Отец, спасибо за Победу!

Валентина Ковальчук 3
                Отец, спасибо за Победу!
В небольшом шахтерском городке Торезе Донецкой области, среди конусообразных терриконов, пышных садов и великолепных роз, глубоких ставков и широких балок, в год полета в космос первого космонавта Юрия Гагарина родилась я, учитель по призванию и по династии. Никем другим, кроме учительницы, никогда стать не хотела. Вы сейчас поймете, почему… Нашей учительской династии  почти 200 лет, все выходцы  из крестьян, но  советская власть дала  моим родственникам возможность учиться и нести знания в село. Вот они, влюбленные в свое дело люди: мама Разина Екатерина Тихоновна-учитель географии, биологии; папа Кисель Андрей Егорович - учитель рисования, черчения, трудового обучения; дядя Разин Александр Тихонович - учитель русского языка и литературы, директор сельской школы;  дядя Коник Степан Алексеевич - учитель географии, директор сельской школы; тетя Коник Анастасия Алексеевна - учительница начальных классов; я-Ковальчук Валентина Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №167 города Новосибирска, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Надеюсь, что династия будет продолжена сыном Ковальчуком Иваном  Сергеевичем, выпускником аспирантуры СибГУТИ с правом преподавания программирования в университете, и внучкой Железновой Аленой Денисовной, у которой мой характер.
  Труд педагога есть страна мудрого и  вечного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы. Эту истину я познала  еще в раннем детстве и пронесла ее через тридцатипятилетнюю учительскую практику.  Родители стали первыми моими учителями. Сколько тепла, мудрости, терпения, чуткости они мне дали - никакими мерками не измерить. Но сегодня в канун 75-летия  Великой Победы хочу особо поклониться отцу своему, Андрею Егоровичу,, который вместе с другими солдатами ковал победу. На фронт он ушел в 1943 году восемнадцатилетним юношей, служил наводчиком двадцатимиллиметровой пушки-гаубицы, освобождал от фашистской чумы Польшу и Германию.  На войне отец   прошел  и огонь, и воду, и медные трубы на  Зееловских высотах и в Берлине при взятии имперской канцелярии, во дворе которой находился бункер ставки Гитлера. Воюя  в составе  одного из девяти гвардейских тяжелых самоходно - артиллерийских полков САУ Первого Белорусского фронта, Андрей Егорович проявлял  мужество и героизм, за что награжден двумя орденами  Красной Звезды,  орденом  « Отечественной войны II  степени», медалями:   «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
Домой победитель вернулся нескоро. 6 июня 1945 года были опубликованы соглашения четырёх союзных держав о разделении территории Германии на четыре зоны оккупации и о контрольном механизме в стране, в соответствии с которыми верховную власть в Германии, в период выполнения ею основных требований безоговорочной капитуляции, должны осуществлять советский, британский, американский и французский главнокомандующие, каждый в своей зоне, согласно инструкциям соответствующих правительств. Почти пять лет в Германии отец служил полковым писарем, прочитал все книги из военной библиотеки и обучился грамотности, чтобы письма писать без ошибок моей маме, сельской учительнице. Победить, оказывается, можно не только врага, но и свою безграмотность. При поступлении в педагогическое училище молодой человек в гимнастерке ( с одеждой после войны было туго) без единой ошибки написал диктант, чем очень удивил приемную комиссию, а председатель комиссии, седовласый мужчина, тоже фронтовик, пожал отцу руку с приветствием: «Знай наших! Вот какие орлы Берлин брали».
  В чем же секрет педагогической успешности моего папы-фронтовика? Думаю, что в  том самом  уровне нормальной здоровой агрессивности, которая выполняет защитные функции, в его  способности  установить границы при взаимодействии с окружающими: «Так со мной нельзя!». И здесь не машут руками и не повышают голос, это внутреннее состояние, человеческое достоинство. Его видно по осанке, темпу речи, уверенности, чувству юмора.
