Десятистишие. Одическая, Онегинская, балладная, са

Николай Александрович Жданович
ДЕСЯТИСТИШИЕ (ДЕцима).

Десятистишие – строфа
И сложная и редкая,
Из десяти стихов она,
Испанская брюнетка.

По странам кинулась в «подряд»,
Европа ей рукоплескала.
И больше двух веков назад
К российским берегам пристала.
И без особых здесь преград
В поэзию внесла свой вклад.

Пришла с одной рифмовкой строк:
             АББААВВГГВ,
А прижилась уже с другой:
             АБАБВВГДДГ,
И даже с третьей и иной:
             ААББВВГГДД.
Диапазон души широк!
Насколько, многим невдомёк.

«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих.
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать»
(М.В. Ломоносов)
(Схема рифмовки: АБАБВВГДДГ.)

«И рассудок, и сердце, и память губя,
Я недаром так жарко целую тебя –
Я целую тебя и за ту, перед кем
Я таил мои страсти – был робок и нем,
И за ту, что меня обожгла без огня,
И смеялась, и долго терзала меня.
И за ту, чья любовь мне была щитом,
Да, убитая, спит под могильным крестом.
Всё, что в сердце моём загоралось для них,
Дорогая, пусть гаснет в объятьях твоих»
  (Я.П. Полонский)
(Схема рифмовки: ААББВВГГДД.)

***

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА.

Из десятистишных есть одна…
Да-да, Одическая строфа.
Жила, цвела всё там, где Оды,
Вкусив жанр лирики, она
В поэзии с капризом моды
Расширила свои права:
И в песнях, вдруг, она своя,
Не чужды ей стихи, баллады…
Так незабвенно шла Строфа
В двадцатый век с времён Эллады.

И здесь уже, с забвеньем Оды,
Строфа гуляет там и сям.
Там, где любовь и где невзгоды,
Где в городах и весях, - всяк
Звучат реальной жизни ноты,
На Оду просто спрос иссяк,
И вряд ли ей найти работу.

Строфа же Оды, между тем,
Ещё жива для разных тем.
А как звучала в Новом Свете,
Из уст новаторов – поэтов,
Строфа Одическая эта:

«Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб»
(Г.Р. Державин)
(Схема рифмовки: АБАБВВГДДГ.)

***

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА.

Строфа – четырнадцать стихов,
Размер – четырёхстопный ямб,
И много ещё в ней всего,
Что будет интересно вам:

Четверостиший – три в строфе,
Двустишие одно – в конце.
Рифмовка разная везде –
Все виды рифм в одном стихе.

- А сколько женских клаузул, мужских?
В какой пропорции они стоят?
- В пределах сорока на шестьдесят,
Стоят по схеме на местах своих.

- Ну а рифмовки схема какова?
- АБАБВВГГДЕЕДЖЖ.
Сначала перекрёстная она,
За нею смежная (иль пАрная),
Охватная (иль кольцевая) вслед.
В конце строфы двустишие – двойная.
Закончили с вопросами уже?
- Расположенья клаузул здесь нет?
- Внимательно  смотрите, - есть ответ:
АбАбВВггДееДжж,
Где прописные буквы – женские,
Где буквы строчные – мужские.
И рифмы с ними идут тут же:
Женские: А.АВВД..Д,
Мужские: б.бггеежж.

Строфа возникла не случайно, она –
Для стих. романа «Евгений Онегин»,
Обречена успехом изначально,
Чтоб вскорости предаться вечной неге.
Написана знакомым гением одним.
Кто догадался, - А.С. Пушкиным самим:

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красоты сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна»
(А.С. Пушкин)

***

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА.

Баллады подавай романтикам – поэтам,
Чтоб были в них предания, легенды, песни.
Балладная строфа основана на этом, –
На главном жанре той поэзии, без лести.

Строфа Балладная – развитие сюжета
В одном, пусть небольшом, стихотворении.
В его сюжете «странный случай» без ответа.
Загадочность, неразрешённость в изложении:
«Есть монахиня в древних Драйбургских  стенах:
И грустна и на свет не глядит;
Есть в Мельрозской обители мрачный монах:
И дичится людей и молчит»
(В.А. Жуковский)

Строфа Балладная жила особенно
От романтизма раннего
До романтизма позднего:
Нечётная строка её длиннее чётной,
А, значит, стоп в ней больше, чем у чётной.
Впоследствии, уже в двадцатом веке,
Наметился уход строфы от жанра,
С ней строгость, стиль померкли,
Пришла пора для строф иного шарма:

«Ночь, как дыню,
Катит луну.
Море в берег
Струит волну.
Вот в такую же ночь
И туман
Расстрелял их
Отряд англичан.

Коммунизм –
Знамя всех свобод.
Ураганом вскипел
Народ.
На империю встали
В ряд
И крестьянин
И пролетариат.
Там, в России,
Дворянский бич,
Был наш строгий отец
Ильич.
А на Востоке
Здесь
Их было
26»
(Сергей Есенин «Баллада
о двадцати шести»)

***

САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА.

На острове Лесбос рождённая,
Сапфо о любви поёт.
В поэзию с детства влюблённая,
И дышит стихом, и живёт.

Строфу создала в стихах новую,
Отличную от других,
На слух и на глаз нерифмованную,
По тонике – в метрах своих.

Отныне в кругах поэтических
Строфу называют Сапфической!

Вот как строфа Сапфическая
В строю логаэдическом
Представлена графически:
_U_U_UU_U_U
_U_U_UU_U_U
_U_U_UU_U_U
_UU_U
Четыре строки – логаэды,
В веках Горацием воспеты.

Она одна среди надёжных,
Из трёх 11-сложных
И 5-сложного стихов,
Из всех античных «твёрдых» строф.

В античной лирике когда-то,
И в имитациях её потом,
Строение строфы, однако,
Что в переводах, что в стихах – одно.
Примеров несколько дано,
Проверим, так ли всё оно:
 
«Хотяй чистоту І свою сохранити,
Должен есть с полом І противным не жити,
Сожитие бо І похоть возбуждает,
              Девства лишает»
(Симеон Полоцкий, «Жен близость»)
«Будет день – и к вам, І молодые девы,
Старость подойдет І нежеланной гостьей,
С дрожью членов дряблых, І поблекшей
 кожей,
              Чревом отвислым, –
Страшный призрак! Эрос, его завидя,
Прочь летит – туда, І где играет юность:
Он – её ловец. І Пой же, лира, негу
              Персей цветущих»
(Сафо, пер. Вяч. Иванова)

«Ты клялася верною быть вовеки,
Мне богиню нощи дала порукой;
Север хладный дунул один раз крепче –
Счастье исчезло»
(Н.А. Радищев)

***

Продолжение следует ...