Ювелир с душой поэта

Игорь Субботин Гродно
Журнал «Гродно», №5 (36) май 2020

Рубрика: #ПРОФЕССИОНАЛЫ

Жанна Янчевская
Фото Алексея Бибикова

                Ювелир с душой поэта

   С металлом и словом, ювелирно соединяя драгоценные звенья и поэтические строки в нечто целостное, давно не расстаётся Игорь Субботин. Поиски золотой середины привели к простой истине: не в делении, а в сочетании разных интересов и способностей, присущих человеку, рождается гармония бытия.
   Познакомившись с новым героем нашей постоянной рубрики «Профессионалы», снова повторяю: сколько же интересных людей живёт в нашем городе!
   В ювелирной мастерской Игоря Субботина, буквально заполненной творчеством под самый потолок, по-домашнему уютно и по-человечески любопытно. Профессиональные инструменты и приборы соседствуют с книгами, кассетами, фотографиями, сувенирами.
   – Интересная история  есть у каждой прописавшейся здесь вещи, – замечает Игорь и с улыбкой добавляет, - недаром я называю мастерскую офисом моей души. За тринадцать лет, которые тут тружусь, накопилось немало жизненного багажа. Он дорог и нужен именно мне. Хорошо, что есть место, где всё это можно хранить. В своё время мы с братом решились открыть частную мастерскую. Тогда пришлось и кредит взять, и машину продать. Нелегко было начинать, хотя за своё дело я ведь взялся после семнадцати лет работы в государственной ювелирной мастерской.
   Задатки к рисованию и сочинительству учителя заметили у Игоря ещё в начальной школе. Позже парень увлёкся выжиганием, оформлением школьной стенгазеты, занятиями в художественной студии и судомодельном кружке. После школы собирался поступать в радиотехнический институт, но серьёзно заболел отец. Юноша остался дома, чтобы помогать маме в уходе за папой и присматривать за четырёхлетней сестричкой. Устроился на работу в телевизионную мастерскую, однако вскоре пришлось уволиться, так надо было постоянно находиться рядом с папой. В военкомате в связи с уважительной причиной призывнику дали отсрочку. Когда же отца не стало, Игорь пошёл работать туда, куда брали – слесарем на завод, потом – в армию. Там пригодились навыки, полученные в автошколе и на заводе, а за время службы освоил специальности автоэлектрика, аккумуляторщика, киномеханика. А ещё стал увереннее держать в руках кисточку, потому как часто рисовал плакаты и незатейливые картинки в армейских альбомах. И первые стихи родились именно там, вдали от родных, по которым очень скучал.
   – На гражданку вернулся взрослым, возмужавшим и с …пятью специальностями. Брат отца посоветовал идти учеником в ювелирную мастерскую. Для этого нужно было сдать своего рода экзамен в администрации «Рембыттехники». Эскиз серёжек, который нарисовал, понравился специалистам, и меня взяли в подмастерья. Учиться предстояло девять месяцев, но я в три раза быстрее всё освоил и получил специальность мастера по производству ювелирных изделий. С энтузиазмом нарабатывал опыт, повышал разряды, получил собственное клеймо, – вспоминает Игорь. – Вот такими были мои университеты…Кстати, в мастерской с профессиональным образованием работал только один мастер Валентин Лазук, все остальные учились друг у друга.
   Где располагалась единственная в городе ювелирная мастерская, гродненцы старших поколений ответят без раздумий. Конечно, на улице Калиновского. Многие годы попасть туда можно было, лишь выстояв длинную очередь или по предварительной записи. Два десятка мастеров не справлялись с валом заказов, тем более что в областной центр ехали люди со всей округи. В некоторые города мастера даже выезжали в установленные дни и оформляли заказы. Чаще всего люди несли старые сломанные золотые изделия, чтобы мастера по образцам с витрин выплавили из них современные кольца, серьги, цепочки, кулоны. Если клиент приходил с собственным видением будущего украшения, создавался эскиз, детально прорабатывался каждый элемент изделия.
   В виртуальной шкатулке самых неординарных авторских изделий мастера Субботина гарнитур в стиле ар-деко, филигранное колье, перстень с марионом, колечко с моховым агатом, брошь в виде паука с каменным брюшком… Одни работы ювелир делал на конкурс, другие – на заказ. Экспериментировал и с золотом, и с серебром – оно помягче, легче в работе, но всё-таки интереснее было работать с «солнечным» металлом. Память об этих украшениях осталась только на фотографиях, а владеют ими родные, друзья, знакомые и незнакомые люди.
   – Вот заготовка из золотого бруска для будущего кольца, – начинает Игорь мастер-класс по нашей просьбе. – Нарезаю кусочки золотого припоя. Сейчас буду паять. Мне важно сделать пайку золотым припоем так, чтобы не было видно шва. Золото ведь плавится при температуре чуть больше тысячи градусов, а у припоя она ниже. Вот эта разница в температурах и позволяет сделать шов незаметным. Спаянное кольцо опускаем в отбеливающий раствор из кислот, далее остужаем в воде. Теперь зачищаем, ровняем с помощью ригеля – так называется этот конусообразный металлический инструмент, придаем идеально круглую форму колечку, шлифуем его, полируем и вот работа окончена!
