Шиганов Николай Васильевич - наш юбиляр!

Татьяна Сергеева 9
"Полет Гагарина - не чудо, а результат колоссального труда"
Далеко не каждому везет стать участником либо свидетелем событий, которые дают новый ход истории страны или даже всего мира.

 Николаю Васильевичу Шиганову повезло дважды:
 
- он стал не просто сторонним наблюдателем, когда сначала был совершен запуск на орбиту Земли первого спутника, затем состоялся полет первого человека, Юрия Гагарина, в космос...
– ему довелось трудиться в космической отрасли и внести свой вклад в ее развитие.

 НИИ-88
Сегодня, 19.05.2020., Николаю Васильевичу исполнилось СТО! лет; простой житель Королева, пенсионер, вспоминая минувшие годы, говорит, что в юности даже отдаленно не предполагал, куда его «закинет» жизнь, и особенно не догадывался, сколько интересных и волнительных моментов она для него приготовила.

Н.В.Шиганов рассказал, что планировал после окончания школы связать свою дальнейшую судьбу с кинематографом. Это были 30-е годы прошлого столетия, и такая работа привлекала многих – кинематограф быстро развивался и нуждался в большом количестве специалистов, желающих стать одним из них было немало… Именно поэтому, когда настал момент поступать в ВУЗ, Николай узнал, что в интересующем его институте мест уже нет. Пришлось быстро менять планы. Так в 1938 году он успешно сдал вступительные экзамены в Краснознаменный Московский механико-машиностроительный институт (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана).


В июне 41-го, как гром среди ясного неба, грянула Великая Отечественная война, а в октябре, когда немцы вплотную подобрались к Москве, было решено всех студентов «Бауманки» эвакуировать в Ижевск.

Только в 44-м, после окончания механико-технологического факультета института, Николай вернулся в столицу. Там он закончил 3 года аспирантуры. К слову, о выбранной специальности  не жалел никогда – она и привела его в «космос».

В 1947 году молодой специалист по распределению попал в Подлипки на только что «зародившийся» НИИ-88. Тогда здесь лишь начинали создаваться отделы, всего на тот момент их было пять, и они еще не работали в полную силу. «В те годы, - говорит Шиганов, - я даже не представлял, какое однажды ответственное дело ляжет на плечи мои и моего отдела…». По словам Николая Васильевича, коллектив в отделе материаловедения, куда он пришел старшим инженером, подобрался просто замечательный, а сфера, в которой предстояло трудиться, была безумно увлекательной, ведь тогда началось развитие нового вида промышленности - создание ракетно-ядерного щита и освоение космического пространства.

 «Звездный человек»
- Наш отдел, - рассказывает Шиганов, - занимался разработкой новых материалов и технологии их применения для ракет и космических аппаратов. А в то время, когда я уже являлся его начальником, перед нами встала серьезная задача:

– придумать и создать теплозащиту для головных частей боевых ракет и для спускаемых космических аппаратов с человеком на борту. Последние врывались в атмосферу с огромной скоростью, при которой их внешняя оболочка нагревалась до десяти тысяч градусов от трения о воздух. Необходимо было сделать так, чтобы внутри сохранялась комфортная температура для космонавта.

...Было понятно, что планировался полет человека в космос, но лишь в конце пятидесятых начался отбор людей для этой цели. Однако эта информация была закрытой, поэтому имя Юрия Гагарина буквально загремело во всем мире только после его возвращения на Землю.

   Н.В.Шигановым и его сотрудниками за годы работы было создано и испытано немало различных сплавов, которые предназначались для производства ракет, многие из них оказывались негодными и были «забракованы». Например, отличный высокопрочный алюминиевый сплав Д-16, широко применяемый в авиации, для корпусов  ракет не подходил из-за плохой свариваемости и низкой коррозионной стойкости при взаимодействии с компонентами ракетного топлива. Таким образом, путем проб и ошибок, коллеги все-таки пришли к созданию идеального материала – алюминиево-магниевого сплава АМГ-6, который используется до сих пор. Для изделий ракетной техники, топливных баков, космических кораблей, орбитальных станций, а также для спускаемого аппарата, в котором находился Юрий Гагарин, отделом Шиганова была разработана серия оригинальных «жертвенных теплозащитных покрытий». Этот материал с успехом прошел все испытания на Земле и оправдал себя во время полета Гагарина.

 О том, что полет первого человека в космос состоялся, прошел благополучно, сбоев и неполадок не произошло, Николай Васильевич узнал постфактум.
 
 «Трудно передать, - восклицает он, - какую палитру чувств испытал. Прежде всего, это, разумеется, гордость за нашу страну!».


Шиганов признается, что к полету Гагарина  не относился, как к чуду – он всегда знал, что это  результат колоссального труда огромного количества людей в разных концах нашей страны, специалистов различных сфер деятельности. Конечно,  были у него переживания за свой фронт работы, ведь частично и от действий его отдела зависел успех данного события...


   Вскоре на территории ОКБ-1 состоялся митинг, где люди смогли увидеть первого космонавта, а он поделился с народом впечатлениями, полученными при полете. Шиганов запомнил его слова: «Люди, берегите Землю, она прекрасная и такая маленькая. Будем хранить и умножать эту красоту, а не разрушать ее!».

Гибель Гагарина стала общей трагедией для жителей страны.


А Николай Васильевич Шиганов посвятил в те дни космонавту стихотворение, в котором были строки:

…Хоть Юрий Гагарин ушел от нас,
Но стал он знамением века,
Он был сын Земли,
А в тот звездный свой час
Стал звездным в веках человеком!...

Да, "звёздным в веках"! лучше не скажешь!...

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПРЕКРАСНОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ, ШИГАНОВА НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА, С ЮБИЛЕЕМ И ПОЖЕЛАЕМ ЕМУ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ НА ДОЛГИЕ ГОДЫ!!!

Последний мечтатель

Соратнику Сергея Павловича Королёва,
доктору технических наук, профессору,
моему Учителю,
Шиганову Николаю Васильевичу, к 100-летнему юбилею,
посвящается...

Я безумно люблю старый город,
Узких улиц короткий разбег
С именами вождей и героев,
Бывших в сердце когда-то у всех.

Электрички вдоль Сакко-Ванцетти,
Голубятни советских времён
И в Подлипках гроза на рассвете,   
И в граните Сергей Королёв,

У стены обветшалого дома
На скамейке сидит человек,
Чертит важное веткою клёна
На песке, поправляя берет;

Оперевшись щекою на палку,
Он сухарик из хлеба крошит,
Кормит им одноногую галку,
Что-то ей, как родной, говорит...

Он был с Главным когда-то знакомый,
Пил с ним  даже в столовой  компот,
Был, как Главный, мечтателем тоже,
Отправляя ракеты в полёт.

...Начертил, встал, берет свой поправил
И ногою песок разровнял,   
И ушёл, на скамейке оставив,
Ветку клена, да старый журнал...

Хулиганистый ветер весенний
Сдул песок, открывая слова..
Уравненье читалось… последним
Было, кажется, слово МЕЧТА!

Целый век у него на ладони,
А на сердце - эпоха легла...
Со скамейки я взял ветку клёна,
Прочертил ею снова - МЕЧТА!..
14.05.2020


© Copyright: Владимир Денисов 5, 2020

http://stihi.ru/2020/05/14/949



По материалам пресс-службы ФГУП ЦНИИмаш