  Как-то  папа встречал меня ночью на автостанции ( я возвращалась домой, месяц на каникулах провела у бабушки в деревне), к дому мы пошли глухими дворами. Неожиданно  из подворотни  «вылетела»  стайка подростков: «Дед, дай закурить». Отец не испугался и спокойно ответил: «Я не курю, сынки, бросил 9 мая 1945 года в Берлине». Ребята онемели и быстро удалились, сказав: « Прости, отец». Отец простил и всегда прощал ребячьи шалости, но никогда не допускал панибратства, пренебрежения к человеческой личности.              Однажды на последнем по расписанию уроке трудового обучения сынок высокопоставленного чиновника отказался дежурить в мастерской: подметать пол, убирать стружки, приводить в порядок станки: мол, унижает дежурство его «личность», дома  всегда бабушка подметает. После уговоров и воспитательной беседы, которая не возымела результатов, Андрей Егорович запер кабинет изнутри: «Раз так, будем коротать время в мастерской, пока отец за тобой не придет, вот вместе с ним и наведете здесь порядок, ведь твоя же очередь дежурить». Папа стал проверять детские чертежи, а подросток – распыляться угрозами: «Да вас за это с работы уволят! Как вы смеете не пускать меня домой и заставлять работать?» Через  час пришел отец зазнавшегося ученика, тот самый строгий начальник. Он внимательно выслушал требования учителя, покраснев при этом с головы до пят, молча, одним взглядом заставил сына все убрать, а потом извинился перед моим отцом, крепко пожав ему руку: « Спасибо, Андрей Егорович, за урок и сыну, и мне тоже. Больше такого не повторится, я и дома загружу его работой. А вы учитель настоящий, от Бога!»   Признание труда учителя родителями – это та же награда, мотивация к дальнейшей деятельности. Кстати, тот нерадивый когда-то ученик стал хорошим другом моему отцу и всегда заботился о его здоровье, так как выучился на доктора и работал в нашей районной больнице. Да и многих подростков мой папа воспитал честными, принципиальными, ответственными людьми, настоящими тружениками. Слава тебе, учитель!
  Вот они, педагогические принципы моего любимого учителя-отца: спокойствие, терпение, бесстрашие, доброта, уважение к личности ребенка, трудолюбие, стремление научить детей творчески мыслить при изготовлении деревянных изделий или создании рисунков и четкие  границы при взаимодействии с детьми, родителями, коллегами: «Так со мной нельзя! И ни с кем так нельзя! Нужно правильно, по совести!»
 Папа не покидает меня до сих пор, наблюдая своими внимательными глазами с небес за моей жизнью, и часто дает мне советы, как поступить, казалось бы, в неразрешимых ситуациях.  И ситуации каким-то образом сразу же разрешаются.
  В память об отце я написала очерк и отправила в издательство Российского  союза писателей.  Статья вошла  в сборник «Георгиевская лента». Президиум Российского союза писателей принял решение о награждении меня  медалью «Георгиевская лента 250 лет». Награда учреждена Российским союзом писателей в год 250-летия основания Георгиевской ленты и по своему статусу, в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» 82-ФЗ, является общественной наградой, вручаемой поэтам и писателям за вклад в укрепление национального самосознания и патриотизма. Церемония награждения состоится 7 мая в Большом конференц-зале Правительства Москвы в канун празднования 75-летия Великой Победы. В случае, если карантинные мероприятия в Москве не будут сняты до 7 мая, церемония вручения наград будет перенесена на другую дату. Но разве это важно? Главное-жива память о людях, отстоявших мир и научивших молодое поколение справляться с любыми трудностями и бедами.  И коронавирус мы обязательно одолеем, даже не сомневаюсь в этом.
  А эта  награда пусть будет тоже твоей, герой-фронтовик, мудрый учитель, прекрасный отец и человек. Спасибо тебе, родной,  за Победу и вечная память!