История нашего родства. Глава 14

Андрей Женихов
               Род Василия Никитича Добренко.
 
   Четвертым ребёнком в семье Никиты и Марии Добренко был Василий. Он родился 13. 04. 1884 года. К сожалению, о его детстве и ранней юности никакой информации не сохранилось, кроме уже упомянутой. Он учился на корреспондента. У него была большая любовь к книгам, к обширным знаниям и всякой новой и полезной информации. Позже о нём скажет одна из племянниц: "Даровитый у нас был дядюшка". Василий печатался в газетах, журналах, писал книги, статьи, стихи. Он очень любил музыку, хорошо и свободно играл на нескольких музыкальных инструментах. Хотя особая склонность была у него к гитаре.
   Его отец как-то поехал из станицы Спокойной в станицу Зеленчукскую по своим делам и приметил там для Василия одну девицу. Познакомились. Её звали Василиса. Наверное, в этот момент Никита вспомнил сказку Пушкина, где одной из героинь была тёзка девушки с приставкой "прекрасная". У молодицы совпадали и имя и приставка. Никита вернулся домой в станицу Спокойную с хорошей новостью. Недолго собирались и вскоре поехали на смотрины.  Красавица ни дать, ни взять - хороша. Возвращаясь домой, по дороге Никита спрашивает: "Ну как сынок невеста, берёшь?"  У Василия на примете была другая девушка, но он побоялся идти против воли отца и согласился. Вскоре сыграли свадьбу.

         Женитьба.

Сын подрос в семье, Василий, парень видный, хоть куда.
Сильный, рослый и красивый, с круглой ямкой борода.

Есть в подворье лошадь, бричка - транспорт, всё же не пешком,
Отрок был в глазах девичьих подпоясан кушаком.

Повзрослел, прошли веснушки, двадцать первый год пошёл.
В двух соседних деревушках, две невесты он нашёл.

Папа с мамой суетятся, свадьба всё же "на носу",
Очень скоро, может статься, сын засватает "красу".

А затылок в думах крепких, хоть чеши, хоть не чеши,
Сбилась набок даже кепка... Обе девки хороши!

 - Что сынок? - спросил папаша. - На смотрины, вот, пора!
 - И какая будет наша? Ждём ответа до утра...

Мать сыночка разбудила, думал ночку напролёт:
 - Ту берём, куда кобыла на развилке повернёт!

Лихо скачет вороная, пыль под дрожками клубит,
И дорога полевая к Василисе напрямик.

Поженились, породнились и стрелой летят года,
Но любовь не сохранилась, жизнь не ладится... Беда!

 - Что? - опять спросил папаша. - Чую, дело - ерунда...
 - Вижу я, кобыла наша повернула не туда.

Сын ответил, голос с дрожью, стыдно, голову нагнул:
 - На развилке вправо вожжи я... немного... потянул...

 - Чем тебе поможем с мамкой?- краток был ответ отца.
 - Потянул сынок ты лямку, так тяни уж до конца.

