лишь сцены военных побед, Верещагин представил войну как величайшую, общую трагедию и побеждённых, и победителей.

(Продолжение во 2-й части.)

Материалы

1 Верещагин В.В. - художник легендарной судьбы и славы.
http://www.exposter.ru, http://www.bibliotekar.ru/kVeresch/
2 Василий Верещагин — вдохновленный ужасом войны.

3  Кудря Аркадий Иванович. Верещагин https://biography.wikireading.ru/156506
4 Возвращение Верещагина https://rusmir.media/2012/12/01/dom
5 Война с войной. https://rusmir.media/2018/04/05/verechagin
6 Переписка В.В. Верещагина и П.М. Третьякова. 1874-1898 / Сост. Н.Г. Галкина. М., 1963 
7 Электронные репродукции картин и других графических произведений мастеров .