   Несмотря на то, что в ювелирных магазинах сегодня представлены тысячи украшений на любой вкус и кошелёк, люди нередко отправляются в ювелирные мастерские. Чаще всего для того, чтобы из старых колец, серёг, браслетов или цепочек сделать новое украшение. Порой заказчики делятся сокровенными историями даже о самых скромных фамильных драгоценностях и признаются, что чувствуют энергетику, накопленную металлом. В память о своих мамах, бабушках и даже прабабушках женщины продолжают носить золото, переданное им в наследство. По-прежнему часто к ювелирам обращаются женихи. Цены на золото взвинчены. И дабы хоть как-то уменьшить свадебные расходы, родители предлагают молодожёнам переплавить старое золото на обручальные кольца. Да и в сознании людей закрепилось, что советское золото было намного лучше нынешнего.
   –  Пробы золота не изменились, – объясняет мастер, – но действительно бывают изделия настолько мягкие, что от легкого удара металл гнётся. Просто раньше золото было более тяжёлым, практичным в носке. А сейчас даже цепочки делают пустотелыми, и это практически одноразовая вещь – сильно потянул или зацепился и звенья рассыпались. Потому и сохранилась добрая память о советских цепочках, которые всю жизнь носили, и они не рвались, пока металл не перетрётся. А сейчас цепи хрупкие, всё сделано для удешевления изделия, – с сожалением говорит мастер. – Раньше и кольца-обручалки были литые без швов, поэтому они, если надо, растягивались хоть на четыре размера. Но, естественно, сначала нужно их отжигать, чтобы напряжения в металле не было. Теперь же технологии упростили, кольца делают паянные, поэтому и не раскатаешь их намного.
   Теперь Игорь Субботин занимается только ремонтом ювелирных изделий, но уже готов поделиться давно вынашиваемыми планами, осуществить которые задумал вместе с сыном. Виктор учится ювелирному делу в Витебском колледже, участвует в профессиональных конкурсах и, конечно, мечтает реализовывать свои знания в семейном бизнесе. Только сначала, замечает отец, сын отслужит в армии, и они возьмутся за дело с удвоенной энергией. Жена и дочь поддерживают мужскую половину семьи. И младшая сестра Игоря, которую он нянчил в детстве, наверняка подставит плечо, ведь она в ювелирном деле тоже не новичок. Когда-то именно Игорь стал наставником способной девушки, пришедшей в мастерскую на Калиновского учиться на ювелира. Сейчас она также работает в одной из ювелирных мастерских.
   – Вы замечали, как в какой-то определённый период жизни нас непреодолимо куда-то тянет? – задаётся вопросом мой собеседник. – Уверен, это высшие силы нам подсказывают путь, а может, ангелы помогают. Хоть я и не набожный человек, но у меня в памяти много моментов, когда чувствовал помощь или совет свыше. Так и с поэзией было. Первые стихи у меня вообще по ночам писались. Идёт рифма – только записывай! Однажды четырнадцать стихотворений одно за другим родились. Вот и сейчас готовится музыкальный альбом с песнями на мои стихи. Одну из них просто услышал во сне, её пел мужской церковный хор, затем включились женские голоса. Словом, я проснулся от восторга, классных слов и мелодии. Два куплета по памяти записал, третий сразу не смог вспомнить, но днём и его восстановил. Так родилась песня «Неба Житель». Как говорят, хотите верьте, хотите нет…
   Особенно плодотворным в поэзии Игорь Субботин называет последнее десятилетие. Именно в это время вышли в свет его четыре книги: поэтические сборники и два издания с афоризмами. Тиражи изданий небольшие, ведь все они изданы за собственные средства. Но для автора важно, что его творчество не спрятано в ящик стола. Стихи читают, о них спорят, им радуются, они вызывают чувства, побуждают думать, философствовать. К слову, на литературном портале Стихи.ру Российского союза писателей, в который принят и гродненский поэт Игорь Субботин, можно познакомиться с его творчеством. В престижном поэтическом конкурсе, организованном порталом, гродненец участвует уже пятый раз. Литературные конкурсы – яркий штрих, добавляющий адреналина в прозу жизни. Несколько лет назад самодеятельный поэт стал номинантом российской литературной премии «Наследие», диплом ему вручала куратор конкурса – глава Российского Императорского Дома Романовых, общественный деятель Великая Княгиня Мария Владимировна. https://premianasledie.ru/  В 2017 году Субботин участвовал во Всероссийском литературном конкурсе «Герои Великой Победы», вошёл в полуфинал, был награждён дипломом и памятной медалью конкурса.
   Пять лет назад благодаря инициативе Игоря Субботина в нашем городе открылось необычное литературное кафе «Три свечи». На его поэтических четвергах побывали многие начинающие стихотворцы, известные авторы и музыканты. Издано несколько коллективных сборников стихов. И самое важное, что «Три свечи», как вера, надежда, любовь, очень нужны людям с тонкой душевной организацией.
   В начале весны наш герой принимал поздравления с юбилеем. На день рождения прилетел даже армейский друг-чуваш из Татарстана. Подаренные родными и близкими эмоции наполнили душу теплотой, мысли – философией, руки – силой.
   – Что такое пятьдесят?! Старость ещё далеко, а молодость – она рядышком. Я весьма оптимистично отношусь к проблемам,  которые случаются в жизни, их просто  нужно решать или достойно принимать, – говорит собеседник. – Вот уже открылось второе дыхание в профессиональном плане и есть огромное желание продолжать писать стихи, прозу, издавать книги. Ещё есть идея сценария для пьесы. В общем, вопреки любым обстоятельства жизнь на паузу я ставить не собираюсь!