   В 1904 году у них появилась малышка Мария, затем Марфа 22 июня 1905, Степан в 1909, Матрёна в 1911,  и Надежда в 1914 году. Василий был высокообразованным(по тем временам), культурным, уравновешенным. Он очень любил детей и хотел с раннего возраста привить им любовь к музыке. Рассаживал их вокруг себя и показывал как правильно брать на гитаре аккорды, слагать их в прекрасную музыку.
   Вскоре началась Первая Мировая война. Длилась она примерно 4 года (официально с 28 июля 1914 г. по 11 ноября 1918 г.). По сути своей - это первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59-ти независимых государств.
Несколько цифр:
 - около 73,5 млн. человек были мобилизованы;
 - убиты и умерли от ран 9,5 млн.;
 - более 20 млн. ранены;
 - 3,5 млн. остались калеками.
   Первая мировая война - это война между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Сербия, позднее Япония, Италия, Румыния, США и др. Всего 34 государства).
  Поводом для начала военных действий в 1914 году послужило убийство в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом, членом организации "Молодая Босния" Гаврило Принципом. Однако, с самого начала Первой мировой войны историков волнует более существенный вопрос: каковы были причины для её начала?
   Причин для начала Первой мировой войны скорее всего можно найти много. Но главной из них большинство историков склонно посчитать конкурирующие интересы наиболее крупных европейских держав. С 19 июля 1914 года Россия вступила в войну против Германии и Австро-Венгрии.
    По мобилизационному плану все одиннадцать казачьих войск немедленно же приступили к формированию льготных полков из казаков второй и третьей очередей. Это означало, что все казаки, отбывшие положенный свой срок действительной службы в строю и жившие в станицах "на льготе", возрастом от 26 до 30 лет, должны явиться в свои окружные полковые станицы на собственных строевых лошадях, с холодным оружием и с полным обмундированием и снаряжением, положенным по арматурному списку "на случай войны". Из них формировались второочередные полки, в которые автоматически вливались и те казаки от 22 до 30 лет, которые по разным причинам (по семейным, сироты и не попавшие в первоочередные полки "за излишком") не отбывали положенный срок действительной службы, но которые в этот восьмилетний срок жили у себя дома в станице. Они также обязаны были иметь и в исправности содержать собственных строевых лошадей, седла, холодное оружие и положенное обмундирование.
   Льготные казаки третьей очереди, то есть в возрасте от 30 и до 35 лет, являлись только с собственными сёдлами, холодным оружием и положенным обмундированием, но строевых лошадей получали от государства. На Кубани не было войсковых конных ремонтных запасов, как и не было табунного коневодства. Поэтому по объявлении войны была обнародована государственная реквизиция лошадей у всего населения.
   Приёмная комиссия оценивала стоимость лошади, её годность в строй и она передавалась казаку в полное пользование на время войны.
Таким образом Кубанское войско по мобилизации 1914 года на собственный счёт добавочно выставило 22 конных полка шестисотенного состава, то есть около 22 тысяч конных казаков.
   Все полки казачьих войск получали от государства винтовки, пулеметы, питание, фураж и подковы для лошадей.
В мирное и военное время рядовой казак получал жалованье 50 копеек в месяц, младший урядник - 1 рубль, старший урядник - 3 рубля 50 копеек. Это была общая ставка во всей Русской армии. Но казаки, не считаясь с рангами, получали ещё так называемые "ремонтные деньги" - 1 рубль 78 копеек в месяц для содержания в исправности всего своего снаряжения и обмундирования.
   После русско-японской кампании все казаки, выступавшие на действительную службу, получали от государства денежную помощь: кавалеристы по 100 рублей, а пластуны по 50 - на покупку коня. В то время строевой конь стоил около 300 рублей. Все 11 полков второй очереди Кубанского войска немедленно же выступили на Западный фронт и с приданием им немногих полков третьей очереди составили следующие дивизии: 1-ю Кубанскую казачью льготную дивизию: 2-й Запорожский, 2-й Уманский, 2-й Таманский, 2-й Полтавский полки.
   Вторую Кубанскую казачью льготную дивизию: 2-й Хоперский, 2-й Кавказский, 2-й Кубанский, 2-й Лабинский полки.
4-ю Кубанскую казачью льготную дивизию: 2-й Екатеринодарский, 2-й Черноморский, 3-й Запорожский, 3-й Полтавский полки.
Кубанскую отдельную казачью льготную бригаду: 2-й Линейный, 3-й Хоперский полк, в котором служил наш прадед Василий Никитич Добренко.
   Итак, по объявлении войны 1914 года Кубанское казачье войско сразу же выставило на фронт 33 конных полка, 5 конных батарей, около 50 особых конных сотен и 18 пластунских батальонов. Всего - 60 тысяч казаков и 45 тысяч строевых лошадей.
И вся эта масса воинов выступила с полным своим обмундированием, снаряжением и лошадьми, купленными за свой собственный счёт. Казачьи семьи были многолюдны. Три, четыре, пять сыновей были не редки. По войсковому положению почти все они проходили свой срок положенной службы. (Некоторые данные взяты из свободного доступа в интернет ресурсах).
   И вот теперь, когда сразу же восемь присяг льготных казаков без освобождения от службы по семейным и другим обстоятельствам, как это бывает в мирное время, многие сотни казачьих семейств выставили на фронт двух, трех, четырех, пятерых своих сыновей.
   Дома в станицах осталось такое же количество, то есть около 60 тысяч молодых жен-казачек в возрасте от 19 до 33 лет (у казаков жена всегда моложе мужа на два года) со многими детьми. Им плакать не пристало, да и некогда, так как надо трудиться в разнообразном казачьем хозяйстве: в степи, на своей ниве, на казачьей земле...
   Многие из них, горемычных, уже и не увидели своих мужей-казаков.
Велика была жертва всего Казачества на алтарь Отечества!