Убить зверя

Иоанн Хачатрян
Рассказ Лескова ЗВЕРЬ, отличная, наглядная иллюстрация нашей действительности, приточно показывающая лицемерие падшего человеческого естества, его нрава и превратного суда!
Автор описывая замкнутое, самодостаточное общество, где есть иерархия власти в лице дяди автора - помещика, который держит всех в узах страха, где есть люди со звериным нравом и зверь, в лице медведя Сганареля, с человеческим нравом, тонко уравнивает людей и зверей. Рассказывается и о других медведях, которые были до Сганареля, но по закону этого общества, как только они теряли свою человечность и начинали "шалить", проявляя звериный нрав - подвергались уничтожению, с проявлением изощрённого зверства и бесчеловечия.
Всё это мы наблюдаем в нашем обществе, во всех нас, в той или иной мере, таится зверь, который обуздан внешними и внутренними механизмами сдерживания, которые если обозначить одним словом, то это страх! Страх наказания (ответственности), страх бесчестия, страх общественного мнения, страх потерять кусок своего пирога, потерять своё место под солнцем и т.д.
И вот, как только нечто из этого механизма нарушается и человек проявляет свой звериный (скрываемый до того) нрав - остальные (люди-звери) члены этого общества, уже по праву, с допуском проявить скрываемую звериность, восстают на этого "выскочку" с одной целью - "уничтожить"! И в большинстве случаев, это делается с нарушением справедливости, адекватности воздаяния - не око за око, как у ветхих людей,  но порой и жизнью (годами из жизни - лишение свободы). Сразу обществом воздвигается стена, между им и его бывшим членом, и этот принцип касается всех членов общества (а те кто подкупом или блатом избавляют от наказания, это делают темже зверством - только иного вида) - не терпящего, не милующего дерзнувщих показать оскал, и что важно отметить, не делается и попытки (за исключением Церкви) путём пробуждения совести, вразумления, путём милосердия (пряника), милости вернуть этих провинившихся, на самом деле больных, отпавших от них же, таких же, как они,
назад в общество, нет, они подлежат 100% наказанию, т.е. работает только метод кнута!
Тут поднимается глобальный вопрос - почему? Ответ один, потому что все они сами внутренне, природно больны! Зверством, немилостью, бесчеловечностью...и воочию подтверждаются слова Евангелия - мир лежит во зле! И от этого вируса, гнилья зверства, может спасти, излечить только Милость, Любовь, которую и проявил Христос Бог к падшему человечеству! Ибо только опыт Церкви имеет и может рассказать и показать миллионы случаев этого чудесного преображения, когда Милость из зверей сделала людей, делала небожителей, этим подтверждая эффективность этого пути.
И это тоже можно увидеть в этом замечательном рассказе, любовь и милость одного человека, сделали лютого зверя человечным, до того, что даже во время травли, при угрозе смерти, вопреки инстинкту самосохранения, Сганарель не терял свою человечность к тому в ком он увидел друга и искреннюю любовь.
В рассказе, можно увидеть и другой "грешок" нашего общества, то что практически частный и общественный суд никогда не учитывают и не борятся с этим, это мотивы побудившие провинившегося совершить те или иные поступки, ведь до того, он был как все они... Ведь практически никогда не наказываются те кто довёл другого до зверства. А в нашем случае можно предположить, что издевались над медведями, раздражали...т.е. общество само подстрекает на зло, рождает зло, а потом одевая лицемерно маску правосудия с травлей уничтожает своих же чад, свои же порождения.

Ещё одно лицемерие проявляемое между людьми, когда за один проступок (или два) выносят безапелляционный "приговор" о всей жизни и сущности виновного, как бы он до того, только этим и занимался, но по отношению к себе этого никак неприемлят... И другое лицемерие, также особенно часто проявляемое в межличностных отношениях, лежит в контексте обвинения к провинившемуся - "ты был в силах это не сделать, но сделал!", как бы они сами свободны от насилия зла и совлеклись ветхой природы, ибо когда они сами оказываются в роли обвиняемого, жаждут к себе милости, понимания и снисхождения, оправдывая себя: "бес попутал", "я не хотел", "не знаю, что на меня нашло"... т.е. тогда признают свою немощь и рабство пороку, но сами это право не хотят дать ближнему. Этот замкнутый круг и создаёт, и умнажает ад немилости на земле, ибо если бы мы представили бы такую картину, где к выновным оказывают милость, добром обличая безосновательность их зла, эта Милость творила бы чудеса, - тут в качестве отступления, надо сказать, что речь не о слепом пацифизме, но о том, что если и приемлемо наказание, изоляция и уничтожение, то только к тем, кто "ведает что творит (зло)!", кто сроднился со злом и упорствует в нём, не каяться, не желает света жизни и добра!
Пример и такой чудотворной милости, имеется в этой прекрасной письменной картине нашей действительности!
Тот кто вопреки страху, сохранил человечность, только он может изменить других и обратить от зверства! Все зная нрав помещика, не чаяли милости к тому, кто (Ферапонт) оказал милость к осуждённому, и всё именно шло к его наказанию. Пришёл помещик и хотя поступок был наглядный, но зло всё искажает, и это немое кино, который он увидел, ещё держалось на периферии ума и в территории "оскорбленной" чести и "справедливого" кнута, пока не вмешался мудрый священник и словом Божьим не высек искры слёз из отвердевших жестокостью, каменного сердца и глаз. Только тогда он увидел в тоже самом "кино", но уже озвученном священником, не зло, но добро!
Добро - именно в бесстрашном стоянии в милости к другому существу! Именно в этой жертвенной, не ищущей своего, а спасения ближнего любви и заключается красота, и именно только такая красота способна спасти мир!

Автор своим умелым пером описав человеческие черты в Сганареле, рождает жалость к нему, заставляя сопереживать участи зверя и "как он" негодовать за такую жестокость от тех, которые за несколько дней до этого, были в дружбе и в любви с ним. А ныне получив удар в спину, окружённый ненавистью,
в шоке от предательства, что наверно является верхом страдания для души живого существа, (ибо верх всего любовь, а тут разбили именно её), он представляет из себя, вопреки всему, самого достойного сострадания и милости, и видим, что наблюдающие за этим, сами стали переживать за него, ибо увидели в нём добро, человеческое уязвлеенное, гонимое добро (черты Человечности и невинного страдальца), особенно, как сказано выше, когда он несмотря на всё, не потерял свою любовь, человечность и ВЕРУ к Ферапонту, обнимая друга, и этим, именно этим он стал выше в добре всего своего окружения! Вот чему бы и нам научиться, ибо редко какой человек сохранил бы веру в такой ситуации! Для Сганареля Храпон (Ферапонт), был как друг, как бог, кому он по своему припал, ожидая помощи и спасения, за кем он пошёл с полным доверием, в котором было сфокусировано всё то добро, что было свойственно этому созданию.

И в качестве эпилога, уместно вспомнить эпиграф Лескова, напоминающий о медведе преподобного Серафима, этим всё сказано, только и только любовь является тем универсальным каналом, средством, которая сводит мосты дружбы, мира, добра, общения между творениями Божьими, и только она имеет силу преображения, силу очеловечивания, возвращающая хищных зверей (людей и животных) в первобытное райское состояние благости, возвращающая ДОМОЙ!
И только любовь, является тем оружием, которая может и которым нам благословлено Самим Небом, совершить убийство, убийство ЗВЕРЯ, если хотите - образа зверя, в нас и в других! Аминь!